Судья: Грищенко Э.Н. адм.дело №33а-15887/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2017 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Шилова А.Е., Хаировой А.Х.,
при секретаре: Майдановой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гафарова А.М. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 17 октября 2017 года по делу по административному исковому заявлению Гафарова А.М. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании распоряжения,
с участием Гафарова А.М., Агаповой О.С. (представителя Департамента градостроительства г.о.Самара),
УСТАНОВИЛА:
Гафаров А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 05.05.2017 им подано в Департамент градостроительства г.о.Самара заявление о предварительном согласовании предоставления ему, как инвалиду войны, в собственность бесплатно земельного участка площадью 661 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>., государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Решением Департамента градостроительства г.о.Самара от 09.06.2017 №РД-1434 в удовлетворении заявления отказано, поскольку федеральными законами, а также законами Самарской области не предусмотрено предоставление инвалидам войны земельных участков в собственность бесплатно.
Не согласившись с таким решением, считая, что согласно представленному удостоверению серии ИБ №070262 от 01.11.2016 он имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, а не просто инвалидов войны, как указано в распоряжении об отказе, Гафаров А.М. с учетом уточнений просил признать решение Департамента градостроительства г.о.Самара от 09.06.2017 №РД-1434 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о.Самары предварительно согласовать предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно на основании п.7 ст.39.5 ЗК РФ, ст.9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 №94-ГД по его заявлению от 05.05.2017.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 17 октября 2017 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе гафаров А.М. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что как инвалид войны имеет право на все льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка в соответствии с подп. «г» п.3 ст.9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 №94-ГД.
В заседании суда апелляционной инстанции Гафаров А.М. доводы жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара просила решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с подп.7 ст.39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться бесплатно на основании решения уполномоченного органа отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 №94-ГД «О земле» предусмотрено предоставление инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства (подп. «ж» п.2 ч.3, подп. «г» п.3 ч.3, ч.4 ст.9).
В соответствии с подп.2 п.8 ст.39.15 во взаимосвязи с п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 05.05.2017 Гафаров А.М. обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 661 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства.
В качестве документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, представил удостоверение серии ИБ № 070262, согласно которому Гафаров А.М. является инвалидом третьей группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны.
Распоряжением Департамента №РД-1434 от 09.06.2017 административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатного земельного участка на основании подп.2 п.8 ст.39.15, подп.1 ст.39.16 ЗК РФ, поскольку федеральными законами, а также законами Самарской области не предусмотрено предоставление земельных участков бесплатно инвалидам войны, к числу которых относится Гафаров А.М.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное распоряжение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом суд обоснованно исходил из того, что административный истец не относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков.
Согласно ст.ст.1-4, 13-24 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» законодатель различает следующие категории граждан, имеющих различный объем социальной помощи: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий (инвалиды войны), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся, в том числе военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.
Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий из числа лиц, указанных в ст.4 Закона о ветеранах, именуемые в законе также «инвалиды войны», имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Закона о ветеранах. Право на бесплатное предоставление земельных участков положениями данной статьи не предусмотрено.
Из положений ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №94-ГД "О земле" следует, что право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют только инвалиды Великой Отечественной войны и ветераны Великой Отечественной войны, но не лица, приравненные к ним Законом о ветеранах по предоставляемым данным законом мерам социальной поддержки.
Уравнивая инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий в мерах социальной поддержки, Федеральный закон "О ветеранах" различает данные категории граждан, наделяя каждую из них самостоятельным правовым статусом.
Данный вывод следует из анализа положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14 указанного закона, предусматривающего различные условия обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий. Так, для инвалидов боевых действий имеет значение дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (до или после 1 января 2005 года). Кроме того, инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. О различном правовом статусе данных категорий граждан свидетельствуют также положения статьи 23.2 Закона о ветеранах, предусматривающие различный объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий.
Таким образом, поскольку административный истец к числу ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны не относится, что им не оспаривается, правовых оснований для предоставления ему земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно не имеется, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении требований является правильным и отмене не подлежит.
Наличие у административного истца удостоверения инвалида, подтверждающего право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, не порождает право на бесплатное предоставление земельного участка, поскольку такое право законом не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у Гафарова А.М. права на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с Законом Самарской области «О земле» наравне с инвалидами Великой Отечественной войны основаны на ошибочном толковании подлежащих применению норм материального права и не могут повлечь отмену решения по изложенным выше мотивам.
В связи с изложенным судебная коллегия считает, что оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется. Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и предусмотренных ст.310 КАС РФ, судом не допущено.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 17 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гафарова А.М. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи