Дело №
УИД: 55RS0№-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Зинченко Ю.А.,
помощника ФИО9,
при секретаре судебного заседания ФИО10,
рассмотрев 22 мая 2023 года в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по исковому заявлению БУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к ФИО2 о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки, судебных расходов,
с участием представителя истца, ФИО1, по доверенности, представителя ответчика, ФИО3, по доверенности,
У С Т А Н О В И Л:
Бюджетное учреждение <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – БУ «МФЦ») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки, судебных расходов, в обоснование требований указав, что ответчик являлся получателем меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса за капитальный ремонт (далее - ДЭС по оплате жилого помещения) по льготной категории: "Многодетная семья" с ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для прекращения ДЭС явился ответ на межведомственный запрос, в котором указано, что ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес>, Бульвар Архитекторов, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В результате чего образовалась задолженность ДЭС по оплате жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 109 801 рубля 02 копеек. В добровольном порядке задолженность не погашена. Просит суд взыскать в пользу бюджетного учреждения <адрес> "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" сумму переплаты меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 109 801 рубля 02 копеек.
Представитель истца БУ «МФЦ» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснила, что субсидия предоставляется в зависимости от количества зарегистрированных лиц и площади квартиры. В данном споре у ответчика поменялся состав семьи по числу зарегистрированных лиц. От этого зависит сумма выплаты.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика ФИО2 ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Пояснил, что истцом не предъявлено доказательств наличия в действиях ответчика недобросовестности, которая явилась бы основанием для смены меры социальной поддержки.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Руководствуясь статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан», действующей на момент назначения меры социальной поддержки, установлено, что ера социальной поддержки - способ обеспечения граждан определенными материальными благами в денежной или натуральной форме либо преимущество (льгота) в получении таких материальных благ за счет средств областного бюджета. Ежемесячная (ежегодная) денежная выплата - мера социальной поддержки, при которой гражданину выплачивается денежная сумма в размере, определенном областным законодательством, в качестве компенсации стоимости дополнительных материальных благ, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья или по иным причинам.
В целях реализации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «<адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан» постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>, который действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ процедуру предоставления отдельным категориям граждан, установленным указанной главой Кодекса, следующих мер социальной поддержки определяет Порядок предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан в <адрес>, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее, Порядок).
Согласно Порядку, меры социальной поддержки гражданам из числа категорий граждан, указанных в пунктах 1-28 приложения к настоящему Порядку, предоставляются в денежной форме, в виде денежного эквивалента установленной законодательством скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Для назначения мер социальной поддержки гражданин предъявляет в уполномоченное государственное учреждение <адрес>, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития <адрес> по месту жительства (пребывания) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и вместе с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития <адрес> предоставляет документы, подтверждающие право на назначение мер социальной поддержки.
Согласно пункта 12 Порядка, меры социальной поддержки предоставляются гражданину с даты обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, но не ранее даты возникновения права на получение мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 13 Порядка, получатели мер социальной поддержки обязаны извещать учреждение о наступлении обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки или прекращение их предоставления, и представлять в учреждение документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств, не позднее 14 календарных дней со дня наступления таких обстоятельств. К обстоятельствам, влекущим изменение условий предоставления мер социальной поддержки или прекращение их предоставления, относятся: изменение группы инвалидности ветерана боевых действий или снятие группы инвалидности; вступление в брак (для вдов участников боевых действий); выезд на постоянное место жительства за пределы <адрес> (за исключением предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим звание «<адрес>»).
Согласно пункту 14 Порядка, в случае неисполнения получателями мер социальной поддержки обязанности, указанной в пункте 13 настоящего Порядка, получения гражданином мер социальной поддержки обманным путем или путем иного злоупотребления, повлекшим необоснованное предоставление мер социальной поддержки, суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующих выплатах либо взыскиваются в судебном порядке учреждениями.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>» (далее – Порядок), бюджетным учреждением <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – учреждение) ФИО2 назначена мера социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате коммунальных услуг, жилого помещения и льгота по уплате взноса на капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по льготной категории «Многодетная семья» в ежемесячном размере 211,39 рублей (далее – ДЭС) (л.д.13).
Основанием ля назначения выплаты явилось заявление ФИО2 о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10).
Выплата ДЭС по оплате жилищно-коммунальных услуг перечислялась ответчику на его расчетный счет через кредитную организацию.
Согласно копии лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, корпус 5, <адрес> были зарегистрированы 5 человек: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.11).
В соответствии с распоряжением о прекращении меры социальной поддержки от 09.02.2021г. № б/н филиалом Учреждения было прекращено предоставление меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт по льготной категории «Многодетная семья».
Основанием для прекращения явился ответ из 1 отделения (по вопросам миграции на территории КАО <адрес>) отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес> № исх-21/307 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, корпус 5, <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована по адресу: <адрес>, корпус 5, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, корпус 5, <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, корпус 5, <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).
Согласно адресной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом адресно-справочной работы УВМ УМВД России по <адрес>, ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, Бульвар Архитекторов, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ филиалом БУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг КАО <адрес>» в адрес ФИО2 направлены уведомления, из которых следует, что в связи с несвоевременным получением сведений о снятии с регистрационного учета по месту постоянного проживания был излишне выплачен ДЭС в сумме 109 801,02 руб. за период с 01.05.2016г. по 30.06.2020г.(л.д.38-39, 50-51, 52-53, 55-56).
Вместе с тем, согласно акту о проживании от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала совместно с супругом ФИО4 и с детьми: ФИО5, ФИО7, ФИО6 по адресу: <адрес>, корпус 5, <адрес> (л.д. __).
Истец полагает, что имеются основания для взыскания сумм, полученных ФИО2 в качестве меры социальной поддержки за период с мая 2016г. по июнь 2020г.
Возражая против удовлетворения требований, представитель ФИО2 – ФИО3 ссылался на отсутствие в действиях ФИО2 недобросовестности.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского Кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 названного Кодекса.
По правилам п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, содержащееся в гл. 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, в том числе по законодательству субъекта Российской Федерации.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании денежных средств, предоставленных в качестве меры социальной поддержки презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ФИО2 при получении мер социальной поддержки возлагается на истца.
Вместе с тем, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств недобросовестного поведения, сокрытия информации со стороны ФИО2, которые повлекли бы за собой взыскание с ФИО2 выплаченных сумм меры социальной поддержки.
Как установлено в судебном заседании, <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан и Порядком предоставления мер социальной поддержки не определен порядок действий получателя мер социальной поддержки при смене адреса регистрации по месту жительства.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов от ДД.ММ.ГГГГ, не указано какая организация подлежит уведомлению о смене адреса регистрации по месту жительства, не указан способ уведомления гражданином при смене адреса регистрации по месту жительства.
Также, необходимо отметить, что согласно подпункта 13 Порядка предоставления мер социальной поддержки предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки прекращается в случае изменения места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки (в случае выезда гражданина за пределы территории <адрес>). Пунктом 14 этого же Порядка установлено, что в случае наступления обстоятельств, указанных в том числе в пункте 13 Порядка гражданин обязан сообщить о таких обстоятельствах в учреждение в течение 14 календарных дней с момента их наступления. Вместе с тем, установлено, что ФИО2 за пределы территории <адрес> не выезжала, зарегистрировалась по месту жительства на территории <адрес>.
Кроме того, стороной истца не приведено доказательств действительного смена адреса ответчика и членов ее семьи. Проживание указанных лиц по адресу: <адрес>, корпус 5, <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено актом о проживании, имеющимся в материалах дела. Стороной истца данное доказательство не опровергнуто.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований бюджетного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» не имеется.
Поскольку в удовлетворении исковых требований бюджетного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о взыскании суммы незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты отказано, требование о взыскании расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований бюджетного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ИНН 5503202108) к ФИО2 (СНИЛС 066-730-536 73) о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Зинченко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия вернаРешение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г.УИД 55RS0№-08Подлинный документ подшит в материалах дела 2-2323/2023 ~ М-1486/2023хранящегося в Кировском районном суде <адрес>Судья __________________________Зинченко Ю.А. подписьСекретарь_______________________ подпись |