Решение по делу № 2а-10792/2021 от 21.07.2021

Копия                                      дело № 2а-10792/2021

УИД: 24RS0048-01-2021-011224-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года     г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Заверуха О.С.,

при секретаре - Каледа Д. О.,

с участием административного истца посредством ВКС - Садикова Г.М.,

переводчика - Тогизбаевой А.А.,

представителей административных ответчиков Прокуратуры Советского района г. Красноярска - Федорова Е.В.,

Прокуратуры Красноярского края - Воротынской О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садикова Гайрата Мавляновича к Прокуратуре Советского района г. Красноярска, Прокуратуре Красноярского края о признании действий (бездействия) незаконными, выразившихся в не рассмотрении обращений, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Садиков М.Г. обратился в Советский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением к Прокуратуре Советского района г. Красноярска о признании действий (бездействия) незаконными, выразившихся в не рассмотрении обращений, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что административный истец неоднократно обращался в Прокуратуру Советского района г. Красноярска с заявлениями о нарушении его прав, однако, ни на одно из обращений Садиков Г.М. до настоящего времени ответа не получил. Полагает, что бездействие административных ответчиков нарушает его права, в связи с чем, просит признать незаконными бездействие Прокуратуры Советского района г. Красноярска, выразившееся в не рассмотрении обращений Садикова Г.М., возложить обязанность по устранению допущенных нарушений.

Определением от 30.08.2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Прокуратура Красноярского края.

Административный истец - Садиков Г.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил о том, что в настоящем судебном заседании он оспаривает, что три его обращения не были рассмотрены по существу, и что в соответствии с законом обращение должно быть рассмотрено, если не рассмотрено, то должно быть возвращено, его обращения не были ни рассмотрены, ни возвращены. Кроме того пояснил, что жалобы и заявления на русском языке для него писали заключенные, отбывающие с ним наказание по его просьбе, в данный момент возможности писать жалобы на русском языке у него нет. В прокуратуру Советского района обратился для того, чтобы ему выдали приговор, который был направлен Воскресенской прокуратурой в г. Москвы после перевода в прокуратуру Советского района г. Красноярска для исполнения. Кроме этих обращений было еще одно обращение, на которое ответ так и не поступил.

Представитель административного ответчика прокуратуры Советского района г. Красноярска - прокурор района Федоров Е.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что по поступившим от Садикова Г.М. обращениям прокуратурой Советского района г. Красноярска с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и сроков подготовлен и направлен один ответ на три обращения, в котором административному истцу разъяснено, что делопроизводство на территории Красноярского края осуществляется только на русском языке, а также предложено устранить недостатки и обратиться повторно для рассмотрения обращения по существу. Просил отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Представитель административного ответчика - прокуратуры Красноярского края Воротынская О.О., действующая на основании доверенности от 28.09.2021 года, административные исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление Садикова Г.М., кроме того, поддержала позицию Прокурора Советского района г. Красноярска полагая, что заместителем прокурора Советского района г. Красноярска в ответе на обращения Садикова Г.М. от 11.05.2021 года и 31.05.2021 года верно разъяснено, что делопроизводство в Российской Федерации осуществляется на русском языке и обоснованно предложено устранить недостатки написания обращения не на русском языке, после чего направить повторно для рассмотрения по существу. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно статье 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

На основании ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Конституции РФ каждый имеет право на пользование родным языком, а каждое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью переводчика.

Согласно ч. 4 ст. 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в государственные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 этого Закона.

В силу п. 4 ст. 11 указанного выше Закона, в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Садиков Г.М. по приговору Советского районного суда г. Красноярска отбывает наказание в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 6).

11.05.2021 года и 31.05.2021 года он обратился в Прокуратуру Советского района г. Красноярска с тремя письменными обращениями на узбекском языке (л.д. 34,35,36).

Указанные обстоятельства также подтверждаются справкой от 28.09.2021 года, в соответствии с которой, согласно регистрации в программе АИК «WEB-надзор» в прокуратуру Советского района г. Красноярска за период май0июнь 2021 года поступило 09.06.2021 года и зарегистрировано три обращения Садикова Г.М. (л.д. 32).

Из представленного в материалы дела копии надзорного производства следует, что, по указанным выше обращениям, за подписью заместителя прокурора Советского района г. Красноярска Грековой Л.Р., дан единый ответ, в котором Садикову Г.М. разъяснены нормы федерального законодательства в части обеспечения конституционных прав гражданина иностранного государства (л.д. 37), данный ответ направлен в адрес административного истца 15.06.2021 года (л.д. 38-39).

Так, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 68 Конституции РФ).

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства. Лицам, не владеющим государственным языком Российской Федерации, при реализации и защите их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, обеспечивается право на пользование услугами переводчика (часть 2 статьи 5).

Органы прокуратуры при рассмотрении обращений граждан обязаны руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45.

Закон N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45 не содержат положений о порядке рассмотрения обращений, поданных на иностранном языке.

Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом о языках народов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

Согласно п. 1.4 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ, от 29 декабря 2011 г. N 450, делопроизводство в органах и учреждениях прокуратуры РФ ведется на русском языке, являющемся государственным языком РФ, а также на государственном языке республики, на территории которой находится прокуратура или ее организация. Порядок использования языков в официальном делопроизводстве определяется законодательством РФ и республик. Реквизиты бланков документов, печатей, штампов и вывесок прокуратур и организаций оформляются на русском языке и государственном языке республики в составе РФ.

Положения п. 8 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450, что следует также из пункта 2 Приказа, адресовано исключительно работникам органов и учреждений прокуратуры, не носит нормативно-правовой характер в отношении неопределенного круга лиц, а является внутренним локальным актом, определяющим порядок ведения делопроизводства в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

Таким образом, делопроизводство в органах и учреждениях прокуратуры РФ ведется на русском языке, являющемся государственным языком РФ, и обращения истца, поданные им на иностранном языке 11.05.2021 года и 31.05.2021 года, возвращены истцу без рассмотрения, как не поддающиеся прочтению.

Несогласие с содержанием ответов ответчика, само по себе не может являться основанием для признания его незаконным. Кроме того, согласно статье 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых истцом действий (бездействия) административных ответчиков по не рассмотрению по существу обращений направленных 11.05.2021 года и 31.05.2021 года на иностранном языке, не установлена (статья 227 КАС РФ), суд отказывает Садикову Г.М. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы административного истца о том, что на него не распространяются законы РФ, так как он является гражданином иностранного государства судом отклоняются как необоснованные, поскольку в соответствии с положениями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Садикова Гайрата Мавляновича к Прокуратуре Советского района г. Красноярска, Прокуратуре Красноярского края о признании действий (бездействия) незаконными, выразившихся в не рассмотрении обращений, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                     О.С. Заверуха

Решение принято в окончательной форме 13 октября 2021 года.

Копия верна.

Судья         О.С. Заверуха

2а-10792/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Садиков Гайрат Мавлянович
Ответчики
Прокуратура Советского района г. Красноярска
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
21.07.2021Регистрация административного искового заявления
22.07.2021Передача материалов судье
22.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее