66RS0056-01-2022-001402-04
гражданское дело №2-947/8/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тавда 26 октября 2022 года
мотивированное решение от 01 ноября 2022 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Галкин С.В.,
при секретаре судебного заседания Гутковской М.С.,
с участием и.о. Прокурора Таборинского района Белозеровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Таборинского района, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации ***** сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов,
установил:
<адрес>, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к А. К. сельского поселения с требованиями о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления, расположенный в границах ***** сельского поселения.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения требований федерального законодательства об охране окружающей среды на территории <адрес> квартал 8 вблизи населенного пункта д. <адрес> (№) выявлено несанкционированное размещение твёрдых бытовых отходов, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотоснимками.
По результатам ранее проведенных надзорных мероприятий по данному факту, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес Главы ***** сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства об окружающей среде и природопользовании, однако, выявленные нарушения не устранены.
Непринятие А. К. сельского поселения мер по ликвидации указанной свалки влечёт за собой нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а также может повлечь иные тяжкие последствия – причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Прокурор Белозерова А.В. в судебном заседании полностью поддержала исковые требования.
Представитель ответчика - А. К. сельского поселения в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении иска прокурора в отсутствие представителя, заявив о согласии с исковыми требованиями прокурора в полном объёме.
В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пункту 18 статьи 6, пункту 41 статьи 29 Устава ***** сельского поселения Таборинского муниципального района <адрес>, утвержденного Решением Д. К. сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения и к полномочиям ***** поселения относятся в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ответу Главы ***** сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, территория <адрес> находится вблизи населенного пункта <адрес>, где сформирован земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка твёрдых отходов, находящаяся в границах населенного пункта ***** сельского поселения.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в деятельности А. К. сельского поселения.
В ходе проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства об охране окружающей среды, об обращении с отходами производства, прокуратурой установлено, что на территории <адрес> вблизи населенного пункта д. <адрес> (географические координаты: №), выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов.
Наличие несанкционированной свалки подтверждается материалами проверки, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотоснимками.
Кроме того, по результатам ранее проведенных надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес Главы ***** сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства об окружающей среде и природопользовании. Между тем, до настоящего времени нарушения не устранены.
На день рассмотрения исковых требований, А. К. сельского поселения, контракты со специализированными организациями, осуществляющими сбор и вывоз отходов, не заключены.
В силу положений части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, А. К. сельского поселения в нарушение статей 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, не осуществлена охрана земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, в том числе, не приняты меры пожарной безопасности, не обеспечено соблюдение экологических, санитарно-гигиенических правил, нормативов, допущено загрязнение, захламление почвы на указанном земельном участке.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что земельный участок, на котором непосредственно находится несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, относится к территории ***** сельского поселения. На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 24.6 указанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со статьей 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, является исключительной компетенцией муниципальных образований, а в силу части 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных округов, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на ***** Муниципального образования ***** сельское поселение обязанности по организации ликвидации несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов являются обоснованными, поскольку из системного толкования всех вышеизложенных нормативных правовых актов следует, что органы местного самоуправления не освобождены от участия в организации деятельности в области обращения с твердыми бытовыми отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, поскольку неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с твердыми бытовыми отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Существование установленного судом несанкционированного места размещения твёрдых коммунальных отходов в границах МО ***** сельского поселения подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределённого круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их жизни и здоровью, в связи с чем, требование <адрес> обосновано, к надлежащему ответчику и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при вынесении решения по рассматриваемому делу с возложением на ответчика обязанности совершить определенные действия, считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение месяца после вступления решения суда в законную силу, который находит разумным.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при установлении срока, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Таким образом, именно на ответчика возлагается обязанность представлять доказательства невозможности исполнения решения суда в предложенные истцом сроки и обосновать разумность предложенного стороной ответчика срока исполнения судебного решения.
Однако, каких-либо доказательств того, что в установленный срок не представится возможным исполнить решение суда, стороной ответчика суду не представлено. Установление иного срока будет противоречить существу правоотношений, и является фактически произвольным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Таборинского района, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации ***** сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, удовлетворить.
Возложить на Администрацию ***** сельского поселения обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления, в границах ***** сельского поселения на территории <адрес>, вблизи населенного пункта д. <адрес>, географические координаты: №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 01 ноября 2022 года, путём подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области.
Председательствующий подпись С.В. Галкин