Председательствующий по делу дело № 33-4406/2023
Судья Судовцев А.С.
(дело в суде первой инстанции № 2-8/2023,
УИД 54RS0010-01-2022-004577-07)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Алекминской Е.А.
и судей краевого суда Процкой Т.В., Кожиной Е.А.
при секретаре Железковой Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 21 ноября 2023 г. гражданское дело по иску военного прокурора Борзинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Мирошниковой С.Б.
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 15 марта 2023г., которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации принять решение о включении в план капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> а также обеспечить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу проведение капитального ремонта системы отопления (теплоснабжения), водоснабжения (холодного), водоотведения; оборудования электроснабжения; фасада здания данного многоквартирного жилого дома.
При осуществлении капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> следующие виды работ:
- подвальное помещение: монтаж дверей в количестве-2 шт.; розлив центрального отопления: монтаж стальных труб на полипропиленовые: диаметром 32мм-110м, диаметром 40мм-116м, диаметром 50мм-65м, диаметром 76мм-90м, диаметром 89мм-60м, диаметром 108мм-98м; монтаж задвижки шаровой флянцевой: диаметром 80мм-4 шт., диаметром 50мм-6шт.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 25мм-16 шт., диаметром 32мм-6 шт., диаметром 40мм-4 шт.; монтаж вентиля чугунного диаметром 20мм-5 шт.; розлив ХВС: монтаж стальных водопроводных труб на полипропиленовые: диаметром 50мм-90м., диаметром 32мм-100м.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 32мм-8шт., диаметром 50мм-4шт., диаметром 25мм-3шт.; канализация: монтаж канализационной трубы: диаметром 110мм-75м.; монтаж тройника 45° диаметром 110мм-12шт.; монтаж тройника 90° диаметром 110 мм-10шт.; монтаж крестовины 45° диаметром 110 мм-14шт.; монтаж манжета диаметром 110мм-8шт.; монтаж отвода 90° диаметром 110мм-8шт.; монтаж гофры диаметром 110мм-10шт.; электрощитовая: монтаж предохранителей ППН-33УХ13-4шт.; монтаж рубильника ВК.ВКЛ.ВР-32*37А-400А-1шт.
- общедомовые инженерные сети: холодное водоснабжение: монтаж стальных водопроводных труб на полипропиленовые: диаметром 20мм-155м., диаметром 25мм-150м.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 20мм-16шт., диаметром 15мм-82шт.; установить систему горячего водоснабжения; отопление: произвести замену стальных труб на полипропиленовые: диаметром 20мм-350м., диаметром 25мм-75м., диаметром 15мм-16м.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 20мм-76шт.; монтаж радиаторов 220 шт.; установка крана «Маевского» - 28 шт.; электроснабжение: монтаж эл. проводки освещения: установка осветительных приборов на лестничных клетках (светодиодный светильник с датчиком движения ASO СПБ-2Д 310-20 20 Вт.) - 8шт., автоматический выключатель С25-1Р-48шт., монтаж эл. проводки: кабель ВВГ 3*1,5 - 100м., установка выключателей 1ОП-1КП - 12шт., кабель канал 25*25 - 175м.
- стены: межпанельные швы: ремонт, заделка мастикой-130м2;
- провести монтаж оконных блоков -15шт., рам -15шт.;
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском. Иск обоснован тем, что военной прокуратурой Борзинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами домоуправления № <адрес>) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВВО) требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при обслуживании многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в соответствии с проведенными плановым весенним осмотром в 2021 году указанный многоквартирный жилой дом, принадлежащий Министерству обороны Российской Федерации на праве собственности, находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта. Так, согласно акту общего весеннего осмотра объектов жилищного фонда (многоквартирного дома) от 2 апреля 2021 г., дефектного акта от 13 апреля 2021 г., в <адрес> необходимо провести капитальный ремонт: систем отопления, водоснабжения (горячего и холодного), водоотведения; оборудования электроснабжения и учета электрической энергии; фасада здания; межпанельных швов (их герметизация); цоколя; отмостки, внутри подъездной отделки; подходов к подъездам; тротуаров, а также произвести монтаж окон на лестничных клетках, новых игровых площадок, скамеек и урн; утепление инженерных подвальных помещений; установку освещения в подвальных помещениях; замену входных подвальных дверей и входных люков чердачных. Указывает, что Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, а также обязанность по проведению капитального ремонта объектов недвижимости, в том числе вышеуказанного многоквартирного дома.
С учетом уточнения исковых требований, военный прокурор просил:
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством, принять решение и провести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> системы отопления (теплоснабжения), водоснабжения (холодного), водоотведения; оборудования электроснабжения; фасада здания:
- подвальное помещение: монтаж дверей в количестве-2 шт.; розлив центрального отопления: монтаж стальных труб на полипропиленовые: диаметром 32мм-110м, диаметром 40мм-116м, диаметром 50мм-65м, диаметром 76мм-90м, диаметром 89мм-60м, диаметром 108мм-98м;монтаж задвижки шаровой флянцевой: диаметром 80мм-4 шт., диаметром 50мм-6шт.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 25мм-16 шт., диаметром 32мм-6 шт., диаметром 40мм-4 шт.; монтаж вентиля чугунного диаметром 20мм-5 шт.;розлив ХВС: монтаж стальных водопроводных труб на полипропиленовые: диаметром 50мм-90м., диаметром 32мм-100м.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 32мм-8шт., диаметром 50мм-4шт., диаметром 25мм-3шт.; канализация: монтаж канализационной трубы: диаметром 110мм-75м.; монтаж тройника 45° диаметром 110мм-12шт.; монтаж тройника 90° диаметром 110 мм-10шт.; монтаж крестовины 45° диаметром 110 мм-14шт.;монтаж манжета диаметром 110мм-8шт.; монтаж отвода 90° диаметром 110мм-8шт.; монтаж гофры диаметром 110мм-10шт.; электрощитовая: монтаж предохранителей ППН-33УХ13-4шт.; монтаж рубильника ВК.ВКЛ.ВР-32*37А-400А-1шт.
- общедомовые инженерные сети: холодное водоснабжение: монтаж стальных водопроводных труб на полипропиленовые: диаметром 20мм-155м., диаметром 25мм-150м.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 20мм-16шт., диаметром 15мм-82шт.; установить систему горячего водоснабжения; отопление: произвести замену стальных труб на полипропиленовые: диаметром 20мм-350м., диаметром 25мм-75м., диаметром15мм-16м.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 20мм-76шт.; монтаж радиаторов 220 шт.; установка крана «Маевского» - 28 шт.; электроснабжение: монтаж эл. проводки освещения: установка осветительных приборов на лестничных клетках (светодиодный светильник с датчиком движения ASO СПБ-2Д 310-20 20Вт.) - 8шт., автоматический выключатель С25-1Р-48шт., монтаж эл. проводки: кабель ВВГ 3*1,5 - 100м., установка выключателей 1ОП-1КП - 12шт., кабель канал 25*25 - 175м.
- стены: межпанельные швы: ремонт, заделка мастикой - 130м2; монтаж огнезащиты деревянных конструкций; цоколь: требуется окраска известково-цементным раствором 220м2;
- ремонт отмостки -220м2;
- внутренние стены: внутриподъездная отделка: произвести частичную штукатурку –62 м2, масляную окраску- 256 м2;
- провести монтаж оконных блоков -15шт., рам -15шт.;
- установить малые архитектурные формы, урны, скамейки, беседки: урны – 4 шт., скамейки – 4 шт.; игровые площадки: монтаж новых игровых площадок согласно ГОСТа;
- благоустройство и озеленение: подходы к подъездам требуется асфальтирование; тротуары требуется: алфальтирование (т.1 л.д.1-7, т.2 л.д.41-43).
Определением суда от 6 октября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Филиал «Восточный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») (т.1 л.д. 226-227).
Определением суда от 8 ноября 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Государственная жилищная инспекция Забайкальского края, Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, войсковая часть 06705 в лице командира части (т.2 л.д.3-4).
Протокольным определением суда от 23 января 2023 г., в связи с уточнениями исковых требований, процессуальный статус ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации изменен на третье лицо на стороне ответчика (т.2 л.д. 53).
Определением суда от 23 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация городского поселения «Борзинское» и администрация муниципального района «Борзинский район» (т.2 л.д. 54-55).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.2 л.д. 85-97).
Определением суда от 21 июня 2023 г. Министерству обороны Российской Федерации восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы (т.2 л.д.128-130).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Мирошникова С.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Указывает, что у военного прокурора не имелось полномочий на обращение в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку такими лицами являются жители спорного многоквартирного дома, которые могут быть определены и установлены фактически. Ссылается на то, что возлагая на собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность произвести капитальный ремонт имущества, суд не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно путем осуществления ремонта собственником своего имущества. Кроме того, военным прокурором заявлены требования в защиту интересов Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти Российской Федерации, что является недопустимым в силу того, что один публично-правовой субъект имеет противоположные процессуальные и материальные интересы в нарушение принципа состязательности и равноправия сторон, предусмотренных статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на статьи 166, 168 Жилищного кодекса Российской Федерации считает, что работы по капитальному ремонту дома должны проводиться в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за сет средств фонда капитального ремонта, в связи с чем в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации не входит проведение капитального ремонта дома. Считает, что судом неверно определен процессуальный статус лиц, участвующих в деле, поскольку право оперативного управления в отношении спорного многоквартирного дома закреплено за ФГАУ «Росжилкомплекс». Выражает несогласие с определенным судом сроком исполнения решения суда -12 месяцев со дня вступления в силу решения суда, поскольку судом не принято во внимание, что в настоящее время Вооруженными Силами Российской Федерации проводится специальная военная операция, а также непосредственное осуществление мероприятий по восстановлению и строительству объектов военной и гражданской инфраструктур (т.2 л.д.107-112).
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не избранная лицом форма обращения в суд.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. При этом суд может самостоятельно определить вид судопроизводства, в котором подлежит разрешению заявление.
Борзинским городским судом Забайкальского края исковое заявление прокурора рассмотрено в порядке гражданского производства.
Как следует из содержания заявленных прокурором требований, он просит обязать Министерство обороны Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством, принять решение и провести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Поскольку с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», дела, связанные с оспариванием действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, обозначенные требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», если при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ). Такой переход может быть произведен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Перейти к рассмотрению гражданского дела по иску военного прокурора Борзинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по правилам административного судопроизводства.
Дело передать для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение
изготовлено « 1» декабря 2023 г.