Дело № 2а-165/2022
57RS0026-01-2021-003845-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Мелкозеровой Ю.И.,
при секретаре Мещериной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области к Сырцевой В. А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Орловской области (далее-МРИ ФНС России №8 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сырцевой В. А. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени.
В обоснование заявленных требований указано, что Сырцева В.А. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 57:10:2200101:223, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено уведомление об уплате налога № от Датаг.
В связи с тем, что налогоплательщиком задолженность не оплачена, налоговый орган выставил требование № от Дата об уплате налога, пени со сроком исполнения до Дата на земельный налог за 2016 год 794 рубля 00 коп., пени 14 рублей 36 коп. После выставления требования Сырцевой В.А. была произведена частичная оплата налога. В настоящее время задолженность составляет 807 рублей 97 копеек.
Датаг. мировым судьей судебного участка №4 Орловского района Орловской области по заявлению МРИ ФНС России № 8 по Орловской области вынесен судебный приказ №А-1198/2021, который определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от Дата был отменен в связи с поступившими возражениями от должника Сырцевой В.А.
В связи с этим, административный истец просит взыскать с Сырцевой В.А. задолженность в общем размере 807 рублей 97 коп., в том числе, земельный налог 794 рубля 00 коп., пени 13 рублей 97 коп.
Определением суда от Дата рассмотрение настоящего административного дела было назначено в порядке упрощенного производства.
Признав необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, касающиеся существа разрешаемого спора, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного искового производства.
В судебном заседании представитель административного истца МРИ ФНС России №8 по Орловской области не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Сырцева В.А. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, представила письменные возражения, в которых, не оспаривая принадлежность ей земельного участка в спорный период, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку полагает, что налоговым органом пропущен срок для обращения с данными требованиями в суд.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца и ответчика в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Учитывая обстоятельства, на которых основаны заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Судом установлено, что Сырцевой В.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером 57:10:2200101:223, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2522 кв.м. (л.д.8)
Указанные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком.
Сырцевой В.А. как владельцу указанного имущества было направлено уведомление об уплате налога № (л.д.9).
В связи с тем, что налогоплательщиком задолженность по налогу не оплачена, налоговый орган выставил требование № от Дата об уплате налога, пени со сроком исполнения до Дата на общую сумму 808 рублей 36 коп., в том числе, земельный налог 794 рубля 00 коп., пени 14 рублей 36 коп. (л.д.12).
Указанное требование было направлено административному ответчику заказной корреспонденцией (л.д.14).
В связи с тем, что требование исполнено не было, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Сырцевой В.А. задолженности по налогам и пени.
Датаг. мировым судьей судебного участка №4 Орловского района Орловской области по заявлению МРИ ФНС России № 8 по Орловской области вынесен судебный приказ №2А-1198/2021, который определением мирового судьи судебного участка №4 Орловского района Орловской области от Дата был отменен в связи с поступившими возражениями от должника Сырцевой В.А. (л.д.5).
Таким образом, административный ответчик, являясь собственником вышеуказанного имущества, имеет задолженность по земельному налогу, пени, которая не погашена до настоящего времени.
Расчет задолженности проверен судом и признается правильным, не оспорен административным ответчиком.
Довод Сырцевой В.А. о пропуске административным истцом срока обращения к в суд с заявлением о взыскании недоимки, является необоснованным.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление в суд о взыскании обязательных платежей и санкций подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку сумма задолженности не превысила 3 000 рублей, то шестимесячный срок со дня истечения трех лет от истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога № от Дата со сроком уплаты до Датаг. истекал Датаг.
Таким образом, налоговым органом срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа, предусмотренный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации соблюден.
Учитывая, что срок обращения в суд с настоящими требованиями налоговым органом не пропущен, данных, свидетельствующих об оплате задолженности по налогам, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате земельного налога, пени, в размере 807 рублей 97 коп. подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая обязанность для физического лица прекращается с уплатой налогов и сборов налогоплательщиком либо со смертью физического лица - налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Оснований прекращения обязанности по уплате налогов в отношении Сырцевой В.А. не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от Дата N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к Сырцевой В. А. о взыскании недоимки по налогам, пени удовлетворить.
Взыскать с Сырцевой В. А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 задолженность в размере 807 (восемьсот семь) рублей 97 коп., в том числе, земельный налог 794 рубля 00 коп., пени 13 рублей 97 коп.
Взыскать с Сырцевой В. А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2022 года.
Судья Ю.И. Мелкозерова