Решение по делу № 21-14/2018 от 04.12.2017

Дело № 21-14/2018

Р Е Ш Е Н И Е

10 января 2018 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу Березина Сергея Ярославовича на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 24 октября 2017 года по делу № 12-131/2017,

у с т а н о в и л:

постановлением заведующего сектором экологического надзора города Белогорск и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 04 октября 2017г. №002932-0308 инженер по ТБ, ПБ и ООС ООО «Ульяновские известняки» Березин Сергей Ярославович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 24 октября 2017 года по делу № 12-131/2017 жалоба Березина С.Я. оставлена без удовлетворения, постановление от 04 октября 2017г. №002932-0308 – без изменения.

Не согласившись с указанным решением суда, Березин С.Я. подал жалобу, в которой просит решение от 24.10.2017г. отменить, мотивировав тем, что при его вынесении судом допущено нарушение норм процессуального и материального права.

Так, заявитель указывает на то, что судом неправомерно приняты во внимание служебные записки ФИО4 и ФИО5, поскольку они не являются нормативно-правовым актом, на которые можно ссылаться при принятии решения. В материалах дела отсутствует документ, подтверждающий действия должностных лиц, изложенных в служебных записках.

Также заявитель указывает, что судом не приняты во внимание смягчающие обстоятельства, в связи с чем просил прекратить производство по делу в виду малозначительности.

Проверив доводы жалобы, заслушав Березина С.Я., поддержавшего доводы жалобы, заведующего сектором экологического надзора города Белогорск и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлены основные принципы охраны окружающей среды, основными из которых являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу п.3 ст.14 Закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно п.3-п.7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712, паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года №712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №1871 от 11.09.20917 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «<данные изъяты>», согласованной 12.09.2017 года Прокуратурой Республики Крым, заведующим сектором экологического надзора города Белогорск и Белогорского района управления экологического надзора Центрально – Крымского региона – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 и заведующим отделом надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления, регулирования недропользования – старшим государственным инспектором ФИО6 была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 21.09.2017г. №04/06.3.

Согласно указанного акта следует, что ООО «<данные изъяты>» (ОГРН 1159102072348, ИНН/КПП 9109012642/910901001) эксплуатирует северный участок Ульяновского месторождения известняка, расположенного в 3,5 км южнее <адрес> Республики Крым на основании лицензии СМФ 00053 ТЭ, выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым от 12.04.2016 года.

В ходе проверки был проведен визуальный осмотр территории северного участка Ульяновского месторождения известняка, расположенного в 3,5 км южнее <адрес> Республики Крым, в результате которого установлено, что карьер по добыче полезного ископаемого – известняка находится на огороженной территории и представляет собой участок недр по добыче полезных ископаемых – известняка, т.е комплекс сооружений, предназначенных для добычи и обработки известняка. Для добычи известняка используется буровзрывной метод. При помощи экскаваторов, погрузчиков и тяжелой грузовой техники добытое сырье подается на дробильно-сортировочную линию, после чего сырье распределяется по складам. При осмотре административной части карьера установлено, что на данной территории расположены здания и металлические вагончики для рабочего персонала, также имеется весовая станция, топливная станция, два цеха по ремонту грузовой техники и три оборудованных площадки для временного размещения отходов производства и потребления.

В результате хозяйственной деятельности у ООО «<данные изъяты>» образуются следующие виды отходов, определенные федеральным классификационным каталогом отходов: - отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых – код отхода по ФККО 20010000000; - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами – код отхода по ФККО 91920401603; - отходы синтетических и полусинтетических масел моторных – код отхода по ФККО 41310001313; - мусор от офисных и бытовых помещений, организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код отхода по ФККО 73310001724; - шины пневматические автомобильные отработанные – код отхода по ФККО 92111001504; - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом – код отхода по ФККО 92011001532; - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные утратившие потребительские свойства – код по ФККО 47110101521; - отходы известняка, доломита и мела в виде порошка и пыли малоопасные – код отхода по ФККО 23111203404; - отходы минеральных масел трансмиссионных – код отхода по ФККО 40615001313; - фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные – код отхода по ФККО 92130201523; - фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные – код отхода по ФККО 92130301523; - смёт с территории предприятий малоопасный – код отхода по ФККО 73339001714; - фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные – код отхода по ФККО 92130101524; - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – код отхода по ФККО 40512202605; - абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов – код отхода по ФККО 45610001515; - лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные – код отхода по ФККО 46101001205;- шлак сварочный – код отхода по ФККО 91910002204; - шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные – код отхода по ФККО 43111002515.

Факт образования отходов I – IV классов опасности подтверждается материалами учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов производства и потребления, отчетностью по форме 2-ТП (отходы), материалами фотофиксации.

В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» не сданы паспорта отходов I – IV класса опасности для подтверждения отнесения отдельных видов отходов I – IV класса опасности к конкретному классу опасности по 7 видам отходов, не разработаны и не утверждены паспорта отходов I – IV класса опасности по 6 видам отходов, которые образуются в результате хозяйственной деятельности, что является нарушением норм пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно служебной записки заместителя начальника управления нормирования воздействия на окружающую среду – заведующего отделом регулирования обращения с отходами ФИО5 за вх. №2828-вн от 31.08.2017 г. следует, что ООО «<данные изъяты>» (ИНН 9109012642) Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками №35607000/3-16 от 28.12.2016г., сроком действия до 19.12.2021г. (местонахождение производственной площадки – 297642, <адрес>).

В адрес Министерства материалы по подтверждению класса опасности отходов I – IV классов опасности предоставлялись в уведомительном порядке 16.12.2015г. №26501 по 7 видам отходов. Однако, материалы по паспортизации не соответствовали требованиям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 года №541 «Об утверждении порядка отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности», в связи с чем, были направлены на доработку 21.12.2015 года.

Согласно мотивированного представления начальника управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 29.08.2017 года, следует что, ООО «<данные изъяты>» предоставлялись в уведомительном порядке материалы в адрес Министерства для подтверждения отнесения отдельных видов отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности по 7 видам отходов. В результате рассмотрения сотрудниками управления нормирования воздействия на окружающую среду Министерства материалов по паспортизации отходов был сделан вывод об их несоответствии требованиям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014г. №541 «Об утверждении порядка отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности». На основании данного факта вышеуказанные материалы по паспортизации отходов были возвращены 21.12.2015 года в адрес ООО «<данные изъяты>» на доработку и в последующем в адрес Министерства не поступали.

Приказом ООО «<данные изъяты>» от 01.03.2016 года №19.1 ответственным лицом по обращению с отходами производства и потребления назначен инженер по ТБ, ПБ и ООС Березин С.Я.

Согласно п.2.28 должностной инструкции инженера по ТБ, ПБ и ООС от 01.03.2017г. на Березина С.Я. возложена обязанность по составлению технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и другой технической документации.

По результатам проверки заведующим сектором экологического надзора города Белогорск и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 в отношении должностного лица Березина С.Я. 21.09.2017г. составлен протокол № 002932 об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заведующего сектором экологического надзора города Белогорск и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 04 октября 2017г. №002932-0308 инженер по ТБ, ПБ и ООС в ООО «<данные изъяты>» Березин Сергей Ярославович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт допущенного правонарушения и виновность Березина С.Я. в совершении административного правонарушения подтверждены протоколом об административном правонарушении от 21.09.2017г., составленным в присутствии Березина С.Я., который собственноручно в нем указал, что им в настоящее время принимаются меры для устранения нарушения, замечаний по составлению протокола не представил; актом проверки от 21.09.2017г. №04/06.3 и др.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности Березина С.Я. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на установление малозначительности совершенного административного правонарушения не может быть принята во внимание исходя из следующего.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В данном случае нарушения, допущенные Березиным С.Я. и выявленные в ходе проведения проверки, являются грубыми нарушениями в области загрязнения окружающей среды, а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Иные доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных им фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этом доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлены.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что судьей районного суда, при вынесении обжалуемого решения, была дана правильная правовая оценка вышеуказанным обстоятельствам. Учитывая изложенное решение Белогорского районного суда Республики Крым от 24 октября 2017 года по делу № 12-131/2017 является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

Жалобу Березина Сергея Ярославовича на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 24 октября 2017 года по делу № 12-131/2017– оставить без удовлетворения.

Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 24 октября 2017 года по делу № 12-131/2017 в отношении Березина Сергея Ярославовича – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Тимошенко Е.Г.

Копия верна

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

21-14/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Тимошенко Екатерина Григорьевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее