УИД: 19RS0001-02-2024-000489-25
Председательствующий: Сапеева О.В.
Дело № 33-2416/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Комитета муниципальной экономики администрации города Абакана Богдановой Д.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 10 июля 2024 года, которым удовлетворено исковое заявление прокурора г. Абакана Республики Хакасия о признании имущества бесхозяйным.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика Комитета муниципальной экономики администрации города Абакана Богдановой Д.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокуроров Буйницкого В.Е., Благовой О.Г., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Абакана Республики Хакасия обратился в суд с иском о признании имущества бесхозяйным. Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки выявлено наличие в районе жилого дома № 166 по ул. Отрадная в г. Абакане Республики Хакасия бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства КТП-13-04-33 и ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33. Данные объекты опосредованно присоединены к принадлежащим публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» (далее - ПАО «Россети Сибирь») электрическим сетям, при этом собственник данного имущества неизвестен. Указал, что Комитет муниципальной экономики администрации г. Абакана неоднократно предлагал ПАО «Россети Сибирь» принять в собственность данные объекты электросетевого хозяйства, вместе с тем сетевая организация отказывается в совершении данных действий по причине нецелесообразности и их неудовлетворительного технического состояния. В связи с тем, что отсутствие собственника инженерных сетей влечет опасность некачественного предоставления коммунальных услуг, с учетом уточнения исковых требований просил признать объект ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33 по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Отрадная, д. 166, протяженностью 84 м, бесхозяйным имуществом; обязать администрацию г. Абакана, Комитет муниципальной экономики администрации г. Абакана в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение и провести мероприятия по сбору необходимых документов и обращению в Управление Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее – Управление Росреестра по Республике Хакасия) с целью постановки на кадастровый учет и регистрации в качестве бесхозяйной воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33.
В судебном заседании прокурор Цицилина О.А. требования заявления поддержала по изложенным в нем основаниям с учетом их уточнения.
Представитель ответчиков администрации г. Абакана и Комитета муниципальной экономики администрации г. Абакана Богданова Д.Т. просила в удовлетворении заявления прокурора г. Абакана отказать, поскольку спорная воздушная линия электропередачи не является бесхозяйным имуществом и находится в частном ведении. Указала, что данная воздушная линия опосредованно присоединена к принадлежащим ПАО «Россети Сибирь» электрическим сетям и все запитанные от данной воздушной линии потребители являются абонентами акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» (далее – АО «АтомЭнергоСбыт»).
Представитель третьего лица ПАО «Россети Сибирь» Молчанов Е.А. разрешение требований прокурора г. Абакана оставил на усмотрение суда. Просил учесть, что принятие на учет бесхозяйных линейных объектов является правом ПАО «Россети Сибирь», а не его обязанностью.
Представитель третьего лица муниципального унитарного предприятия «Абаканские электрические сети» (далее – МУП «Абаканские электрические сети») Ожигова С.О. полагала исковое заявление прокурора г. Абакана не подлежащим удовлетворению, поскольку ответственность за данную воздушную линию электропередач и обязанность по ее содержанию должна быть возложена на ПАО «Россети Сибирь».
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие третьего лица Педоренко С.Г., представителей третьих лиц публично-правовой компании «Роскадастр», АО «АтомЭнергоСбыт».
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований. Признал воздушную линию ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33, расположенную в районе жилого дома №166 по ул. Отрадная, в г. Абакане, протяженностью 84 м, бесхозяйным имуществом. Обязал администрацию г. Абакана, Комитет муниципальной экономики администрации г. Абакана в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение и провести мероприятия по сбору необходимых документов и обращению в Управление Росреестра по Республике Хакасия с целью постановки на кадастровый учет и регистрации в качестве бесхозяйной воздушной линии ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33, расположенной в районе жилого дома №166 по ул. Отрадная в г. Абакане, протяженностью 84 м.
С решением суда не согласна представитель ответчика Комитета муниципальной экономики администрации г. Абакана Богданова Д.А.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что спорная воздушная линия не является объектом недвижимого имущества ввиду отсутствия прочной связи с землей, а ее перемещение невозможно без причинения объекту несоразмерного ущерба и возможности его использования после такого перемещения. Обращает внимание, что воздушная линия монтируется с применением железобетонных или деревянных стоек, которые заглубляются в специально пробуренные скважины на глубину 2,5 м. В связи с тем, что материалы дела не содержат доказательств отнесения спорной линии электропередачи к объекту недвижимости, у Комитета муниципальной экономики администрации г. Абакана отсутствует обязанность принять ее в собственность в качестве бесхозяйного имущества. Обращает внимание, что данная воздушная линия электропередачи опосредованно присоединена к принадлежащим ПАО «Россети Сибирь» электрическим сетям, при этом сетевая организация также обязана принимать на учет бесхозяйные линейные объекты для дальнейшей эксплуатации.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании неоднократных обращений Педоренко С.Г. (29.11.2022, 28.03.2023, 24.04.2023) в прокуратуру г. Абакана и к прокурору Республики Хакасия проведена проверка принадлежности объектов электросетевого хозяйства КТП-13-04-33 и ВЛ-10 кВ, в результате которой установлено, что КТП-13-04-33 в настоящее время отсутствует, а собственник ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33 не установлен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции с учетом положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пришел к выводу, что ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33 отвечает признакам бесхозяйной вещи, а обязанность по постановке данного имущества на учет в силу закона возложена на органы местного самоуправления, уполномоченного управлять муниципальным имуществом.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводами суда, находя доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Комитета муниципальной экономики администрации г. Абакана частично обоснованными по следующим основаниям.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
При этом согласно статье 50 данного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Включению в реестр муниципальной собственности спорного имущества должна предшествовать процедура, предусмотренная частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При этом пункт 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 данной статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В пункте 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Воздушные линии электропередачи - это устройства для передачи электроэнергии по проводам, которые расположены на открытом воздухе и прикреплены при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях - мостах, путепроводах и т.п. (Приложение № 1 к Методическим рекомендациям, утвержденных приказом Ростехнадзора от 23.07.2019 № 291)
В пункте 2.5.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, определено, что воздушная линия электропередачи выше 1 кВ это устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Таким образом, воздушные линии электропередачи являются линейными объектами и, следовательно, сооружениями (пункт 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации), поэтому по общему правилу при наличии условий, установленных в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются объектами недвижимости, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части не заслуживают внимания.
В тоже время судебная коллегия учитывает, что согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 133 данного кодекса вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
На основании статьи 133.1 указанного кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Исходя из приведенных норм закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации юридически значимым обстоятельством для решения вопроса о признании участка электрической сети – ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33 бесхозяйной недвижимой вещью и возложении обязанности на орган местного самоуправления поставить на кадастровый учет данное имущество, необходимо установить является ли спорный участок сети самостоятельной недвижимой вещью.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33 представляет собой отрезок линии электропередачи между двумя опорами, расположенными на ул. Жуковского г. Абакана возле дома № 166 ул. Отрадная г. Абакана Республики Хакасия. Данный отрезок не имеет начала и окончания, поскольку является составной частью линии электропередачи от опоры, принадлежащей ПАО «Россети Сибирь» и расположенной на перекрестке улиц Зоотехническая и Доможакова, до опоры, расположенной возле дома 19 ул. Двадцатой г. Абакана Республики Хакасия, которая как установлено в ходе судебного разбирательства также не имеет собственника (л.д. 126).
Согласно письмам ПАО «Россети Сибирь» от 28.11.2022, 21.12.2022, 17.01.2023, 16.03.2023 электросетевые объекты ВЛ-10 вК ф. 13-04-33 (диспетчерское наименование отпайка от ВЛ-10 кВ ф. 97-01), ТП 13-04-33 (диспетчерское наименование ТП 97-01-33) не имеют технологической связанности с электросетевыми объектами ПАО «Россети Сибирь». Данные объекты подключены опосредованно через участок ВЛ-10 кВ ф. 97-01, имеющий неудовлетворительное техническое состояние, собственник которого неизвестен. ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33 на каком-либо законном праве обществу не принадлежит (л.д. 10, 21, 26, 33).
Поскольку стороной истца не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции доказательств того, что участок ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33 является самостоятельным объектом недвижимости, а не составной частью линии электропередачи (системы энергоснабжения), то оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 10 июля 2024 года по настоящему делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления прокурора г. Абакана Республики Хакасия о признании ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33, расположенной в районе жилого дома № 166 по ул. Отрадная, в г. Абакане Республики Хакасия, протяженностью 84 м, бесхозяйным имуществом, возложении на администрацию города Абакана, Комитет муниципальной экономики администрации города Абакана организовать проведение и провести мероприятия по сбору необходимых документов и обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с целью постановки на кадастровый учет и регистрации в качестве бесхозяйной ВЛ-10 кВ ф. 13-04-33, расположенной в районе жилого дома №166 по ул. Отрадная в г. Абакане Республики Хакасия, протяженностью 84 м – отказать.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев с момента изготовления мотивированного апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи А.В.Пронина
Е.В.Хлыстак
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.11.2024