Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«20» апреля 2022 года дело № 2-1071/2022
г. Ростов-на-Дону УИД № 61RS0005-01-2022-000537-92
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н., при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Смагиной А.А., при участии:
представителя ответчиков Князева А.А. (доверенности от 11.01.2022 №, от ... г. №, диплом от ... г. №);
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерёмина В. В. к федеральному государственному казённому учреждению «<...> войск национальной гвардии Российской Федерации», <...> войск национальной гвардии по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий федерального государственного казённого учреждения «<...> войск национальной гвардии Российской Федерации», об оспаривании решения организации, наделенной отдельными государственными полномочиями,
УСТАНОВИЛ:
Ерёмин В. В. (далее – истец, Ерёмин В.В.) обратился в суд с административным исковым заявлением к <...> войск национальной гвардии по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий федерального государственного казённого учреждения «<...> войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – ответчик, Комиссия ЮО ВНГ РФ) об оспаривании решения организации, наделенной отдельными государственными полномочиями. В ходе подготовки административного дела к рассмотрению было привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика федеральное государственное казённое учреждение «<...> войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – ответчик, Управление ЮО ВНГ РФ), в ходе рассмотрения административного дела, на основании определения судьи от ... г. суд перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке гражданского судопроизводства.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что он, с ... г. по ... г. проходил военную службу по контракту в войсковой части 3761 Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в должности гранатометчика гранатометного отделения роты оперативного назначения (на боевых машинах пехоты) в должности рядового, в составе ОГВ (с) по проведению контртеррористических операций на территории СКР, дислоцированной на постоянной основе в <...> Республики, принимал фактическое участие в проведении контртеррористических операций, время участия в которых подлежат зачету в выслугу лет (трудовой стаж). Однако его обращение к ответчику с требованием о выдаче удостоверения ветерана боевых действий оставлено без удовлетворения. Полагает данный отказ не законным, в связи с чем, просит суд признать незаконным решение Комиссии ЮО ВНГ РФ от ... г. в отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий Ерёмину В.В.; признать за Ерёминым В.В. право на присвоение звания «Ветеран боевых действий» на Комиссию ЮО ВНГ РФ возложить обязанность выдать Ерёмину В.В. удостоверение ветерана боевых действий.
Истец, представитель истца, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.
Представитель ответчиков в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований, просил суд отказать в их удовлетворении, привел доводы в обоснование возражений, сослался на представленные доказательства, в том числе истребованные судом.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах, к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Положением п. 3 ст. 3 Закона о ветеранах установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III этого Перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
В силу ст. 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01.01.1992 или Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом МВД России от 07.05.2004 № 282 утверждена Инструкция, которая определяет порядок выдачи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 6 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах.
Пунктом 3.3 названной Инструкции предусмотрено, что для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 01.08.1999, к подтверждающим документам для получения удостоверения «Ветеран боевых действий» относятся - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Положения подпункта «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предусматривают, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006 - руководителем контртеррористической операции.
Аналогичные положения содержатся и в Порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в войсках национальной гвардии Российской федерации, утвержденном Приказом Росгвардии от 05.07.2017 № 196.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что гранатометчик гранатометного отделения роты оперативного назначения (на боевых машинах пехоты) рядовой Ерёмин В.В. проходил военную службу по призыву в войсковой части 761 (ст. Наурская), дислоцированной на постоянной основе на территории Чеченской Республики с 22.07.2003 по 05.05.2005, что подтверждается выписками из приказов командира войсковой части 3761 от 22.07.2003 № 192, от 04.05.2005 № 128, справкой Войсковой части 3761 от 17.06.2021 № 1666.
Согласно справке Войсковой части 3761 от 18.06.2021 № 117/6-733 в приказах командира войсковой части 3761 (ст. Наурская) «Об определении времени непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» за период с 22.07.2003 по 05.05.2005 Ерёмин В.В. не значится, в служебные командировки для выполнения служебно-боевых задач не убывал. Данные сведения также нашли подтверждение ответами аналогичного содержания на судебные запросы.
В силу приведенных выше норм материального права, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в контртеррористических операциях на соответствующей территории и в соответствующий период. При этом данные обстоятельства могут подтверждаться только перечисленными в пункте 3.3 Инструкции документами.
Вместе с тем, как следует из ответов войсковой части 3761 приказа либо выписки из приказа, подтверждающих фактическое участие истца в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с июля 2003 года по апрель 2004 года не имеется. Представленные истцом документы данный факт не подтверждают, не являются основанием к выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в соответствии с приведенными выше нормативными актами. Сведений о фактическом участии в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в документальных материалах войсковой части за период службы также не содержится.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы истца о том, что он проходил военную службу в составе ОГВ (с) по проведению контртеррористических операций на территории СКР, соответственно это указывает на его непосредственное участие в боевых действиях, судом признаются не состоятельными, поскольку прохождение военной службы не доказывает того, что он принимал непосредственное участие в боевых действиях, а потому не является основанием к признанию истца ветераном боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения.
Ссылка истца на справку командира войсковой части от 30.03.2005 № 78 об его участии в боевых действиях также не состоятельна, поскольку данное обстоятельство может подтверждаться только перечисленными в пункте 3.3 Инструкции документами. Основанием для признания и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» является документально подтвержденный факт выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Исходя из вышеизложенного, никакие иные доказательства не могут быть приняты в качестве допустимых.
С учетом приведенных выше норм материального права и установленных по делу обстоятельств, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения Комиссии ЮО ВНГ РФ, признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и возложении на ответчиков обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку документов, подтверждающих непосредственное участие истца в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Ерёмина В. В. к федеральному государственному казённому учреждению «<...> войск национальной гвардии Российской Федерации», <...> войск национальной гвардии по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий федерального государственного казённого учреждения «<...> войск национальной гвардии Российской Федерации», об оспаривании решения организации, наделенной отдельными государственными полномочиями, полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись
Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2022 года.
Копия верна
Судья К.Н. Чернякова