Судья Костин Е.А. дело № 21-326/2022
(дело в суде первой инстанции № 12-26/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Лаптевой В.Е., защищающей интересы должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, главы муниципального района «Сосногорск» - руководителя администрации Дегтяренко С.В. на решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением № 275/21/11007-АП заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Сосногорску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми С. от 13 октября 2021 года глава муниципального района «Сосногорск» - руководитель администрации Дегтяренко С.В. (далее по тексту также Дегтяренко С.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица отделения судебных приставов по городу Сосногорску, защитник Дегтяренко С.В. - Лаптева В.Е., уполномоченная соответствующей доверенностью, в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилась с жалобой в Сосногорский городской суд Республики Коми, в которой просила оспариваемое постановление признать незаконным, указывая в обоснование доводов, что Дегтяренко С.В. избран на должность главы муниципального района «Сосногорск» - руководителя администрации 24 декабря 2018 года, в связи с чем, объективно не мог повлиять на решение суда от 21 июня 2018 года, на его исполнение, поскольку не принимал участия в процессе формирования бюджета на 2019 год и не мог предусмотреть в бюджете дополнительные бюджетные средства для исполнения указанного судебного решения; также указав на то, что в виду того, что администрация муниципального района «Сосногорск» не является специализированной организацией и не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности, обязанность по вывозу и ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на общей площади до 1,0 га, расположенной в кварталах 34 и 35 Ираёльского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество» лежит на ООО «Региональный оператор Севера».
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Сосногорского городского суда Республики Коми 19 апреля 2022 года принято решение, в соответствие с которым постановление № 275/21/11007-АП должностного лица отделения судебных приставов по городу Сосногорску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми от 13 октября 2021 года оставлено без изменения, жалоба прдставителя Лаптевой В.Е. - без удовлетворения.
Лаптева В.Е., действуя в защиту интересов Дегтяренко С.В., подала в Верховный Суд Республики Коми жалобу на состоявшийся по делу об административном правонарушении судебный акт, в которой, полагая его незаконным, просит о его отмене, указывая доводы, аналогичные доводам рассмотренным судом первой инстанции.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав материалы гражданского дела Сосногорского городского суда Республики Коми № 2-552/2018, материалы исполнительного производства № 89829/20/11007-ИП, административное дело отделения судебных приставов по городу Сосногорску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми № 275/21/11007-АП, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей городского суда, решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 21 июня 2018 года по делу № 2-552/2018, вступившим в законную силу 24 июля 2018 года, администрация муниципального района «Сосногорск» обязана в срок до 01 ноября 2020 года произвести следующие действия: ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на общей площади до 1,0 га, расположенную в кварталах 34 и 35 Ираёльского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество»; произвести инвентаризацию нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель; разработать проект рекультивации нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель; сдать рекультивированные земли в пст. Ираёль Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, расположенных на территории муниципального района «Сосногорск».
Для принудительного исполнения указанного решения суда выдан исполнительный лист, на основании которого 06 ноября 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосногорску возбуждено исполнительное производство № 89829/20/11007-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований решения суда. Указанное постановление получено администрацией муниципального района «Сосногорск» 06 ноября 2020 года (вх. № 02-21/11178).
Исполнительный документ администрацией муниципального района «Сосногорск» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сосногорску на основании постановления от 19 ноября 2020 года в отношении должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 07 декабря 2020 года. Указанное постановление получено администрацией муниципального района «Сосногорск» 24 ноября 2020 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (ШПИ 16950052050755).
Судебным приставом-исполнителем в адрес администрации муниципального района «Сосногорск» 14 января 2021 года направлено требование, исполнить решение суда от 21 июня 2018 года по делу № 2-552/2018 в семидневный срок со дня поступления указанного требования, полученное должником 15 января 2021 года (вх. № 02-21/296).
Определением Сосногорского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2021 года, вступившим в законную силу 05 марта 2021 года, администрации муниципального района «Сосногорск» отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 21 июня 2018 года.
В адрес должника судебным приставом-исполнителем 12 марта 2021 года направлено повторное требование в срок до 30 марта 2021 года исполнить решение суда, предоставить подтверждающие документы. Данное требование получено администрацией муниципального района «Сосногорск» 12 марта 2021 года (вх. № 02-21/2422), однако в установленный срок информация об исполнении решения суда в отделение судебных приставов по городу Сосногорску не поступила.
Определением Сосногорского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2021 года, вступившим в законную силу 12 октября 2021 года, администрации муниципального района «Сосногорск» отказано в удовлетворении требования о прекращении исполнительного производства № 89829/20/11007-ИП, возбужденного 06 ноября 2020 года по делу № 2-552/2018.
На основании решения председателя Совета муниципального района «Сосногорск» Т. от <Дата обезличена> № XXXII-255 Главой муниципального района «Сосногорск» - руководителем администрации избран Дегтяренко С.В..
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом службы судебных приставов 13 октября 2021 года обжалуемого постановления № 275/21/11007-АП о привлечении Дегтяренко С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют о том, что Дегтяренко С.В., являясь руководителем Администрации - должника по исполнительному производству, не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 275 от 26 августа 2021 года; исполнительным листом ФС № 023842280 № 2-552/2018 от 21 июня 2018 года (выданным 04 февраля 2020 года); постановлением о возбуждении исполнительного производства от 06 ноября 2020 года № 89829/20/11007-ИП; постановлением судебного пристава-исполнителя от 19 ноября 2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей; требованиями судебного пристава-исполнителя от 14 января 2021 года и 12 марта 2021 года об исполнении решения суда; копией решения председателя Совета муниципального района «Сосногорск» Т. от 24 декабря 2018 года № XXXII-255 об избрании Дегтяренко С.В. на должность Главы муниципального района «Сосногорск» - руководителем администрации; Уставом МО МР «Сосногорск», а также другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Дегтяренко С.В. квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Факт неисполнения руководителем должника соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора установлен должностным лицом службы судебных приставов и судьей городского суда на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.
Доводы поданной в Верховный Суд Республики Коми жалобы аналогичны доводам жалобы на постановление должностного лица отделения судебных приставов по г. Сосногорску, рассмотренных судьей Сосногорского городского суда Республики Коми. Эти доводы не нашли своего подтверждения с указанием в судебном решении соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы, судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении были всесторонне, полно и объективно рассмотрены обстоятельства по делу. Так, были рассмотрены и обоснованно отклонены доводы защитника Дегтяренко С.В. о том, что администрация муниципального района «Сосногорск» не является специализированной организацией и не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности, в связи с чем, обязанность по вывозу и ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на общей площади до 1,0 га, расположенной в кварталах 34 и 35 Ираёльского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество» лежит на ООО «Региональный оператор Севера».
Как указано выше, определением Сосногорского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2021 года, вступившим в законную силу 12 октября 2021 года, администрации муниципального района «Сосногорск» отказано в удовлетворении требования о прекращении исполнительного производства № 89829/20/11007-ИП, возбужденного 06 ноября 2020 года по делу № 2-552/2018.
При рассмотрении данного требования должника судом установлено, что Правилами осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми и Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, утвержденными Постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 302 (ред. от 29 июня 2021 года) обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО возложена на Регионального оператора. Утверждение новых механизмов реализации государственных программ по выведению из эксплуатации действующих объектов размещения и накопления ТБО и утрата прежнего механизма, не свидетельствует о невозможности исполнения требований исполнительного производства, обязывающего заявителя (администрацию муниципального района «Сосногорск») совершить определенные действия. Указанные заявителем обстоятельства сами по себе не препятствуют исполнению вступившего в законную силу судебного акта, и не освобождают должника от возложенной законом обязанности по его исполнению.
Вместе с тем, доказательств исполнения решения суда от 21 июня 2018 года по делу № 2-552/2018 администрацией муниципального района «Сосногорск» в установленный судебным приставом-исполнителем срок представлено не было.
Поскольку обстоятельств наличия объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствия вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения, не установлено, принимая во внимание длительность неисполнения судебного постановления, отказ должнику в предоставлении отсрочки исполнения решения суда № 2-552/2018 от 21 июня 2018 года, постановление должностного лица и последующее решение являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Совершенное должностным лицом администрации муниципального района «Сосногорск» правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
Ссылка в жалобе на дефицит бюджета, не может повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, поскольку не исключает состава вмененного административного правонарушения.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Доводы жалобы о том, что постановление № 275/21/11007-АП заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Сосногорску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми от 13 октября 2021 года составлено в отношении ненадлежащего должностного лица подлежат отклонению, поскольку решением председателя Совета муниципального района «Сосногорск» Т. от 24 декабря 2018 года № XXXII-255 Дегтяренко С.В. избран главой муниципального района «Сосногорск» - руководителем администрации, следовательно, именно Дегтяренко С.В. является должностным лицом администрации муниципального района «Сосногорск», ответственным за исполнение решения суда, которым на Администрацию возложена обязанность исполнить требования неимущественного характера.
Также подлежат отклонению доводы жалобы о невозможности исполнения судебного решения о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, поскольку Администрация не является собственником земельного участка, на котором образована несанкционированная свалка, поскольку указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда на территории муниципального района «Сосногорск», более того, данное обстоятельство было оценено Сосногорским городским судом Республики Коми при вынесении решения № 2-552/2018 от 21 июня 2018 года и послужило основанием для возложения обязанности по ликвидации свалки именно на администрацию муниципального района «Сосногорск».
Назначенное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и определено должностному лицу администрации муниципального района «Сосногорск» с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для отмены оспариваемого судебного решения и удовлетворения жалобы защитника Дегтяренко С.В. – Лаптевой В.Е. не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, главы муниципального района «Сосногорск» - руководителя администрации Дегтяренко С.В. оставить без изменения, жалобу Лаптевой В.Е., защищающей интересы Дегтяренко С.В., - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Д.А. Колесникова