Решение по делу № 7У-1840/2023 [77-1561/2023] от 08.02.2023

№ 77-1561/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                      30 марта 2023 года

Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Чистяковой Н.И.,

судей Казакова А.А. и Симаковой И.Н.

при секретаре Басырове Е.В.

с участием прокурора Цидкиловой О.В.,

адвоката Зениной О.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Скаредина Д.А. на приговор Катайского районного суда Курганской области от 2 июня 2021 года, в соответствии с которым

Скаредин Дмитрий Александрович, родившийся <данные изъяты>, гражданин <данные изъяты>

судимый 30 ноября 2005 года Курганским областным судом по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы, освобожденный 8 мая 2015 года по отбытии наказания,

    осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима,

мера пресечения – заключение под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу,

    срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в него времени содержания под стражей с 4 февраля 2021 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии особого режима.

Решен вопрос вещественных доказательств и взыскания процессуальных издержек.

В апелляционном порядке приговор не обжалован, вступил в законную силу 15 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Чистяковой Н.И., выступления адвоката, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора, полагавшей о законности приговора, судебная коллегия

установила:

Скаредин Д.А. признан виновным и осужден за покушение на убийство <данные изъяты>

Преступление совершено 4 февраля 2021 года в г. Катайске Курганской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней осужденный Скаредин Д.А. выражает несогласие с квалификацией его действий по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ, утверждая об отсутствии у него умысла на убийство потерпевшего, который ночью, находясь в состоянии опьянения, пришел к нему домой с друзьями. Не отрицает факт причинения ножевого ранения, однако просит учесть, что хотел лишь напугать пришедших к нему людей, являющихся намного сильнее него физически. Суд первой инстанции не дал оценку указанным обстоятельствам.

Сообщает о фальсификации материалов уголовного дела, в частности показаний свидетелей, являющихся идентичными. Отмечает, что свидетели подробно изложили свои показания, при этом, не смогли пояснить, в какой руке у него находился нож.

Считает, что судебное разбирательство проведено с обвинительным уклоном, нарушением принципа презумпции невиновности, в материалах уголовного дела отсутствуют прямые доказательств, подтверждающие наличие у него умысла на совершение убийства.

Также полагает, что назначенное наказание является чрезмерно суровым, поскольку не учтено наличие у него тяжелого хронического заболевания.

Просит приговор изменить, переквалифицировать его действия на ч. 2 ст. 111 УК РФ, снизить наказание.

В возражениях на кассационную и дополнительную жалобы прокурор Катайского района Курганской области Ганшевский А.С., находя ее доводы необоснованными, просит оставить их без удовлетворения, приговор - без изменения.

Проверив материалы уголовного дела, выслушав выступления сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Таких нарушений судом не допущено.

Выводы суда о виновности Скаредина Д.А. в совершении преступления при установленных судом обстоятельствах подтверждаются достаточной совокупностью всесторонне исследованных в суде с участием сторон и оцененных по правилам ст. ст. 73, 88 и 307 УПК РФ доказательств, с учетом обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда. При этом суд дал правильную и подробную оценку всем доказательствам, представленным как стороной обвинения, так и стороной защиты, привел убедительные мотивы, по которым он признал достоверными одни доказательства и отверг другие.

Нанесение потерпевшему ножевых ранений осужденным в кассационной жалобе не оспаривается, подтверждается не только его показаниями, но и подробно приведенными в приговоре показаниями потерпевшего, а также очевидцев произошедшего – свидетелей <данные изъяты> (отца осужденного).

Характер, локализация телесных повреждений и механизм их образования описаны в заключении судебно-медицинской экспертизы.

Судебная коллегия разделяет выводы суда о том, что осужденным совершено покушение на убийство потерпевшего, не доведенное до конца по независящим от него обстоятельствам.

В приговоре правильно указан прямой умысел осужденного на совершение преступления, поскольку он осознавал общественную опасность своих действий, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий и желал этого.

Об этом свидетельствовал характер действий Скаредина Д.А., выбор для этого в качестве орудия преступления ножа, которым возможно нарушить анатомическую целостность тканей человека, количество и сила нанесенных ударов, в том числе в жизненно-важный орган человека - сердце, являющиеся достаточными для лишения жизни и очевидными для осужденного.

Смерть потерпевшего не наступила по независящим от осужденного обстоятельствам, поскольку свидетели <данные изъяты> отобрали у него нож, а потерпевшему была оказана своевременная медицинская помощь.

Таким образом, юридическая оценка действий осужденного является правильной. Оснований для переквалификации его действий, в том числе на п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, не имеется. Неустранимые сомнения, которые надлежало бы толковать в пользу осужденного, отсутствуют.

Установленные судом фактические обстоятельства дела, способ, локализация, характер причиненных потерпевшему повреждений со всей очевидностью исключают возможность их получения вследствие неосторожных действий Скаредина Д.А.

В действиях потерпевшего не установлено какого-либо общественно опасного посягательства на жизнь и здоровье осужденного либо его отца в момент причинения ему ранений, а совершенные Скарединым Д.А. действия не были вызваны ни характером, ни опасностью, ни реальной обстановкой происходящих событий. Противоправное и аморальное поведение потерпевшего, в полной мере учтенное судом при постановлении приговора, само по себе не может служить основанием для переквалификации действий осужденного на иной менее тяжкий состав преступления.

Так, в судебном заседании потерпевший <данные изъяты> и свидетели <данные изъяты> показали, что действительно подходили к квартире осужденного для разговора с ним, однако неожиданно для них осужденный выбежал из квартиры и сразу нанес потерпевшему удары ножом в область грудной клетки.

При судебно-медицинском освидетельствовании Скаредина Д.А. действительно обнаружены кровоподтеки и ссадины в области лица и шеи, не причинившие вреда здоровью.

Вместе с тем они были получены при пресечении действий осужденного по нападению на потерпевшего и отбиранию у него ножа.

Что касается наличия у <данные изъяты> (отца осужденного) резаной раны правого бедра, то, согласно его показаниям, она была получена в тот момент, когда свидетели отбирали нож у осужденного, а он пытался ему помочь.

Таким образом, в момент нанесения осужденным ножевых ранений потерпевшему судебная коллегия не находит в действиях потерпевшего общественно опасного посягательства на жизнь и здоровье осужденного и его отца.

Из характера взаимоотношений потерпевшего и осужденного, поведения последнего до преступления, во время и после его совершения следует, что он не находился в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного противоправным поведением со стороны потерпевшего, действовал осознанно и целенаправленно относительно покушения на его убийство.

Безосновательными являются доводы кассационной жалобы осужденного о том, что приговор основан на недопустимых доказательствах, поскольку ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала бы сомнение, не было положено судом в обоснование тех или иных выводов.

Идентичность показаний свидетелей обусловлена тем, что они являлись очевидцами одних и тех же обстоятельств, что, вопреки доводам жалобы, не может свидетельствовать о фальсификации материалов уголовного дела.

Данных о том, что предварительное следствие и судебное разбирательство проводились предвзято либо с обвинительным уклоном, из материалов дела не усматривается.

Председательствующий, руководствуясь ст.ст. 15, 243 УПК РФ, обеспечил состязательность и равноправие сторон в ходе судебного заседания для всестороннего и объективного рассмотрения дела.

В ходе как предварительного следствия, так и судебного разбирательства защиту интересов Скаредина Д.А. осуществлял адвокат, то есть лицо, которое на профессиональной основе оказывает квалифицированную помощь, предоставляемую им лицу в целях защиты его прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Оснований полагать, что адвокатом Петуховой С.Н. свои профессиональные обязанности осуществлялись ненадлежащим образом, судебной коллегией не установлено.

Право Скаредина Д.А. представлять доказательства, выдвигать свои версии инкриминированного ему деяния и требовать их проверки на предварительном следствии и в суде, так же как и право на защиту, нарушено не было.

Наказание Скаредину Д.А. назначено с соблюдением общих начал назначения наказания, закрепленных в ст. 60 УК РФ, принципов справедливости (ст. 6 УК РФ), с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, влияния назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи, смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств.

Каких-либо обстоятельств, прямо предусмотренных уголовным законом в качестве смягчающих, но не учтенных судом на момент вынесения приговора, не установлено.

Состояние здоровья осужденного, обусловленное наличием хронических заболеваний, признано в качестве смягчающего обстоятельства, что прямо следует из описательно-мотивировочной части приговора, таким образом, вопреки доводам жалобы, не оставлено без должного внимания суда.

Суд обосновал юридически значимые обстоятельства, касающиеся невозможности применения положений ст. 64 УК РФ, оснований не согласиться с этим судебная коллегия не находит.

Делать вывод о том, что Скаредину Д.А. за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве назначено чрезмерно суровое наказание, нет никаких оснований. Новых обстоятельств, способных повлиять на определенный судом вид и размер наказания, судебной коллегией не установлено.

Вид исправительного учреждения определен судом правильно.

Вопрос о взыскании процессуальных издержек, связанных с оплатой вознаграждения адвоката, разрешен в соответствии с требованиями ст.ст. 131, 132 УПК РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

кассационную жалобу осужденного Скаредина Дмитрия Александровича на приговор Катайского районного суда Курганской области от 2 июня 2021 года оставить без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

7У-1840/2023 [77-1561/2023]

Категория:
Уголовные
Статус:
ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
Истцы
Прокуратура Катайского района
Другие
Скаредин Дмитрий Александрович
Петухова С.Н.
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Чистякова Наталья Ивановна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
30.03.2023Судебное заседание
30.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее