Решение по делу № 33-5225/2019 от 25.07.2019

Председательствующий: Ямчукова Л.В.                            Дело № 33-5225/2019

        А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего Пшиготского А.И.,

судей областного суда Анфаловой Е.В., Кочеровой Л.В.,

при секретаре Ким М.А.

рассмотрела в судебном заседании                                 14 августа 2019 года

    дело по апелляционной жалобе ответчика департамента жилищной политики Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:

    «Обязать Администрацию <...> предоставить Козловскому В. А. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке в виде отдельной квартиры взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта <...>, общей площадью не менее 28,7 кв.м».

Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Козловский В.А. обратился в суд с иском к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 28,70 кв.м, расположенное по адресу: <...>. Распоряжением Администрации г. Омск № <...>-р от <...> «О сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», ответчику было указано в срок до <...> осуществить отселение физических и юридических лиц из многоквартирных домов, в том числе <...>. <...> из Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в его адрес поступило требование № <...> о сносе дома в срок до <...>. Санитарные и гигиенические условия <...> являются непригодными для его здоровья.

Просил возложить на департамент жилищной политики Администрации г. Омска обязанность по предоставлению ему в собственность благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Омска, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, но не менее 28,7 кв.м., и находящееся в черте <...>, взыскать с департамента жилищной политики Администрации г. Омска расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Козловский В.А., его представители Игнатова М.В. и Трушакова Е.А. исковые требования поддержали, уточнив требования в части предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.

Представитель ответчиков Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска Лыба С.В. исковые требования не признала, указав на отказ истца от жилого помещения площадью 39 кв.м отсутствие у него права на внеочередное предоставление жилого помещения.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика департамента жилищной политики Администрации г. Омска Вишнякова О.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает на отсутствие у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку п.п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ распространяется только на граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, тогда как истец таковым не является, не признан малоимущим.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель истца Козловского В.А. - Игнатова М.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам, на соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, заслушав представителя ответчика поддержавшую доводы жалобы, представителя истца, просившую отказать в её удовлетворении, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Жилищным кодексом РФ установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ, равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утвержден Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Как установлено п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как следует из разъяснений, изложенных в абз. 4 подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012 (ответ на вопрос № 2) обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из материалов дела усматривается, что Козловскому В.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 28,70 кв.м., расположенное по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права серия <...> от <...>). С <...> Козловский В.А. постоянно зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении.

Как следует из составленного по состоянию на <...> технического паспорта, квартира <...> общей площадью <...> кв.м, жилой площадью <...> кв.м, состоит из двух комнат, кухни и кладовой, при этом в квартире имеется самовольная перепланировка: увеличение общей площади на 6,1 кв.м за счет присоединения мест общего пользования.

<...> издано распоряжение Мэра г. Омска № <...>-р о создании межведомственной комиссии г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

<...> межведомственной комиссией г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу составлено заключение № <...>, которым многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заключению № <...> от <...> техническое состояние многоквартирного дома является аварийным, в здании имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, неравномерная осадка фундамента, разрушение, на стенах образованы сквозные трещины, имеется поражение гнилью. Физический износ многоквартирного дома составляет <...> %. Двухэтажный шестиквартирный дом № <...> <...> года постройки оценен как непригодный для эксплуатации с дальнейшим проживанием.

<...> на основании указанного заключения № <...> от <...> Администрацией г. Омска издано постановление № <...>-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым жилой дом <...> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для расселения дома постановлением не установлен.

<...> Администрацией г. Омска издано распоряжение № 401-р «О сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым департаменту жилищной политики Администрации г. Омска срок для осуществления отселения физических и юридических лиц из многоквартирного жилого дома <...> установлен до <...>.

<...> Козловскому В.А. департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска направлено требования № <...> об осуществлении в срок до <...> действий по сносу многоквартирного дома <...>.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время все жильцы указанного дома за исключением Козловского В.А. расселены в иные жилые помещения.

С <...> за невозможностью проживания в указанном доме Козловский В.А. временно проживает по адресу: <...>, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности в том числе его дочери Зайцевой Е.В. (акт о проживании от <...>). Однако в данном помещении у него не имеется спального места, он там не зарегистрирован.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Козловский В.А., ссылаясь на аварийное состояние жилого дома <...>, просил предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение площадью не менее 28,7 кв.м.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, сторона ответчика ссылалась на то, что срок расселения аварийного дома истца планируется в 2023 году, в настоящее время не истёк, от предложенного ранее жилого помещения большей площадью истец отказался.

В 2018 году финансирование мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда <...>, признанного таковым после <...>, при финансовой поддержке Фонда не осуществлялось, в связи с чем распоряжением Администрации <...> от <...> № <...>-р была сформирована рабочая группа по определению очередности расселения аварийного жилищного фонда <...>, признанного таковым после <...>, которой на основании визуальных обследований домостроений был сформирован первоочередной перечень аварийных жилых домов, подлежащих расселению (ранжированный список), в котором жилой <...> занимает 2 место.

В решении суда указано, что с целью переселения из жилого помещения - <...>, расположенной в указанном выше аварийном доме, с учетом представленного Козловским В.А. заявления о предоставлении жилого помещения на 1 этаже ввиду наличия инвалидности, на заседании рабочей группы Козловскому В.А. распределено благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 39 кв.м, расположенное на 1 этаже, однако от предложенного взамен жилого помещения Козловский В.А. отказался по причине внутренней планировки квартиры. Однако достаточных доказательств такого отказа, ответчик не представил. Таким образом, сам ответчик не оспаривал право на получение истцом жилья не до 2023 года, а еще в 2018 году, так как подлежащий расселению дом истца фактически разрушен, исходя из имеющихся в деле фотоматериалов.

Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности с <...>, на основании договора социального найма жилого помещения № <...> от <...> данное жилое помещение предоставлено в бессрочное владение и пользование нанимателю <...>, ранее проживавшей в доме по адресу: <...>. <...> заявление о согласии на предоставление указанного жилого помещения подписано <...>.

Постановлением Правительства Омской области от <...> № <...>-п «Об утверждении региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах» многоквартирный жилой дом по адресу: г. Омск, мкр. Береговой, <...>, включен указанную Региональную адресную программу, планируемая дата окончания переселения – <...>.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (вопрос 3) само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

    Принимая во внимание доводы истца об угрозе жизни и здоровью граждан в случае обрушения аварийного дома, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь заключением межведомственной комиссии г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № <...> от <...>, которым многоквартирный <...> в мкр. Береговой г. Омска признан аварийным и подлежащим сносу, проанализировав фотографии дома и репортаж ГТРК «12 Канал» от <...>, материалом на флеш носителе о состоянии дома, пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г. Омска обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке в виде отдельной квартиры взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск, общей площадью не менее 28,7 кв.м.

В данной связи, поскольку из заключения № <...> от <...> следует, что техническое состояние многоквартирного дома <...> является аварийным и непригодным для эксплуатации с дальнейшим проживанием, имеющиеся в здании повреждения и деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, что согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (вопрос 3), является основанием для незамедлительного предоставления гражданину благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, коллегией судей отклоняются доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения со ссылками на то, что положения п.п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ распространяются только на граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, тогда как истец таковым не является, не признан малоимущим.

Таким образом, решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, ошибки в правоприменении не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                    О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения; апелляционную жалобу ответчика департамента жилищной политики Администрации г. Омска оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5225/2019

Категория:
Истцы
Козловский Владимир Анатольевич
Ответчики
Департамент жилищной политики Администрации г. Омска
Администрация г. Омска
Другие
Трушакова Елена Александровна
ФГБУ Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Игнатова Мария Владимировна
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, Кадастра и картографии по Омской области
Суд
Омский областной суд
25.07.2019Передача дела судье
14.08.2019Судебное заседание
19.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2019Передано в экспедицию
14.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее