Дело № 2-432/2019 (12RS0009-01-2019-000745-45)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 октября 2019 г. пгт. Морки
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лапшиной Т.И.,
при секретаре судебного заседания Корольковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Г.А. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл о включении периодов работы в каникулярное время в стаж работы на основании свидетельских показаний,
у с т а н о в и л :
Истец Николаев Г.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика включить в его пенсионный стаж период работы в колхозе «А» Моркинского района МАССР во время летних каникул с 1 июня по 31 августа 1970 г., с 1 июня по 31 августа 1971 г., с 1 июня по 31 августа 1972 г., с 1 июня по 31 августа 1973 г., с 1 июня по 31 августа 1974 г. на основании свидетельских показаний, поскольку документы о его работе в указанные периоды не сохранились.
В судебном заседании истец Николаев Г.А. свои исковые требования поддержал полностью и пояснил суду, что в ходе обучения в школе в 1970-1974 г.г. во время летних каникул работал в колхозе «А» Моркинского района Марийской АССР. Работа проходила без выходных, полный рабочий день. Отметок о периоде работы в трудовой книжке ему не делалось, справку о работе получить невозможно, поскольку в административном здании колхоза в 1988 году произошел пожар, а в архив колхоза на хранение в муниципальный архив сдан не был. Просит установить на основании показаний свидетелей, что с 1 июня по 31 августа 1970 г., с 1 июня по 31 августа 1971 г., с 1 июня по 31 августа 1972 г., с 1 июня по 31 августа 1973 г., с 1 июня по 31 августа 1974 г. он работал в колхозе «Авангард», и обязать ответчика включить этот стаж в его пенсионный стаж, что позволит произвести перерасчет пенсии.
Представитель ответчика – ГУ УПФР в Моркинском районе Григорьева А.И. исковые требования Николаева Г.А. не признала.
Изучив представленные документы, заслушав стороны, свидетелей, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующий порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовых пенсий, устанавливал правила подсчета и подтверждения страхового стажа. В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10 и 11 указанного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Аналогичная норма установлена п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 1 января 2015 г.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До 1 января 2015 г. действовали Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительство Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, с 1 января 2015 г. вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительство Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015.
В силу ст. 13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, подлежащие включению в стаж, подтверждаются соответствующими документами, выдаваемыми работодателями, а в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с п.п. 29 и 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Аналогичный порядок подтверждения стажа содержался в ст. 96 и 97 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
П. 11 Правил, действующих с 1 января 2015 г., предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Исходя из п.п.37,38 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
22 августа 2019 г. Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл по результатам рассмотрения заявления Николаева Г.А. было принято решение об отказе в части зачета в общий трудовой стаж периодов работы в колхозе «А» Моркинского района с 1970 по 1974 г. по тем основаниям, что представленные заявителем документы не содержат сведения о работе в колхозе «А» в указанный период. Трудовой стаж работы в колхозе в возрасте до 16 лет не может быть зачтен, поскольку по нормам Примерного Устава сельскохозяйственной артели в члены колхоза могли быть приняты лица, достигшие 16-летнего возраста.
Согласно архивной справке от 22 августа 2019 г. за № Н-57 архивных документов, подтверждающих факт работы Николаева Г.А., 1958 г.р. в колхозе «Авангард» Моркинского района за период с 01 июля 1970 г. по 31 августа 1974 г. не имеется, документы по личному составу колхоза «А» на хранение не поступали.
Согласно справке СПК СХА «А» Моркинского района Республики Марий Эл № 37 от 20 августа 2019 г. 08 ноября 1988 года в административном здании колхоза «А» произошел пожар. В результате пожара огнем уничтожено здание со всей документацией и имуществом, находящимися в строении. Архивы и документы с января 1975 г. по 8 ноября 1988 г. в хозяйстве не сохранились.
На основании решения уполномоченных членов колхоза от 13 марта 1992 года колхоз «А» Моркинского района реорганизован в КДП «А» Моркинского района.
На основании решения общего собрания членов КДП «А от 12 февраля 2000 года реорганизован в СПК СХА «А» Моркинского района.
Истец родился 26 октября 1958 г.
В трудовой книжке Николаева Г.А., 26 октября 1958 г.р. сведения о трудовом стаже присутствуют с 01.09.1977 г. – с момента учебы в Моркинском СПТУ - 4.
Согласно справке МОУ «Я основная общеобразовательная школа» № 368 от 17 сентября 2019 г. Николаев Г.А. с 01 сентября 1970 г. по 31 мая 1974 г. обучался в указанной школе.
Как пояснили свидетели Ф., У., Николаев Г.А. действительно в течение всех летних каникул 1970-1974 г.г. без выходных работал в колхозе «А» Моркинского района Марийской АССР.
Свидетель Ф. пояснила, что работала с 1968 по 1974 г. в колхозе «А». Может подтвердить, что в период летних каникул 1970-1974 г.г. Николаев Г.А. работал в колхозе полный день без выходных: дети, в том числе истец занимались переборкой картошки перед посадкой, посадкой, работали на току, на сенокосе и уборке картофеля, на сенокосе, пастьбе скота, перевозках скирд соломы на лошадях. В более старшем возрасте подменяли скотниц.
Свидетель У. давала показания на основании совместной работы в колхозе. Подтвердила, что Николаев Г.А. занимался различными сельскохозяйственными видами работы в период обучения в школе. В тот период работа была не механизирована, в связи с чем требовалось большое количество работников. К работе привлекались школьники с возраста, как могли держать грабли и вилы. Летом школьники работали доярами в летних лагерях.
Факт работы свидетелей в указанный период в колхозе «А» подтвержден трудовыми книжками и принят пенсионными органами при назначении пенсии.
Таким образом, свидетели подтвердили факт и период работы истца в колхозе при их совместной работе.
У суда оснований для сомнений в объективности и достоверности показаний допрошенных свидетелей не имеется, поэтому суд кладет их в основу принимаемого решения.
Доводы представителя ответчика о том, что включению в трудовой стаж подлежат лишь периоды работы с 16 летнего возраста, поскольку до 16 лет лица не могли быть приняты в члены колхоза, суд находит необоснованными.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, ограничения права гражданина, осуществлявшего трудовую деятельность, на получение пенсии по мотиву недостижения возраста, с момента которого может быть заключен трудовой договор, является недопустимым.
Согласно п.в ч.1 Постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП (б) № 507 от 13 апреля 1942 г. «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» совнаркомам союзных и автономных республик разрешалось привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ в порядке мобилизации на работу в колхозы, совхозы и МТС учащихся 6-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ. Из этого следует, что колхозам и совхозам разрешалось заключать трудовые договоры и привлекать к работе лиц, достигших 12-летнего возраста.
При этом принятие в члены колхоза не осуществлялось.
Таким образом, суд считает подтвержденным факт работы истца в каникулярное время в колхозе «А» с 12 лет, т.е. с 01 июня 1971 г. и находит необходимым включить его в стаж работы, дающий право на пенсию, поскольку ему в этом пенсионным органом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Николаева Г.А к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл, о включении периодов работы в каникулярное время в стаж на основании свидетельских показаний удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл (ОГРН 1021200648094, ИНН 1208003531, адрес п. М. ул. С. д. …) включить в страховой стаж Николаева Г. А. периоды работы в колхозе «А.» Моркинского района Марийской АССР с 1 июня по 31 августа 1971 г., с 1 июня по 31 августа 1972 г., с 1 июня по 31 августа 1973 г., с 1 июня по 31 августа 1974 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в месячный срок со дня вынесения.
Председательствующий
Судья Т.И.Лапшина