24RS0041-01-2024-004100-92
Дело № 2-6491/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2024 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Басинской Е.В.
при секретаре Ивановой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к Зиныч Светлане Анатольевне о возмещении причиненного ущерба,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось с иском в суд к ответчику с требованиями о возмещении ущерба в размере 138 420 руб. причиненного государственному лесному фонду.
Требования мотивированы тем, что 22.12.2020г. между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (далее Министерство) и Зиныч С.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений У согласно которого КГБУ «Усольское лесничество» передает Зиныч С.А. лесные насаждения объемом 175 куб.м на площади 0,9 га, расположенные: Х срок действия договора с 22.12.2020г. по 21.11.2021г. Заготовка и вывозка древесины проводилась в период срока действия договора с 22.12.2020 по 21.11.2021г. По окончании заготовки древесины в соответствии с приложением № 4 «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 15.06.2022 мастером леса Кайтымского участкового лесничества А4, совместно с государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» А5 произведён осмотр лесного участка, расположенного: Х вырублена в полном объеме, в ходе осмотра выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно:-уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста на площади 0,48 га; тем самым нарушен подпункт «г» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах», указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Правила заготовки древесины), согласно которому запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению. В результате нарушения требований лесного законодательства Зиныч С.А. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 138420,00 руб., что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической карте.
Представитель истца КГБУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Зиныч С.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовала, возражений относительно иска не представила.
Представитель третьего лица КГБУ «Усольское лесничество» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Октябрьского районного суда г. Красноярска в сети Интернет, и ответчик имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Считая ответчика надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в связи с его неявкой в суд, и согласием представителя истца о рассмотрении дела в заочном порядке, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).
В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса РФ, статья 51 Лесного кодекса РФ). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее уничтожения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, „причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Договор купли-продажи лесных насаждений, иные документы на право заготовки древесины у ответчика отсутствовали.
Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Таким образом, нормы статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда, а в силу пункта 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по таксам и методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации (в настоящее время действуют таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273).
Согласно ч. 3 ст. 78 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно статье 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ (части 2, 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ).
КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края что подтверждается Уставом истца.
Согласно пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом, и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах обще! юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, a в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании, 22.12.2020 года между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Усольское лесничество» и Зиныч С.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений У согласно, которому КГБУ «Усольское лесничество» обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность Зиныч С.А. для заготовки древесины в целях строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, строительства хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, в соответствии со ст. 30 Лесного кодекса РФ, а Покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом III настоящего договора.
Согласно договора купли-продажи лесных насаждений У КГБУ «Усольское лесничество» передает Зиныч С.А. лесные насаждения объемом 175 куб.м на площади 0,9 га, расположенные: Х, срок действия договора с 22.12.2020г. по 21.11.2021г.
Заготовка и вывозка древесины проводилась в период срока действия договора с 22.12.2020 по 21.11.2021г.
Согласно пп.г п. 15 Покупатель обязан выполнять лесосечные работы в соответствии с технологической картой лесосечных работ.
Согласно пп.е п. 15 За нарушение условий настоящего Договора покупатель уплачивает продавцу неустойку за рубку или повреждение семенников и деревьев семенных куртинах и полосах, за рубку деревьев, не подлежащих рубке при проведении сплошных, вырубочных рубок, - 5 ратная стоимость соответствующей срубленной древесины, а также семенников и деревьев в семенных куртинах и полосах, определяемая по ставка платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса РФ.
Согласно п.11 Договора плата составляет 13 821 руб.
26.04.2022г. Зиныч С.А. было направлено извещение о проведении осмотра мест рубок (лесосеки, деляны) по договору купли-продажи лесных насаждений от 22.12.2020г. У.
По окончании заготовки древесины в соответствии с приложением № 4 «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 15.06.2022 мастером леса Кайтымского участкового лесничества А4, совместно с государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» А5 произведён осмотр лесного участка, расположенного: Красноярский Х вырублена в полном объеме, в ходе осмотра выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно:-уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста на площади 0,48 га; тем самым нарушен подпункт «г» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах», указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Правила заготовки древесины), согласно которому запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению. В результате нарушения требований лесного законодательства Зиныч С.А. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 138420,00 руб., что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой, актом осмотра лесосеки от 15.06.2022г., сообщением о результатах осмотра лесосеки № 30 от 15.06.2022г.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт наличия уничтожения или повреждения лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций стороной ответчика не оспорен, сведений о принятии ответчиком. И. достаточных мер для устранения нарушений лесного законодательства в ходе рассмотрения дела не установлено, обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ со стороны ответчика не представлено.
Следовательно, виновное бездействие Зиныч С.А. обусловлено явнопренебрежительным отношением лесопользователя к исполнению своих обязанностей,что в свою очередь, влияет на сохранение леса как природного ресурса и создает угрозуохраняемым лесным законодательством общественным отношениям.
С учетом изложенного требования КГБУ «Лесная охрана» о возложении обязанности являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При обращении в суд истец государственную пошлину не оплачивал, имея льготу в виде освобождения от её уплаты, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3 968,40 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░ ░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 138 420 ░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 968 ░░░░░░ 40 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.10.2024░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-6491/2024