Решение по делу № 2а-1836/2019 от 17.04.2019

копия

Дело № 2а-1836/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 июня 2019 г.                                    город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе судьи Пантелеевой И.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области к Николаевой Е.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Николаевой Е.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.

Требования мотивированы тем, что Николаева Е.А. до 19.07.2017 осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовал до 01.01.2017) Николаева Е.А. был обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Административному ответчику 06.10.2017 направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени, в котором был указан срок для оплаты до 30.10.2017. Однако образовавшаяся задолженность в указанный срок не погашена.

В соответствии с Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года взимание страховых взносов регламентируется НК РФ; контролируют соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах налоговые органы в рамках камеральных и выездных проверок.

В связи с указанным просит взыскать с Николаевой Е.А. в пользу административного истца задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 1 177 руб. 94 коп и пени - 22 руб. 24 коп; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 – 6 005 руб. 16 коп и пени – 113 руб. 40 коп., а всего – 7 318 руб. 74 коп.

Одновременно административный истец заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, указав, что он пропущен по уважительной причине; инспекция своевременно не обратилась в суд с заявлением о взыскании с указанной задолженности в связи с большим объемом работы, приходящейся на каждого сотрудника правового отдела.

Учитывая, что в установленный судом срок до 22.05.2019 возражения от административного ответчика не поступили, указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по налогу не превышает двадцать тысяч рублей, полагаю возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со статьями 291-292 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовал до 01.01.2017) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), при рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения данного закона.

В силу требований подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (действующего до 01.01.2017) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а также согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования" - плательщиками страховых взносов.

Согласно статье 14 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования" индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

На основании части 8 статьи 16 указанного закона в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) деятельности включительно.

Основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания указанных платежей являются сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы ПФР.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей - в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ).

На основании Письма ФНС России от 13.09.2017 N БС-4-11/18282@ "О перерасчете страховых взносов" с учетом совокупности упомянутых норм, в случае, если плательщиком страховых взносов была представлена отчетность в налоговые органы (независимо от даты ее предоставления), размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование у такого плательщика определяется в соответствии с положениями части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ исходя из суммы годового дохода, указанного в такой отчетности, и, соответственно, в случае взыскания с упомянутого плательщика органами Пенсионного фонда Российской Федерации суммы страховых взносов исходя из 8 МРОТ такая сумма подлежит перерасчету.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки не указан в этом требовании (статья 22 Федерального закона N 212-ФЗ).

При этом за несвоевременную оплату страховых взносов начисляются пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (статья 25).

Частью 1 статьи 21 указанного закона предусмотрено, что в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 21 ФЗ № 212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Таким образом, указанными нормами предусмотрена обязанность по уплате индивидуальными предпринимателями страховых взносов, а также меры ответственности за ненадлежащее исполнение соответствующих требований законодательства об уплате страховых взносов и пени.

Статьей 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Федеральная налоговая служба, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, является органом, который с 01.01.2017 контролирует уплату взносов на пенсионное и медицинское страхование.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации».

На основании изложенного, с 01.01.2017 к правоотношениям по взысканию задолженности по страховым взносам применяются нормы НК РФ.

Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Судом установлено, что 19.07.2017 индивидуальный предприниматель Николаева Е.А. прекратила свою деятельность и снята с учета налогового органа /л.д. 13-17/.

В связи с этим не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности административный ответчик обязан был своевременно и в полном объеме уплатить соответствующие страховые взносы.

Поскольку указанная обязанность Николаевой Е.А. своевременно не исполнена, образовалась задолженность.

Исходя из требований приведенных правовых норм, административный ответчик должен был уплатить страховые взносы за периоды с 01.01.2017 на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 177 руб. 94 коп, и пени – 22 руб. 24 коп; страховые взносы за периоды с 01.01.2017 на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на страховую часть пенсии – 6 005 руб. 16 коп, и пени – 113 руб. 40 коп /л.д. 9/.

Административный ответчик в течение 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности административный не уплатил в полном объеме соответствующие страховые взносы, в связи с чем 06.10.2017 ему было выставлено требование №, в котором предложено в добровольном порядке уплатить сумму задолженности, а именно в ПФ РФ на страховую часть пенсии – 6 005 руб. 16 коп, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1 177 руб. 94 коп, и пени на недоимку по страховым взносам в ПФ РФ в сумме 113 руб. 40 коп, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 22 руб. 24 коп, в срок до 30.10.2017 /л.д. 10-12/.

Поскольку Николаевой Е.А. в добровольном порядке требования налогового органа не исполнены, административный истец обратился с иском в суд.

Разрешая ходатайство представителя административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 НК РФ.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Как следует из материалов дела, в адрес Николаевой Е.А. направлено требование от 06.10.2017 об уплате налога в срок до 30.10.2017.

Таким образом, налоговый орган был вправе обратиться в суд с иском о взыскании задолженности по налоговой санкции с 30.10.2017 в течение шести месяцев, то есть до 30.04.2018.

Однако административное исковое заявление поступило в суд 17.04.2019.

В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Доказательств того, что Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области была лишена возможности своевременно обратиться в суд, не представлено.

С учетом разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", о том, что не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока апелляционного обжалования такие обстоятельства, как нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста и т.п., названные заявителем причины пропуска срока уважительными не являются.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске административным истцом без уважительных причин срока на обращение с настоящим административным иском.

Доводы административного истца о том, что срок пропущен по уважительной причине в связи с большим объемом работы, приходящейся на каждого сотрудника правого отдела, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 293, 294 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области к Николаевой Е.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                      /подпись/                И.Ю. Пантелеева

<данные изъяты>

2а-1836/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №1 по ПО
Ответчики
Николаева Екатерина Александровна
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Дело на странице суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
07.04.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2020Дело оформлено
07.04.2020Дело передано в архив
13.06.2020Регистрация административного искового заявления
13.06.2020Передача материалов судье
13.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
13.06.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
13.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2020Дело оформлено
13.06.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее