РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 г.
Кировский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.,
при секретаре Климовой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в интересах Степанова Сергея Александровича к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области», обществу с ограниченной ответственностью «Консалтинг» о понуждении освободить потребителя от начисления взносов за капитальный ремонт, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Астраханской области обратилось в суд с иском в интересах Степанова С.А., указав, что последний является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Указанный дом обслуживает управляющая компания ООО «Консалтинг». В октябре 2018г. он получил от ответчика квитанции об оплате взносов на капитальный ремонт в размере 14873 рублей, при этом ранее никаких квитанций и извещений ответчиками не направлялось. Таким образом, его право на своевременное получение информации о капитальном ремонте дома и необходимости внесения платы на указанный ремонт было нарушено. После получения квитанции с выставлением значительной для потребителя Степанова С.А. суммы долга, он испытывал нравственные и физические страдания. В связи с этим просят признать начисления по взносам на капитальный ремонт потребителю Степанову С.А. по лицевому счету: № за период с 2014г. по октябрь 2018г. незаконными и обязать надлежащего ответчика выплатить в пользу Степанова С.А. денежные средства в размере 30000 рублей в счет причиненного ему морального вреда.
В ходе рассмотрения дела истец изменил заявленные требования и в настоящее время просит обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» освободить потребителя Степанова С.А. от начислений взносов за капитальный ремонт, указанных в квитанции, направленной Степанову С.А., проживающему по адресу: <адрес> по лицевому счету № за октябрь 2018г., в которой в графе «к оплате» взносов за капитальный ремонт указана сумма 14873 рублей; взыскать с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» в пользу Степанова С.А. денежные средства в размере 15000 рублей в счет компенсации морального вреда; взыскать с ООО «Консалтинг» в пользу Степанова С.А. денежные средства в размере 15000 рублей в счет компенсации морального вреда.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Холина И.А. и истец Степанов С.А. заявленные требования с учетом изменений поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта» Гилина А.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель ответчика ООО «Консалтинг» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений не представил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Степанов С.А. со 2 апреля 2015г. на основании договора купли-продажи от 3 марта 2015г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Обязанности собственника жилого помещения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, установлены статьями 30, 39, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, и обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Астраханской области от 06 февраля 2014г. №27-П «О региональной программе Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Астраханской области на 2014-2043 годы», многоквартирный дом по адресу: <адрес> внесен в адресный перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в 2014-2043 годах.
Факт включения дома в региональную программу сторонами не оспаривался.
В соответствии с частями 5.1, 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Судом установлено, что в установленные сроки собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, где истец имеет в собственности жилое помещение, способ формирования фонда капитального ремонта не выбрали и не реализовали.
Таким образом, обязанность оплаты взносов на капитальный ремонт у собственников данного дома возникла с 1 ноября 2014 года. Следовательно, начисление Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта» сумм взносов на капитальный ремонт с 1 ноября 2014г. является правомерным и соответствует положениям части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что первая квитанция на оплату взносов на капитальный ремонт была сформирована и направлена в адрес собственника квартиры лишь в октябре 2018г. уже с указанием на наличие задолженности, не свидетельствует о незаконности действий ответчика по начислению таких взносов и не является основанием для освобождения собственника от установленной законом обязанности по их уплате. Указанные обстоятельства имеют значение при наличии требований со стороны ответчика о взыскании пени за несвоевременную уплату взносов, однако встречные требования ответчиком не заявлены.
По этим же основаниям суд отклоняет доводы истца о пропуске сроков исковой давности, поскольку они применимы при наличии иска о взыскании с должника денежных средств. Однако такие требования не заявлены и предметом настоящего спора не являются.
Не могут быть приняты во внимание доводы истцов о том, что собственником жилого помещения Степанов С.А. стал только с 2015г., а задолженность возникла с ноября 2014г., поскольку в силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований о возложении на НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» обязанности освободить потребителя Степанова С.А. от начисленных взносов в сумме 14873 рублей за капитальный ремонт, указанных в квитанции за октябрь 2018г., должно быть отказано.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг) в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определённое время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платёжные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос (пункт 9 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 постановления Правительства Астраханской области от 13 декабря 2013 года № 506-П «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» предметом деятельности и основной целью создания фонда является деятельность, направленная на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Астраханской области.
Таким образом, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» является исполнителем услуг по формированию фонда и осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов и, следовательно, в своей деятельности должна руководствоваться, в том числе, Законом о защите прав потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе взнос на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1)платёжных документов (в том числе платёжных документов в электронной форме, размещённых в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2)информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещённой в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платёжном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платёжном документе.
Платёжные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 указанной статьи (часть 2.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в октябре 2018г. Степанов С.А. получил платёжный документ от АО «Социальные гарантии», где введена новая графа для оплаты «Взносы на капитальный ремонт», однако, начисления произведены не за платёжный период, подлежащий оплате, а выставлен долг более чем за три с половиной года, при этом ранее Степанов С.А. не получал платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт.
При этом АО «Социальные гарантии» получило информацию с просьбой подключить услугу по оплате взносов на капитальный ремонт с приложением перечня многоквартирных домов, в том числе по адресу: <адрес> от НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» только в письме от 10 октября 2018г. № 01-01-14548.
В связи с изложенным до момента поступления адресату письма от 10 октября 2018г. № 01-01-14548 от НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» АО «Социальные гарантии» не обладало необходимой информацией для отражения в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг расходов по оплате взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, до указанного момента именно на НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» была возложена обязанность представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платёжные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» по представлению собственникам указанных платежных документов влечет нарушение прав истца Степанова С.А. как потребителя на получение необходимой и достоверной информации в части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения обращения Степанова С.А. постановлением №026 от 25 февраля 2019г. заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы) и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
При этом административным органом установлен факт предоставления НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» неполной информации для потребителей, а именно: сведений о задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 июня 2019г. по делу №№ в удовлетворении требований НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» о признании незаконным и отмене постановления от 25 февраля 2019г. №026 отказано.
Постановлением Двенадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 9 сентября 2019г. решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 июня 2019г. по делу №№ оставлено без изменения, апелляционная жалоба НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» - без удовлетворения. Постановление вступило в законную силу с момента его принятия.
Указанными судебными постановлениями установлен факт нарушения НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» прав потребителя Степанова С.А., выразившегося в отсутствии достоверной и полной информации об услуге.
При этом арбитражный суд пришел к выводу, что вина НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» заключается в том, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая от неё требовалась для выполнения установленной обязанности, ею не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований о доведении до потребителя достоверной и полной информации об услуге.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом (часть 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения со стороны ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» права потребителя Степанова С.А. на предоставление достоверной и полной информации об услуге является установленным и подтверждается материалами дела.
Доводы НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» о том, что на её деятельность не распространяется действие Закона о защите прав потребителей, основаны на ошибочном толковании правовых норм, поскольку в соответствии с уставом организация является исполнителем услуг по формированию фонда и осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе аккумулированию, учёту, осуществлению управления денежными средствами, поступающими в фонд от собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Астраханской области, следовательно, должна руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом о защите прав потребителей.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
При таких обстоятельствах, поскольку требование о компенсации морального вреда истец обосновывает причинением потребителю нравственных страданий в результате несвоевременного представления платежных документов по взносам на капитальный ремонт, факт нарушения НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» права потребителя Степанова С.А. на получение необходимой и достоверной информации об услуге установлен материалами дела, в том числе вступившим в законную силу решением арбитражного суда, учитывая, что установление судом факта нарушения прав потребителя презюмирует причинение морального вреда и дает основание для его возмещения, заявленное истцом требование в части компенсации Степанову С.А. морального вреда является обоснованным.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает конкретные обстоятельства, требования разумности и справедливости, исходит из анализа и оценки характера и степени причиненных Степанову С.А. нравственных страданий, индивидуальные особенности его как личности, и полагает необходимым удовлетворить заявленные требования частично, определив сумму компенсации в размере 300 рублей. В остальной части этих требований должно быть отказано.
Как следует из пункта 6 статьи 13 Закона РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, в пользу Степанова С.А. с ответчика также подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке требования потребителя в размере 150 рублей (300/:2).
Поскольку заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, на основании статей 98, 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования «Город Астрахань» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
При этом требования о взыскании с ООО «Консалтинг» в пользу Степанова С.А. компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств наличия между истцом и указанным ответчиком правоотношений, регулируемых Законом «О защите прав потребителей» суду не представлено, как не представлено и доказательств нарушения этим ответчиком прав истца и причинения ему нравственных и физических страданий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» в пользу Степанова Сергея Александровича компенсацию морального вреда в размере 300 (триста) рублей и штраф в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» в доход бюджета муниципального образования «Город Астрахань» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2019г.
Судья: