Дело № 2-925/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 16 августа 2018 года дело по иску Печорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований законодательства о безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте,
УСТАНОВИЛ:
Печорский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований законодательства о безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте. В обоснование иска указано, что в ходе проведения Печорской транспортной прокуратурой проверки в Печорской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее- Печорская дистанция пути) было выявлено, что железнодорожный переезд, расположенный в Республике Коми, г.Печора, через железнодорожный путь ********** не оборудован работающими в автоматическом режим специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения. Указанные нарушения закона создают угрозу для безопасности движения автомобильного и железнодорожного транспорта, могут привести к возникновению негативных последствий, жизни и здоровью людей, что является недопустимым.
Печорский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности в срок до **.**.**. оборудовать железнодорожный переезд, расположенный в Республике Коми, г.Печора, через железнодорожный путь ********** специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме и соответствующими ГОСТ Р 57144-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования».
В судебном заседании заместитель Печорского транспортного прокурора Миронов А.Г. на иске настаивал. Полагал возможным установить срок для исполнения требований, изложенных в исковом заявлении, – до **.**.**.
Представитель ответчика Михалюта А.Ю., действующий на основании доверенности №... от **.**.**., иск не признал.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц: ОМВД России по г.Печоре (ГИБДД) и администрации МР «Печора», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Из письменных отзывов третьих лиц следует, что ОМВД России по г.Печоре (ГИБДД) и администрация МР «Печора» иск поддерживают.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.12003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования) (п.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.12003 N 17-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1367-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" с датой введения в действие 1 июня 2017г.
Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1368-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57145-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения" с датой введения в действие 1 июня 2017г.
Из материалов дела следует, что сооружение – комплекс Печорской дистанции пути (**********) принадлежит на праве собственности ОАО «Российские железные дороги» (л.д.36).
Железнодорожный переезд, расположенный в г.Печора, через железнодорожный путь **********, находится на балансе и обслуживается работниками Печорской дистанции пути (л.д.35).
Установлено, что **.**.**. по итогам проверки соблюдения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в Печорской дистанции пути на железнодорожных переездах, расположенных на территории г.Печора Республики Коми, и.о.Печорского транспортного прокурора Мироновым А.Г. было внесено представление №... начальнику Печорской дистанции пути, с требованием принять в течение месяца конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих (л.д.10-12).
Из ответа Печорской дистанции пути от **.**.**. (исх.№...) следует, что для проведения работ по устранению выявленных замечаний требуются значительные капиталовложения и дополнительное время. При этом указано, что в декабре 2016 года в ОАО «РЖД» сформирована «Программа установки комплексов фото- видеофиксации нарушений правил дорожного движения при проезде ж.д.переездов в 2017г. и последующие годы», которая согласована старшим вице-президентом ОАО «РЖД» и утверждена заместителем министра транспорта Российской Федерации (л.д.13-14).
Согласно акту от **.**.**., составленному и.о.главного инженера Печорской дистанции пути, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г.Печоре, помощником Печорского транспортного прокурора по результатам осмотра железнодорожных переездов, расположенных в черте города Печора, неохраняемый железнодорожный переезд **** не оборудован специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения (л.д.8).
В судебном заседании установлено, что железнодорожный переезд, расположенный в **********, через железнодорожный путь ****, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме и соответствующими ГОСТ Р 57144-2016 не оборудован до настоящего времени, что не оспаривалось представителем ответчика.
Учитывая установленные обстоятельства, ОАО «РЖД» обязано оборудовать указанный железнодорожный переезд специальными техническими средствами, соответствующими требованиям ГОСТ.
Отсутствие в законодательстве Российской Федерации о железнодорожном транспорте требований, предусматривающих обязанность по оснащению железнодорожных переездов указанными техническими средствами, не свидетельствует об освобождении ответчика от исполнения предписаний, предусмотренных ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на иск и поддержанные представителем в судебном заседании, о технически неисполнимом характере требований прокурора также не принимаются судом, поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не подтверждены какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами.
Согласно заключению эксперта №... (ООО «Экспертное Дело»), представленному ответчиком, в обозначенных Федеральным законом № 257-ФЗ границах ж/д переезда оборудовать железнодорожный переезд – «****», пересекающий межмуниципальную автодорогу общего пользования «**********»-**********» ********** Республики Коми, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, невозможно. При установке камер фото- видеофиксации в границах ж/д переезда (10 метров от первого рельса в соответствующем направлении движения транспортных средств), соответствующие требования п.6.5.1, п.1.6.6 ГОСТ Р 57144-2016, установленные для комплексов фото- видеофиксации, выполняться не будут.
Вместе с тем, из указанного заключения следует, что установка камер фото- видеофиксации на минимально возможных расстояниях от железнодорожного полотна (вне границ железнодорожного переезда), будет обеспечивать выполнение соответствующих требований ГОСТ Р 57144-2016, предъявляемых к комплексам фото- видеофиксации.
Положения ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ направлены на обеспечение безопасности движения железнодорожного и автомобильного транспорта и других участников дорожного движения, согласуются с наличием современных технических средств и возможностей.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении иска Печорского транспортного прокурора.
Заявленный в судебном заседании прокурором срок для устранения ответчиком имеющих место нарушений требований законодательства о безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте суд находит разумным.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до **.**.**. оборудовать железнодорожный переезд, расположенный в Республике Коми г.Печора, через железнодорожный путь **** специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме и соответствующими ГОСТ Р 57144-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования».
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере 300 рублей (Триста рублей).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Продун
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2018 года.