Судья Евстратов А.Г. Дело № 33-7988/2024
№ 2-2-143/2024
77RS0002-02-2023-012861-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2024 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кудаковой В.В.,
судей Шайгузовой Р.И., Крапивина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зайцевой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов на пассажирских платформах железнодорожной станции по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 13 мая 2024 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шайгузовой Р.И., объяснения представителя ответчика Литвинова Е.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Андрейченко В.Е., возражавшего по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия
установила:
Ершовский транспортный прокурор обратился с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), просил признать бездействие ответчика незаконным, возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирские платформы остановочного пункта Алтата, расположенного по адресу: <адрес>, и остановочного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, тактильными наземными указателями, привести в соответствие с нормативными требованиями асфальтовое покрытие платформы остановочного пункта Мавринка и оборудовать пассажирские платформы остановочных пунктов Алтата, Мавринка навесом и урнами.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной Ершовской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о беспрепятственном доступе маломобильных групп населения, в том числе лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями, инвалидов, пешеходов с колясками и детей, к объектам транспортной инфраструктуры – пассажирским платформам остановочных пунктов Алтата и Мавринка установлено невыполнение мероприятий, направленных на создание надлежащих условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры.
По факту выявленных нарушений в адрес ОАО «РЖД» внесено представление № 23/1-3-2022/774 от 09 ноября 2022 года, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения нашли свое подтверждение. Однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 13 мая
2024 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленным судебным актом, ОАО «РЖД» подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы указывает, что законодателем предусмотрен переходный период, в течение которого обеспечиваются условия для беспрепятственного пользования инвалидами железнодорожным транспортом и объектами транспортной инфраструктуры, введенными в эксплуатацию до изменения правового регулирования и не прошедшими реконструкцию, модернизацию. Остановочные пункты Мавринка и Алтата построены в 1914-1915 годах, тогда как предусмотренные действующим законодательством требования введены значительно позже указанных дат и не распространяются на спорные объекты.
Возражая по доводам апелляционной жалобы, прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела в соответствии с ч. 7 ст. 113 ГПК РФ размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и поступивших возражениях (ч. 1
ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления по следующим основаниям.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Положениями ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пассажирские платформы на станциях Мавринка и Алтата числятся на балансе Приволжской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».
По результатам проведенной Ершовской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о беспрепятственном доступе маломобильных групп населения, в том числе лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями, инвалидов, пешеходов с колясками и детей, к объектам транспортной инфраструктуры – пассажирским платформам остановочных пунктов Алтата и Мавринка региональной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» установлено невыполнение мероприятий, направленных на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры.
В частности, пассажирские платформы остановочного пункта Алтата, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, и остановочного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 «Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СНИП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от
30 декабря 2020 года № 904/пр, и п. 7.1 Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 года № 2705р, не оборудованы тактильными наземными указателями; асфальтовое покрытие платформы остановочного пункта Мавринка не соответствует требованиям п. 6.1 Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденных распоряжением OAO «РЖД» от 24 декабря 2010 года № 2705р, поскольку имеет множественные выбоины и значительное разрушение; в нарушение п.п. 8.1, 8.18 Национального стандарта Российской Федерации «Услуги на железнодорожном транспорте» «Требования к обслуживанию пассажиров на остановочных пунктах», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06 июля 2018 года № 401-ст, пассажирская платформа остановочного пункта Алтата не оборудована урнами, пассажирская платформа остановочного пункта Мавринка - навесом и урнами.
По факту выявленных нарушений в адрес ОАО «РЖД» внесено представление № 23/1-3-2022/774 от 09 ноября 2022 года.
Из сообщения начальника дирекции от 12 декабря 2022 года следует, что выявленные нарушения устранены не в полном объеме, реконструкция спорных пассажирских платформ в соответствии со среднесрочной программой запланирована на 2024-2026 годы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь
положениями Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», учитывая особое общественное значение обеспечения прав неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов-колясочников, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований в полном объеме и возложении на ОАО «РЖД» обязанности выполнить мероприятия, целью которых является обеспечение доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными физическими возможностями к месту предоставления услуг железнодорожной перевозки. Устанавливая срок исполнения указанных в решении суда мероприятий, суд исходил из принципа разумности, учел временные и финансовые затраты ответчика.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального закона и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что спорные объекты транспортной инфраструктуры были введены в эксплуатацию до вступления в силу нормативных правил и требований, положениям которых в настоящее время не соответствуют, не реконструировались и не подвергались капитальному ремонту, в связи с чем не распространяются на ответчика, основанием к отмене оспариваемого судебного постановления не являются, поскольку в силу декларативного характера, закрепленного в диспозиции статьи 17 Конституции Российской Федерации, права маломобильных групп населения и инвалидов не могут быть ограничены одним лишь указанием на данное обстоятельство.
Обязанность организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивать оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования ими, установлена ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из которой не следует, что данная норма права должна применяться только при строительстве новых или реконструируемых объектов.
Вопреки доводам жалобы остановочные пункты всех категорий, в том числе и категории D, в соответствии с положениями п. 8.1 ГОСТ Р 58172-2018 подлежат оснащению навесами.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а по существу сводятся к иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доказательства исследованы и оценены всесторонне, полно и объективно.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не даёт оснований считать решение суда неправильным.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 13 мая
2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
27 августа 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: