<адрес> районный суд г. Махачкалы РД
Судья ФИО1
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от <дата> по делу №, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО1,
судей ФИО1 и ФИО1
при секретаре ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее – администрация ГОсВД «город Махачкала») по доверенности ФИО1 на решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> по исковому заявлению ФИО1 к администрации ГОсВД «город Махачкала» и муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» (далее – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы») о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании передать в собственность земельный участок.
Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации ГОсВД «город Махачкала» и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» о признании незаконным бездействия администрации ГОсВД «город Махачкала» по не рассмотрению его заявления о переводе в собственность земельного участка и возложении на администрацию обязанности перевести в его собственность земельный участок, площадью <.> кв.м., расположенный по адресу: г. Махачкала, <адрес>.
Впоследствии ФИО1 подано заявление об увеличении исковых требований, согласно которому он просил признать незаконным отказ администрации ГОсВД «город Махачкала» перевести в его собственность земельный участок, площадью <.> кв.м., расположенный по адресу: г. Махачкала, <адрес> возложении на администрацию обязанности перевести указанный участок в его собственность.
В обоснование административного искового заявления ФИО1 указано, что ему принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью <.> кв.м., расположенный на земельном участке, площадью <.> кв.м. по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>.
Право собственности на указанный дом зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Дагестан на основании решения <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>.
<дата> он обратился в администрацию ГОсВД «город Махачкала» с заявлением о переводе земельного участка в собственность.
Им были поданы все необходимые, в соответствии с перечнем, документы, что подтверждается штампом Управления делопроизводства администрации г. Махачкалы.
Считая действия администрации незаконными он обратился с иском в суд.
Решением <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:
«Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации ГОсВД «город Махачкала» в рассмотрении заявления ФИО1 от <дата> о переводе в собственность земельного участка по адресу: г. Махачкала, <адрес>, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом.
Обязать администрацию ГОсВД «город Махачкала» перевести в собственность ФИО1 земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом по адресу: г. Махачкала, <адрес>».
На указанное решение представителем администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
В обоснование апелляционной жалобы указывается, что суд без достаточных на то оснований пришёл к выводу, что администрация ГОсВД «город Махачкала» бездействовала и не рассмотрела заявление ФИО1
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с заявлением обратился в администрацию ГОсВД «город Махачкала» <дата>.
Письмом МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» от <дата> № ему дан ответ, что переоформить земельный участок, расположенный по адресу: г. Махачкала, Северо-Осетинская, <адрес>, не представляется возможным, так как испрашиваемый земельный участок используется не по целевому назначению, а в коммерческих целях.
МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, суд необоснованно пришёл к выводу о том, что администрация ГОсВД «город Махачкала» бездействовала. Отказ дан другим юридическим лицом, а бездействия признаны в отношении администрации ГОсВД «город Махачкала».
Суд необоснованно возложил обязанность на администрацию ГОсВД «город Махачкала» перевести в собственность ФИО1 земельный участок на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: г. Махачкала, <адрес>.
Вопросами предоставления земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения на территории ГОсВД «город Махачкала» занимается МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы», которое является самостоятельным юридическим лицом.
Дело рассмотрено без участия МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы», МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы», чьи права и интересы затронуты.
ФИО1 в интересах ФИО1 поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения ссылаясь на то, что заявление ФИО1 о переводе в собственность, земельного участка подавалось на имя и.о. мэра г. Махачкалы, соответственно именно на администрации ГОсВД «город Махачкала» лежала обязанность по рассмотрению данного заявления.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Поскольку, администрация ГОсВД «город Махачкала» является органом местного самоуправления, именно к ее полномочиям и относится перевод в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Кроме того, Положение об Управлении по земельным ресурсам и землеустройству города, в соответствии с которым МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы» было образовано - утверждено Решением Собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала» от <дата> №, то есть после того, как ФИО1 было подано заявление о переводе в собственность земельного участка.
Доводы жалобы о рассмотрении дела без участия МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» и МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы» изложены неверно, поскольку представитель МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» был привлечен судом к участию в рассмотрении дела и надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил и возражения на заявление не представил, а МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы» на момент рассмотрения вопроса о переводе в собственность земельного участка еще не функционировало.
В судебном заседании в Верховном Суде Республики Дагестан представитель ФИО1 по доверенности ФИО1 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда – без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от <дата> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Пунктом 3 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона установлено, что гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от <дата> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (п.2 ст.8 Федерального закона от <дата> N 59-ФЗ).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 Федерального закона от <дата> N 59-ФЗ).
Согласно абз. 4 п. 1 Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно материалам дела ФИО1 <дата> обратился в администрацию ГОсВД «город Махачкала» с заявлением о переводе собственность земельного участка, площадью <.> кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>.
Заявление зарегистрировано в Управлении делопроизводства, контроля и работы с обращениями граждан администрации г. Махачкалы <дата>.
Представитель администрации ГОсВД «город Махачкала» доказательств того, что ответ на указанное заявление своевременно был направлен или вручен ФИО1, не представил.
В судебном заседании в районном суде по ходатайству представителя администрации ГОсВД «город Махачкала» к материалам дела был приобщён ответ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» от <дата> № отказе ФИО1 в переводе в собственность испрашиваемого им земельного участка.
Удовлетворяя требования ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации ГОсВД «город Махачкала» в не своевременном рассмотрении заявления ФИО1, зарегистрированного в Управлении делопроизводства, контроля и работы с обращениями граждан администрации г. Махачкалы <дата>, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств своевременного направления ФИО1 ответа на его заявление, более того, ответ датирован <дата>, то есть вынесен по истечении 2-х месяцев после подачи заявления, в связи с чем указанное бездействие администрации обоснованно признано незаконным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Между тем, в части возложения на администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности перевести в собственность ФИО1 земельный участок, площадью <.> кв.м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью <.> кв.м., расположенный на земельном участке, площадью <.> кв.м., по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>.
Право собственности на указанный дом зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Дагестан на основании решения <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>.
<дата> ФИО1 обратился в администрацию ГОсВД «город Махачкала» с заявлением о переводе земельного участка в собственность.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Из вышеизложенных положений следует, что собственникам зданий и сооружений земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату на основании договора купли-продажи. Решением органа местного самоуправления предоставляются земельные участки лицам, имеющим право на предоставление земельных участков бесплатно.
Между тем, суд, возлагая на администрацию обязанность перевести в собственность ФИО1 земельный участок, не учёл, что ФИО1 не имеет право на бесплатное приобретение испрашиваемого им земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; цель использования земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных указанным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образуемые и измененные земельные участки должны соответствовать требованиям, указанным в ст. 11.9 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV этого же Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу положений ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Данные положения предписывают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка кадастровых работ. В гражданский оборот земельный участок как объект недвижимости и вещных прав вступает после того, как соответствующим образом будет индивидуализирован в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и сведения о нем будут внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Из дела следует и судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <.> кв.м., расположенный на земельном участке, площадью <.> кв.м., по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>.
Из материалов дела видно, а также не отрицается и самим представителем истца, что земельный участок, понуждения к переводу в собственность которого требует истец, не сформирован в порядке, предусмотренном земельным законодательством, и на кадастровый учет не поставлен.
Таким образом, земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, которая может быть предметом договора купли-продажи, в настоящее время отсутствует.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что в данном случае у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для понуждения ответчика к передаче в собственность истца испрашиваемого им земельного участка.
С учетом изложенного, решение суда в части возложения на администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности перевести в собственность ФИО1 земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, подлежит отмене с вынесением в отменённой части нового решения об отказе в удовлетворении его требований.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> в части возложения на администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» обязанности перевести в собственность ФИО1 земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, отменить.
В отменённой части принять новое решение, которым в удовлетворении искового заявления ФИО1 о возложении на администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» обязанности перевести в его собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, отказать.
В остальной часть то же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» по доверенности ФИО1» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи