УИД 86RS0014-01-2024-000292-48
производство по делу №2-293/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 апреля 2024 года г. Урай ХМАО – Югры
Урайский городской суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,
при секретаре Ивановой О.Н.,
с участием истца Терешко В.В., его представителя Некрасова А.С., действующего на основании доверенности от 11 июля 2023 года, выданной сроком на три года,
представителя ответчика Комаровой М.В., действующей на основании доверенности от 16 января 2923 года № 143, выданной на срок по 31.12.2025,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терешко Виктора Валентиновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Терешко Виктор Валентинович (далее Истец) обратился в суд с указанным исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее Ответчик), просил:
установить факт его постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом поселок Городница Новоград-Волынского района Житомирской области Украины с 26.04.1986 по 25.02.1994;
признать незаконным и отменить решение государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Урае ХМАО – Югры (межрайонное) №229782/22 от 29.11.2022 об отказе в установлении пенсии истцу в части отказа снижения возраста выхода на пенсию истца в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по ХМАО-Югре назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 26.08.2026.
Исковые требования обоснованы тем, что 16 августа 2022 года истец обратился за досрочным назначением страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с уменьшением возраста согласно ст.30-37 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
29.11.2022 ответчиком вынесено решение об отказе в установлении пенсии № 229782/22 в связи с отсутствием документов, подтверждающих проживание (регистрацию по месту жительства или месту пребывания) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которое Истец считает незаконным, так как он родился ДД.ММ.ГГГГ в посёлке Городница Новоград-Волынского района Житомирской области Украинской ССР, окончил 10 классов Городницкой средней школы по месту проживания в 1986 году, с 09.07.1986 по 01.12.1986 работал по месту проживания в хмелесовхозе «Городницкий» разнорабочим. В период с 02.08.1987 по 30.12.1992 проходил обучение в Житомирском сельскохозяйственном институте по специальности «Агрономия», но регулярно каждую неделю с пятницы по понедельник и в период между учебными сессиями приезжал на место своего постоянного проживания в поселок Городница, проходил производственную практику в хмелесовхозе «Городницкий» с 04.09.1989 по 25.12.1989, с 01.03.1991 по 02.09.1991.
С 01.02.1993 по 25.02.1994 Истец работал в хмелесовхозе «Городницкий» бригадиром, выехал 28 февраля 1994 года в связи с переменой места жительства.
4 декабря 1992 года Новоград-Волынской районной администрацией Терешко В.В. было выдано бессрочное удостоверение гражданина постоянно проживающего на территории усиленного радиоэкологического контроля в 1986-1992 г., в соответствии с которым Истец имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом УССР «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы» для лиц, постоянно проживающих на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (плотность загрязнения почвы цезием -137 от 1 до 5 Ки/кв.км.).
Постановлением Кабинета министров УССР №106 от 26.07.1991 посёлок Городница Новоград-Волынского района Житомирской области отнесён к зоне усиленного радиологического контроля, что соответствует загрязнению почвы изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Ки/кв.км.
Поскольку истец в период с 1986 г. по 1994 г. проживал в зоне усиленного радиологического контроля (посёлок Городница Новоград-Волынского района Житомирской области Украины) одинаковой по требованиям к загрязнению почвы изотопами цезия зоне с льготным социально-экономическим статусом в России, то имеет право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением установленного возраста на три года, имеет право выйти на пенсию в 57 лет, т.е. с 26.08.2026, с учетом признания ответчиком в решении об отказе в установлении пенсии, что пенсия заявителю может быть назначена по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ по достижении возраста 60 лет.
В письменных возражениях на иск Ответчик просим суд оставить исковое заявление без удовлетворения в связи с тем, что Терешко Виктору Валентиновичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., правомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 №400-ФЗ, с уменьшением возраста согласно ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с отсутствием документов, подтверждающих проживание (регистрацию по месту жительства или месту пребывания) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании истец Терешко В.В. и его представитель Некрасов А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования полностью поддержали по изложенным в исковом заявлении доводам. Истец также указал, что с рождения проживал с родителями в пос. Городница Новоград-Волынского района Житомирской области Украины, свидетельство об окончании школы утратил, документов о регистрации по месту жительства представить не может, так как в настоящее время сообщение с Украиной прекращено, а ранее о получении справок он не позаботился. С 1987 года обучался в ВУЗе г. Житомире, жил там же в общежитии, но приезжал к родителям в пос. Городница в четверг или пятницу и уезжал на обучение в понедельник, в период с 23.06.1988 по 02.09.1989 служил в Советской Армии в войсках специального назначения в Чехословакии, военный билет не сохранился. Терешко обращался в Управление социальной защиты, но соответствующее удостоверение ему не выдали, так как отсутствуют необходимые документы.
Представитель ответчика Комарова М.В., действующей на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений на иск, указала, что Истцом не представлены справки и иные документы о периоде фактического проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, оформленные надлежащим образом, представленное удостоверение, выданное на Украине, может приниматься без дополнительной легализации, но оно также не подтверждает конкретный период проживания, обучался и служил в СА Истец в другом месте. Пенсия может быть назначена только с момента возникновения права на пенсию.
Исследовав доводы сторон и материалы дела, выслушав показания свидетеля Л., оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования Терешко В.В. не подлежат удовлетворению по следующим мотивам:
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Частью 8.1 этой же статьи предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 данной статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16 августа 2022 года Истец обратился в отделение Пенсионного фонда России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (реорганизованное с 01.01.2023 в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости со снижением возраста на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 50-52).
В уведомлении Истцу было разъяснено, что он должен представить удостоверение (справку), подтверждающие льготу, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 53).
Одновременно Ответчиком неоднократно направлялись запросы в Управление Пенсионного фонда Украины в Житомирской области для подтверждения трудового стажа Истца, но ни одного ответа не поступило, что подтверждается материалами отказного пенсионного дела (л.д.72-79).
Ответчиком 29 ноября 2022 г. принято решение № 229782/22 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста согласно ст. 30-37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи отсутствием правоустанавливающих документов, подтверждающих проживание (регистрацию по месту жительства или месту пребывания) в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д.70-71).
Из указанного решения следует, что по имеющимся документам, подтвержденный страховой стаж Терешко Виктора Валентиновича составил 30 лет 1 месяц 7 дней и специальный стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 23 года 6 месяцев 28 дней. Право на пенсию на день подачи заявления отсутствует и наступит при имеющемся стаже по достижении возраста 60 лет.
При обращении с заявлением о назначении пенсии Терешко В.В. предоставил удостоверение гражданина, постоянно проживающего на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в 1986-1992 годах (категория 4) серии № выданное 4 декабря 1992 года Новгород – Волынской районной государственной администрацией (л.д. 57), подтверждающее право на льготы и компенсации, установленные Законом УССР "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" для лиц, проживающих на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (плотность загрязнения почвы цезием 137 от 1 до 5 кв.м. (так в переводе).
Суду представлено указанное удостоверение для обозрения и нотариально удостоверенная копия с его переводом на русский язык приобщена в материалы дела (л.д. 115).
Истец, признавая, что данное удостоверение не является достаточным подтверждением его права на снижение пенсионного возраста, просит установить факт его постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом - поселок Городница Новоград-Волынского района Житомирской области Украины с 26.04.1986 по 25.02.1994.
В силу ч.1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ст. 267 ГПК РФ по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, на заявителях лежит обязанность привести доказательства, подтверждающие невозможность получения ими надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из положений ч. 3 ст. 263 ГПК РФ следует, что в случае, если устанавливается наличие спора о праве, то истец имеет право разрешить спор в порядке искового производства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях (далее Федеральный закон о страховых пенсиях) (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом приложений 5 и 6 к данному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственного пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, имеют право на досрочное назначение пенсии по старости, в том числе граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение (подпункт 6 пункта 1 статьи 10); граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 пункта 1 статьи 10).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 указанного закона гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 данной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон N 1244-1).
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом N 1244-1 (пункт 5 статьи 10).
В силу статьи 11 данного закона зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом является часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 28.1 Закона N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (при наличии трудового стажа не менее 5 лет) (часть 2).
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет) (часть 3 статьи 28.1).
Гражданам, указанным в статье 13 данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью 2 данной статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных данным Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных данным Законом (часть 4 статьи 28.1).
Условия пенсионного обеспечения в соответствии со статьями 30 - 37 Закона N 1244-1 зависят от категории граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно статье 34 Закона N 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8 части 1 статьи 13 данного закона) пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1 данного закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Из указанных положений следует, что Закон N 1244-1 предусматривает две величины снижения возраста - первоначальную величину, которая применяется для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения; дополнительную величину, которая зависит от продолжительности проживания (работы) на территории соответствующей зоны.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
В рамках реализации этих полномочий приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н утверждён "Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
В подпункте "б" пункта 18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлен приказом МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271, Минфина России N 63н от 11.04.2006 (ред. от 23.11.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2006 N 8227)
Таким образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.
Статья 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в области пенсионного обеспечения, подписанного в Москве 13 марта 1992, и прекратившего действие с 1 января 2023 года, предусматривала принятие на территории государств-участников Содружества необходимых для пенсионного обеспечения документов, выданных в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года, без легализации.
При этом письмом Госкомчернобыля РФ от 27.04.1993 N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.1993 N 253) было установлено, что у граждан, выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (в контексте Закона Российской Федерации от 18.06.92 N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), удостоверение проживающего(ей) на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения). Приложением установлена форма справки.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно статьей 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. При этом обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Анализ указанного правового регулирования и представленных Истцом в материалы дела доказательств подтверждают, что исходя из плотности загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км, указанная в удостоверении Терешко В.В. зона может быть соотнесена с зоной с льготным социально-экономическим статусом, следовательно, право истца на досрочное назначение пенсии может определяться с учетом положений статьи 34 Закона N 1244-1, в тоже время факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения документально Терешко В.В. не подтверждён, Истцом не представлены ни удостоверение установленного образца, ни документы, подтверждающие проживание в указанной зоне (регистрация по месту жительства либо пребывания), справка, соответствующая порядку подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, установленному в письме Госкомчернобыля России от 27 апреля 1993 года N Вд-10-2079. При этом представленные Терешко В.В. иные документы не только не подтверждают, но и опровергают содержание представленного им удостоверения.
Представленное Истцом удостоверение (л.д. 115) имеет наименование «удостоверение гражданина, постоянно проживающего на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в 1986-1992 годах (категория 4)», но не подтверждает период постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а также факт его проживание в поселке Городница Новоград-Волынского района Житомирской области Украины с 26.04.1986 по 25.02.1994, поскольку конкретный период проживания истца на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля не указан, а также не указано, что Истец проживал именно в данном населённом пункте.
Из материалов дела следует, что Истец действительно родился в поселке Городница Новоград-Волынского района Житомирской области 26.08.1969 (л.д. 12), при этом, место его проживания в последующем и место проживания его родителей до совершеннолетия Истца никак документально не подтверждено, как и то, где он получил среднее образование, свидетельство об образовании им утрачено.
О конкретном месте проживания (пребывания), обучения либо работы Терешко В.В. в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, что требуется для первоначального снижения пенсионного возраста, не представлено никаких документальных подтверждений. Первая запись о трудоустройстве Истца внесена в его трудовую книжку уже после окончания данного периода, 09.07.1986 (л.д. 100).
Одновременно, как следует из записей в трудовой книжке (л.д. 100-108) и копии диплома (л.д. 117) 24.11.1986 Терешко В.В. был зачислен слушателем подготовительного отделения ЖСГИ, а с 02.08.1987 по 30.12.1992 обучался на агрономическом факультете дневной формы обучения в Житомирском сельскохозяйственном институте, находящемся в г. Житомире, то есть ни постоянно, ни преимущественно в поселке Городница Новоград-Волынского района Житомирской области в данный период не проживал. Допрошенный по ходатайству Истца свидетель Л. указал, что с 1986 года Терешко В.В. учился в г. Житомире, в выходные дни (с вечера пятница по воскресенье либо утро понедельника) они частно вместе на автобусе приезжали домой, жили в разных населённых пунктах, Терешко В.В. – в поселке Городница. Показания данного свидетеля так же подтверждают, что в этот период Истец постоянно проживал в г. Житомире, общежитии ВУЗа, где очно обучался, что Истец не оспаривал в суде.
В период с 23 июня 1988 года по 29 августа 1989 года Терешко В.В. проходил службу в рядах Советской Армии в Чехословакии, что подтверждается копией военного билета (л.д. 58-59), пояснениями Истца в судебном заседании и опровергает его проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Периоды производственной практики Истца в хмелесовхозе «Городницкий» с 04.09.1989 по 25.12.1989, с 01.03.1991 по 02.09.1991 и работы с 09.07.1986 по 01.12.1986 и с 01.02.1993 по 25.02.1994 не подтверждают место его проживания в этот период и место работы в пос. Городница, учитывая, что согласно справок от 03.08.2013 и 01.08.2023 (л.д. 110-114) хмелесовхоз «Городницкий» находился в с. Лучица.
Из положений п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что пенсионер – это лицо, получающее ежемесячную денежную выплату (пенсию), в частности, в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.
В соответствии с частями 1 - 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон о страховых пенсиях) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года (вопрос №18), если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Таким образом, как следует из содержания указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и ч.1 ст. 22 Федерального закона о страховых пенсиях страховая пенсия должны быть назначена с даты возникновения права на пенсию.
Учитывая, что основания для снижения пенсионного возраста Истца на три года судом не установлены, пенсионный возраст для назначения досрочной пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" на момент обращения с заявлением о назначении пенсии и на момент рассмотрения спора у Истца не наступил, поскольку с учетом приложения к данному закону право на пенсию по указанному основанию возникает у Истца в 60 лет, то есть с 26 августа 2029 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска Терешко Виктора Валентиновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Урайский городской суд.
Решение суда в окончательной форме принято 15.04.2023.
Председательствующий судья Е.П. Шестакова