Дело 2-98/2022 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино 29 апреля 2022 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Новоселова И.А.,
при секретаре Кошелевой Л.В.,
с участием прокурора Дьяченко Т. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макушинского района Курганской области к ООО «Теплоресурс» о возложении обязанности по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии в многоквартирные дома г. Макушино Курганской области,
установил:
Прокурор Макушинского района Курганской области обратился в Макушинский районный суд Курганской области с иском к ООО Теплоресурс о возложении обязанности по установке приборов учета.
В обоснование искового заявления указано, что в ходе проверки законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, прокуратурой района установлено, что многоквартирные дома, расположенные на территории г. Макушино Курганской области не оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета. Общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии отсутствуют в 31 многоквартирном доме, расположенных по адресам: Так, отсутствуют общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии в 31 многоквартирном доме по адресам: ул. Ленина, д. 40, ул. Ленина, д. 56, ул. Ленина, д. 58, ул. Ленина, д. 60, ул. Ленина, д. 67, ул. Ленина, д. 73, ул. Ленина, д. 99, ул. Ленина, д. 65, ул. Ленина, д. 101, ул. Ленина, д. 113, ул.Ленина, д.77, ул. Д.Бедного, д. 69, ул. Д.Бедного, д. 80, ул. Д.Бедного, д. 67, ул. Д.Бедного, д. 75, ул. Д.Бедного, д.70, ул. Д.Бедного, д. 14, ул. К.Маркса, д. 55, ул. К.Маркса, д. 57, ул. К. Галашовой, д. 55, ул. Галашовой, д.38, ул. К.Галашовой, д.1Е, ул. 1-Вокзальная, д. 14, ул. 1-Вокзальная д.16, ул.1-Вокзальная д.18, ул. 1-Вокзальная, д. 38,ул.2-Вокзальная,д.18, ул.2-Вокзальная д. 19а, ул. 2-Вокзальная, д. 21, ул. 2-Вокзальная,д.22, ул. 2-Вокзальная, д.23, где имеется для этого техническая возможность.
Поставщиком тепловой энергии для указанных многоквартирных домов определено ООО «Теплоресурс». В нарушение норм закона Единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоресурс» не приняты меры к установлению приборов учета тепловой энергии для указанных домов, начисление платы собственникам помещений в перечисленных МКД за коммунальную услугу отопление осуществляется по нормативу, а не по количеству фактически потребленного ресурса. Таким образом, требования, установленные Федеральным законом № 261-ФЗ ресурс снабжающей организацией не выполнены.
В судебном заседании помощник прокурора Макушинского района Курганской области просил об удовлетворении исковых требований, уточнил иск в части его не поддержания по установке теплосчетчиков в домах по ул. Д. Бедного д. 14, д.70., поскольку в указанных домах они есть, но в эксплуатацию не введены.
Представитель Департамента строительства, госэкспертизы, жилищно-коммунального хозяйства Курганской области не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО «Теплоресурс» директор Бейсембаев К.Т. в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Ранее в предварительном судебном заседании исковые требования признал. В письменном отзыве на исковое заявление, указал, что ООО «Теплоресурс» направило в адрес потребителей многоквартирных жилых домов предписания на установку и обслуживание данных приборов. ООО «Теплоресурс» находится в тяжелом финансовом положении. Денежные средства на приобретение и установку узлов учета в ООО «Теплоресурс» нет. Так же задолженность за тепловую энергию по населению на 01.03.2022 составляет 10310 тыс. руб. Дополнительная плата по установке узлов учета для населения затруднительна.
Привлеченные по инициативе суда третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: представители вышеуказанных многоквартирных домов разделились во мнении: часть согласна с требованиями иска, часть не согласна.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 2 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акгы Российской Федерации» (далее - от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ) под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
В силу п. 7 ст. 9 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 ст. 12 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗПроизводимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет
Суд считает, что включение вышеперечисленных многоквартирных домов г. Макушино в Региональную программу капитального ремонта (л. д. 38) не является равнозначным основанием для не удовлетворения требований иска прокурора района. Сведений о физическом износе основных конструктивных элементов указанных домов которых превышает семьдесят процентов, или сведения об их сносе или реконструкции не имеется.(л. д. 74)
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, - электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартплаты) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, - электрической энергии.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Здания, и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в ч.ч.3-6.1 настоящей статьи. (ч.7 ст. 13 Закона от 23.11.2009 № 261 -ФЗ).
В случае неисполнения собственниками данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Поставщиком тепловой энергии для указанных многоквартирных домов в г. Макушино определен ООО «Теплоресурс». Постановлением администрации Макушинского муниципального округа от 15.10.2021 № 699 ООО «Теплоресурс» присвоен статус единой теплоснабжающей организацией.(л. д. 21)
Согласно информации заместителя главы Макушинского муниципального округа по строительству и ЖКХ от 08 февраля 2022 г. на территории города Макушино 43 многоквартирных домов (два этажа и выше), подлежат оснащению общедомовыми приборами учета, из них в 11 многоквартирных домах установлены приборы учета (теплоснабжения) при проведении капитального ремонта и вводе в эксплуатацию домов с 01.01.2012 года.
На момент прокурорской проверки в нарушение норм закона теплоснабжающей организацией ООО «Теплоресурс» не приняты меры к установлению приборов учета тепловой энергии для 31 вышеуказанных домов, начисление платы собственникам помещений в перечисленных многоквартирных жилых домах за отопление осуществляется по нормативу, а не по количеству фактически потребленного ресурса.
Техническая возможность установки приборов учета в вышеуказанных многоквартирных домах подтверждается актами. (л. д.6,28-29)
Учитывая, что в многоквартирных домах собственниками помещений не установлены общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии и при этом имеется техническая возможность по их установке, то данная обязанность, согласно ч. 12 ст. 13 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, должна быть возложена на ответчика ООО «Теплоресурс», в целях соблюдения обязательных для исполнения мероприятий, направленных на энергосбережение поставляемых энергетических ресурсов и осуществление учета их использования.
Доводы возражений ответчика об отсутствие достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на ответчика возложена законом.
Доводы представителей вышеуказанных многоквартирных домов возражавших по иску прокурора, суд считает необоснованными, возражений по законности требований прокурора не поступило. По сути возражения связаны с дальнейшей перспективой взимания платы за отопления по показаниям прибора учета, а не по площади квартир, а также с будущим возложением на жильцов затрат по установке приборов учета используемых энергоресурсов, согласно ч. 12 ст. 13 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ; что не является предметом данного судебного рассмотрения.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора частично, за исключением требований по установке приборов учета в домах по ул. Д. Бедного д. 14, д.70 г. Макушино, поскольку в указанных домах они имеются, но в эксплуатацию не введены, что нашло свое отражение в актах проверки и пояснениях старших по домам.
Предложенный истцом срок исполнения решения суда, с учетом отсутствия возражений, суд считает обоснованным и разумным.
В соответствии с 333.19, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ и ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взыскивается с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Макушинского района Курганской области к ООО «Теплоресурс» удовлетворить частично.
Возложить на ООО «Теплоресурс» ОГРН 1114512000613 обязанность, по оснащению приборами учета используемых энергоресурсов – общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию по следующим адресам: ул. Ленина, д. 40, ул. Ленина, д. 56, ул. Ленина, д. 58, ул. Ленина, д. 60, ул. Ленина, д. 67, ул. Ленина, д. 73, ул. Ленина, д. 99, ул. Ленина, д. 65, ул. Ленина, д. 101, ул. Ленина, д. 113, ул.Ленина, д.77, ул. Д.Бедного, д. 69, ул. Д.Бедного, д. 80, ул. Д.Бедного, д. 67, ул. Д.Бедного, д. 75, ул. К.Маркса, д. 55, ул. К.Маркса, д. 57, ул. К. Галашовой, д. 55, ул. Галашовой, д.38, ул. К.Галашовой, д.1Е, ул. 1-Вокзальная, д. 14,ул. 1-Вокзальная д.16,ул. 1-Вокзальная д.18, ул. 1-Вокзальная, д. 38,ул.2-Вокзальная,д.18, ул.2-Вокзальнаяд. 19а, ул. 2-Вокзальная д. 21, ул. 2-Вокзальная,д.22, ул. 2-Вокзальнаяд.23 г. Макушино Курганской области, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ООО «Теплоресурс» ОГРН 1114512000613 обязанность по вводу в эксплуатацию ранее установленных приборов учета тепловой энергии по следующим адресам: ул. Д.Бедного, д.70, ул. Д.Бедного, д. 14,Макушино Курганской области, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Теплоресурс» в доход бюджета Макушинского муниципального округа 6000 рублей 00 копеек в счет уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Макушинский районный суд Курганской области.
Судья И.А. Новоселов