дело № 3а-590/2019
(16OS0000-01-2019-000515-70)
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 10 августа 2019 года
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сафиной Рњ.Рњ. СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° прокуратуры Республики Татарстан Аблиева Рў.Рњ. РїСЂРё секретаре судебного заседания Нуреевой Р”.Р ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ9 Рє территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Бугульмы Республики Татарстан РѕР± отмене решения РѕР± отказе РІ регистрации кандидата РІ депутаты РѕС‚ 2 августа 2019 РіРѕРґР° в„– 28,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 5 июня 2019 года № 2868-V ГС на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва.
Постановлением Центральной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Республики Татарстан РѕС‚ <дата> .... полномочия РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Бугульминского одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° в„– 32 РїРѕ выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва возложены РЅР° территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РіРѕСЂРѕРґР° Бугульмы Республики Татарстан (далее также – Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ).
Решением РѕС‚ <дата> .... указанной избирательной комиссией отказано РІ регистрации Р¤РРћ10 кандидатом РїРѕ данному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ недостаточным количеством представленных РёРј достоверных подписей избирателей СЃРѕ ссылкой РЅР° РїСѓРЅРєС‚ 7 части 6 статьи 47 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан.
Р¤РРћ11 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить данное решение Рё обязать Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ зарегистрировать его кандидатом РІ депутаты.
В обоснование своих требований административный истец указывает на нарушения требований законодательства при проверке подписных листов: отсутствие в справке об исследовании информации о проводившем его лице и общем количестве недостоверных подписей; несоблюдение установленной формы представленных регистрирующим органом сведений; отсутствие в ведомости проверки подписных листов сведений о результатах проверки экспертом, а также сведений, поступивших из регистрирующего органа; несоответствие количества недействительных (недостоверных) подписей в итоговом протоколе и ведомости проверки подписных листов.
Р’ судебном заседании Р¤РРћ12 Рё его представитель Р¤РРћ13 поддержали административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїРѕ изложенным РІ нем основаниям.
Председатель территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Бугульма Республики Татарстан Р¤РРћ14 представитель избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Р¤РРћ15 административный РёСЃРє РЅРµ признали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, в том числе:
если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, – выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт «г1»);
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
Аналогичные основания для отказа РІ регистрации кандидата закреплены РІ пунктах 6.1, 7 части 6 статьи 47 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан.
Как следует РёР· пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона, части 1 статьи 42.1 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан, необходимым условием регистрации кандидата РЅР° выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется РїРѕ результатам выборов, указанным РІ этих Р¶Рµ нормах, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных РІ поддержку выдвижения кандидата.
Частью 4.1 статьи 43 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан установлено количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ РЅР° выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, которое составляет 3 процента РѕС‚ числа избирателей, зарегистрированных РЅР° территории соответствующего избирательного РѕРєСЂСѓРіР°, указанного РІ схеме одномандатных избирательных РѕРєСЂСѓРіРѕРІ, РЅРѕ РЅРµ менее 60 подписей.
Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов.
Р’ силу части 2 статьи 45 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан, если РІ поддержку выдвижения кандидата осуществлялся СЃР±РѕСЂ подписей избирателей, для регистрации кандидата представляются подписные листы, пронумерованные Рё сброшюрованные РІ РІРёРґРµ папок, Рё протокол РѕР± итогах СЃР±РѕСЂР° подписей избирателей.
Порядок проверки подписных листов, установленный частью 7 статьи 46 названного Кодекса, предусматривает создание в избирательных комиссиях рабочих групп, привлечение экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета.
Р’ соответствии СЃ пунктом 6.1 статьи 38 Федерального закона, частью 14 статьи 46 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан РїРѕ результатам проверки подписей избирателей Рё соответствующих РёРј сведений РѕР± избирателях, содержащихся РІ подписных листах, РїРѕРґРїРёСЃСЊ избирателя, может быть признана достоверной либо недостоверной Рё (или) недействительной.
Основания признания РїРѕРґРїРёСЃРё недостоверной, недействительной изложены соответственно РІ пунктах 6.3, 6.4 статьи 38 Федерального закона, частях 15, 16 статьи 46 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Р¤РРћ16 выдвинут кандидатом РІ депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва РїРѕ Бугульминскому одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 32 региональным отделением Всероссийской политической партии В«<данные изъяты> РІ Республике Татарстан.
Данная политическая партия РЅРµ указана РІ РЎРїРёСЃРєРµ политических партий, РЅР° которые распространяется действие пунктов 4, 5 статьи 35.1 Федерального закона Рё выдвижение которыми (РёС… региональными отделениями Рё иными структурными подразделениями) кандидатов, СЃРїРёСЃРєРѕРІ кандидатов считается поддержанным избирателями Рё РЅРµ требует СЃР±РѕСЂР° подписей избирателей РЅР° выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, размещенном РЅР° официальном сайте Центральной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Республики Татарстан РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
Следовательно, для регистрации кандидатом РІ депутаты РїРѕ данному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ Р¤РРћ17 должен был представить РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РЅРµ менее 2 057 Рё РЅРµ более 2 262 подписей, как установлено постановлением Центральной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Республики Татарстан РѕС‚ <дата> ....
Как РІРёРґРЅРѕ РёР· материалов дела, Р¤РРћ18 представил РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ подписные листы, содержащие 2 236 подписей РЅР° 774 листах, сброшюрованных РІ 8 папок.
Рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№, образованной решением Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 13 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° в„– 6, проведена проверка подписных листов, Рє которой привлечены эксперты экспертно-криминалистического отделения Рё специалисты отдела РїРѕ вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Бугульминскому району Республики Татарстан.
Р’ рамках проверки Рзбирательной комиссией получена справка РѕР± исследовании РѕС‚ 27 июля 2019 РіРѕРґР° в„– 100 Рё таблицы СЃ результатами проверки сведений, содержащихся РІ подписных листах РѕС‚ 30 июля 2019 РіРѕРґР°, заполнены ведомости проверки подписных листов, составлен итоговый протокол проверки подписных листов РѕС‚ 30 июля 2019 РіРѕРґР°, согласно которому недостоверными (недействительными) признано 932 РїРѕРґРїРёСЃРё избирателей.
Р’ судебном заседании СЃСѓРґРѕРј были исследованы подлинники подписных листов, представленных Р¤РРћ19 РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, РІ результате чего установлено, что РІРѕ всех подписных листах отсутствуют сведения Рѕ принадлежности Р¤РРћ20 Рє Всероссийской политической партии В«<данные изъяты> Рё его статусе РІ ней.
Между тем указание РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе сведений Рѕ принадлежности кандидата Рє политической партии Рё его статуса РІ данной политической партии предусмотрено пунктом 9 статьи 37 Федерального закона, частью 7 статьи 44 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан РІ качестве обязательного требования, если кандидат указал эти сведения РІ заявлении Рѕ согласии баллотироваться РІ орган государственной власти Республики Татарстан.
Установленная в соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона форма подписного листа (приложение 5 к Федеральному закону) предусматривает внесение этих сведений после сведений о месте жительства кандидата или после сведений о судимости кандидата.
Согласно подпункту «и» пункта 6.4 Федерального закона (подпункту 9 пункта 16 статьи 46 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан) недействительными признаются РІСЃРµ РїРѕРґРїРёСЃРё избирателей РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе, РІ который РЅРµ внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона (частью 7 статьи 44 Рзбирательного кодекса).
Как следует РёР· материалов дела, РІ своем заявлении Р¤РРћ21 указал, что является членом Всероссийской политической партии <данные изъяты> Рё членом Совета регионального отделения Всероссийской политической партии В«<данные изъяты> РІ Республике Татарстан, что подтверждается справкой РѕС‚ 1 июля 2019 РіРѕРґР°, подписанной председателем регионального отделения партии.
Однако РІ нарушение вышеприведенных РЅРѕСЂРј избирательного законодательства такие сведения РІ подписные листы РЅРµ внесены, что влечет признание недействительными всех подписей избирателей РІ подписных листах, представленных Р¤РРћ22 РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ.
Рпоскольку недействительными являются 100 процентов подписей избирателей, что РІ силу подпунктов «г1В», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктов 6.1, 7 части 6 статьи 47 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан влечет отказ РІ регистрации кандидата, Рё этот факт установлен СЃСѓРґРѕРј, РґРѕРІРѕРґС‹ административного истца Рѕ допущенных Рзбирательной комиссией нарушениях РїСЂРё проверке подписных листов РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить основанием для отмены решения РѕР± отказе РІ регистрации кандидата.
Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Р¤РРћ25 Рє территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Бугульмы Республики Татарстан РѕР± отмене решения РѕР± отказе РІ регистрации кандидата РІ депутаты РѕС‚ <дата> .... отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 12 августа 2019 года.
Судья Сафина М.М