Дело № 2-177/2024
УИД 75RS0008-01-2024-000071-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2024 года г. Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Турановой К.С.,
при секретаре Норбоевой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балдан-Доржиева М-Б в лице законного представителя Балдандоржиевой Б.Х., Балдандоржиева Б.-Д. Балдандоржиева Б.М. к администрации сельского поселения «Усть-Озерское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и лишившимися жилого помещения, признании права собственности на жилой дом, установлении факта постоянного проживания, признании права на предоставление мер социальной поддержки на приобретение жилого помещения, обязании включить в список граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Балдан-Доржиев М.-Б., в лице законного представителя Балдандоржиевой Б.-Х., Балдандоржиев Б.-Д., Балдандоржиев Б. М. обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
В обоснование иска указала, что в зону чрезвычайной ситуации включено жилое помещение по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы и постоянно проживают Балдан-Доржиев М.-Б., Балдандоржиев Б.-Д., Балдандоржиев Б.М.
Балдан-Доржиев М.-Б., Балдандоржиев Б.-Д. проживают в указанном помещении со дня рождения, открыто, беспрерывно и добросовестно без оформления каких-либо правоустанавливающих документов. Государственная регистрация права Болдан-Доржиева М.-Б., Балдандоржиева Б.-Д. на <адрес>, расположенный по <адрес> на совершалась, иных лиц, оспаривающих их права не имеется. Полагают, что стали собственниками имущества по наследству от матери ФИО14
Согласно уведомлению администрации СП «Усть-Озерское» от 24.10.2022 № 144 заявителю отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерным действиями на территории Забайкальского края в период с 2022 года по сельскому поселению «Усть-Озерское» на осуществление выплат для приобретения жилого помещения. Основанием для отказа послужило отсутствие документов, подтверждающих право собственности поврежденного жилого помещения.
Истцы на день введения режима чрезвычайной ситуации постоянно проживали в утраченном жилом помещении, добросовестно, открыто и непрерывно владели и пользовались домом как своим собственным, оплачивали коммунальные услуги, осуществляли ремонт и содержание данного имущества. Иного жилого помещения, пригодного для проживания, истцы на момент возникновения чрезвычайной ситуации не имели.
Просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и лишившихся жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; признать право собственности Балдан-Доржиева М.-Б. и Балдандоржиева Б.-Д. на объект недвижимости – жилой дом, общей площадью 82,1 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> – <адрес>, в силу перехода по наследству; установить факт постоянного проживания Балдандоржиева Б.М. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в целях предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как гражданам утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации; признать за Балдан-Доржиева М.-Б., Балдандоржиева Б.-Д., Балдандоржиева Б.М. право на предоставление мер социальной поддержки в виде социальных выплат на приобретение жилого помещения общей площадью, по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения (81,2 кв.м.) в соответствии с Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края включить Балдан-Доржиева М.-Б., Балдандоржиева Б.-Д., Балдандоржиева Б.М. в список граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Борзинский район» в 2022 г., и не имеющими иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, имеющими право на меру социальной поддержки в виде выплат на приобретение жилого помещения в Забайкальском крае по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения (81,2 кв.м.) в соответствии с Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362; обратить решение суда к немедленному исполнению.
19.02.2024 г. истцами требования уточнены в части, просят обязать администрацию сельского поселения «Усть-Озерское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края включить Балдан-Доржиева М.-Б., Балдандоржиева Б.-Д., Балдандоржиева Б.М. в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС на получение выплат на приобретение жилого помещения, установить факт постоянного проживания Балдандоржиева Б.М. как члена семьи собственника в жилом помещении, расположенном по адресу Забайкальский край, Борзинский район с. Усть-Озерная, ул. Шоссейная, д. 27.
В судебное заседание истцы Балдан-Доржиева М.-Б., в лице законного представителя Балдандоржиевой Б.-Х., Балдандоржиев Б.-Д., Балдандоржиев Б.М. не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ранее в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Балдан-Доржиева М.-Б. и представитель по доверенности Балдандоржиева Б.М. - Балдандоржиева Б.-Х., представитель по доверенности Балдандоржиева Б.-Д. - Балдандоржиева Д.Б., каждая в отдельности пояснила, что жилой <адрес> был построен родителями Балдан-Доржиева М.-Б. и Балдандоржиева Б.-Д. примерно с 1967 г., дом официально в собственность оформлен не был. Земельный участок принадлежал на праве собственности ФИО13-Д. – отцу Балдан-Доржиева М.-Б. и Балдандоржиева Б.-Д.. После его смерти в права наследования на земельный участок вступила ФИО14 - мать Балдан-Доржиева М-Б-Б. и Балдандоржиева Б.М.-Д., которая тоже умерла в 2021 г., до чрезвычайной ситуации. После смерти ФИО14 – в права наследования вступили Балдан-Доржиев М.-Б. и Балдандоржиев Б.-Д.. Земельный участок находится в их собственности по ? у каждого. Дом оформить не успели. В результате чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ дом полностью пострадал. Балдандоржиев Б.М. является племянником Балдан-Доржиев М.-Б. и Балдандоржиев Б.-Д.. Был вселен в жилое помещение собственником – ФИО14 – бабушкой, с 2017 года. Балдандоржиев Б.М. был зарегистрирован в жилом помещении, вселился с целью ухода за бабушкой.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Усть-Озерское» - глава поселения С.-М. Балдандоржиев в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, возражений не имеет.
Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по доверенности ФИО7 в судебном заседании участия не принимала, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, просила отказать в удовлетворении требований к Министерству в полном объеме.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
Судом, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края, направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Согласно п. 28 Правил размер выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, а также размер трансферта на приобретение или строительство жилых помещений, подлежащих предоставлению гражданам и членам их семей, включенных в соответствующий Список (далее - размер трансферта), рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения:
1) для одиноко проживающих граждан - 33 кв. метра, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения;
2) на семью из 2 человек - 42 кв. метра, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения;
3) по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 30.07.2022 № 50 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 30 июля 2022 года в границах нескольких муниципальных районов, в том числе в границах муниципального района "Борзинский район" Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (пункт 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (пункт 3).
Постановлением администрации муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края от 27.07.2022 № 320 определены границы зон действия режима чрезвычайной ситуации в пределах населенных пунктов муниципального района «Борзинский район», в которые вошел дом по адресу: <адрес> <адрес>.
Согласно заключению ООО Агентство «Оценка+» № степень повреждения объекта по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края (Постановление Губернатора Забайкальского края № 50 от 30.07.2022 г.) составляет 65%, установлена категория технического состояния объекта – аварийный. В результате паводка 2022 года объект относится к утраченным жилым помещениям.
Согласно акту № от 22.11.2022 г. обследования межведомственной комиссией помещения по адресу: <адрес>, выявлены основания для признания помещения не пригодным для проживания после затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями в 2022 году на территории Борзинского района.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотренных документов: отчета №, акта межведомственной комиссии № от 22.112022 жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации СП «Усть-Озерское» муниципального района «Борзинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу <адрес> признано непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Балдан-Доржиев М.-Б. обратился в администрацию сельского поселения «Усть-Озерское» муниципального района «Борзинский район» с заявлением о включении его и членов ее семьи Балдандоржиева Б.Д., Балдандоржиева Б.М. в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края для получения выплаты на приобретение жилого помещения.
Администрацией сельского поселения «Усть-Озерское» муниципального района «Борзинский район» (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ) Балдан-Доржиеву М.-Б. и указанным выше членам его семьи в соответствии с Распоряжением администрации сельского поселения «Усть-Озерское» от ДД.ММ.ГГГГ №-р/ОД отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края на основании подп. 1 п. 23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утв. постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. № 362 в связи с отсутствием права собственности и (или) правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение.
При таких обстоятельствах установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации у истцов отсутствовали документы, которые могли быть основанием для государственной регистрации права.
В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> построен родителями истцов Балдан-Доржиева М.-Б. и Балдандоржиева Б.-Д. – ФИО13-Д. и ФИО14 в 1965 г. данный факт сторонами не оспаривался.
Земельный участок по адресу <адрес> кадастровым номером №, принадлежал на праве собственности ФИО13-Д.. После его смерти ДД.ММ.ГГГГ в права наследования на земельный участок вступила супруга - ФИО14, 1928 г.р. (свидетельство о праве на наследство по закону от 09.07.2008г.)
ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в права наследования на земельный участок вступили ее сыновья: Балдан-Доржиева М.-Б. и Балдандоржиева Б.-Д. по ? на земельный участок по адресу <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 4640 кв.м., расположенный по адресу <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности по ? доли Балдан-Доржиеву М.-Б. и Балдандоржиеву Б.-Д..
ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом индивидуального жилищного фонда № по <адрес>, выдан технический паспорт, согласно которому дом состоит из двух комнат, кухни, кладовой, хоз. пристройки, общая площадь помещения 82, 1 кв.м.
Как усматривается из материалов дела по адресу: <адрес> истец Балдан-Доржиев М.-Б. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, Балдандоржиев Б.-Д. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, проживают в доме с рождения.
Из предоставленных суду документов следует, что спорный жилой дом муниципальной собственностью не является.
Истец Балдандоржиев Б.М. вселен в качестве члена семьи собственника и зарегистрирован в жилом помещении 03.11.2017 г.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, созданный на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо не создает угрозу жизни и здоровью.
В соответствии с ч.1 ст.218, 219 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям пп. б п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Судом установлено, что право собственности на спорный жилой дом по адресу: <адрес> установленном законом порядке, не было зарегистрировано и на момент введения режима чрезвычайной ситуации у истцов отсутствовали документы, которые могли быть основанием для государственной регистрации права, однако истцы Балдан-Доржиев М.-Б., Балдандоржиев Б.-Д. открыто, непрерывно и добросовестно владели указанным жилым домом, исполняя обязанности собственников этого имущества и несения расходов по его содержанию, имели регистрацию в данном доме по месту жительства, право собственности на земельный участок, на котором располагался жилой дом, принадлежит истцам Балдан-Доржиев М.-Б., Балдандоржиев Б.-Д., а до этого принадлежало их родителям.
Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, судом не установлено.
Согласно выписок из ЕГРН сведений об объектах недвижимости у истцов не имеется.
Отсутствие у истца на день введения режима чрезвычайной ситуации зарегистрированного права собственности и правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: адресу: <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку государством гарантировано право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения при его повреждении гражданам РФ, жилое помещение которых повреждено по независящим от них обстоятельствам.
При этом из пояснений представителя Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО7 следует, что Балдан-Доржиеву М.-Б., проживающему по адресу: <адрес>-Озёрное, <адрес>, назначена и выплачена материальная помощь в размере 10 000 рублей и финансовая помощь в размере 50 000 рублей. Балдандоржиев Б.-Д., Балдандоржиев Б.М. с заявлениями о назначении материальной помощи и финансовой помощи не обращались.
Суд полагает, что в ходе рассмотрения настоящего дела нашел подтверждение тот факт, что истцы Балдан-Доржиев М.-Б., Балдандоржиев Б.-Д. постоянно на момент возникновения чрезвычайной ситуации владели указанным жилым домом на праве собственности, в силу приобретательной давности на самовольное строение, а истец Балданжоржиев Б.М. постоянно проживал в указанном жилом помещении в качестве члена семьи.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом суд отмечает, что истцы обратились в администрацию муниципального образования в течение пяти месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации и им необоснованно было отказано во включении в соответствующий список.
Истцами заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда. Вопрос о допущении немедленного исполнения решения суда разрешается в судебном заседании.
Исходя из изложенного, учитывая, что единственное жилое помещение истцов повреждено в результате чрезвычайной ситуации, суд полагает, что требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению подлежит удовлетворению частично, в части возложения на администрацию сельского поселения «Усть-Озерское» обязанности включить истцов в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2022 года по сельскому поселению «Усть-Озерское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
Поскольку как истцы, так и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины в силу закона вопрос о присуждении к взысканию с ответчиков государственной пошлины, судом не обсуждается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Балдан-Доржиева М.-Б., Балдандоржиева Б.-Д., Балдандоржиева Б.М. удовлетворить.
Признать Балдан-Доржиева М-Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), Балдандоржиева Б.-Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), Балдандоржиева Б.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями в июле 2022 года и лишившимися жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 82,1 квадратных метров.
Признать право собственности Балдан-Доржиева М-Б ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) и Балдандоржиева Б.-Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) на объект недвижимости – жилой дом, общей площадью 82,1 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>.
Установить факт постоянного проживания Балдандоржиева Б.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> целях предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как гражданам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.
Признать за Балдан-Доржиевым М-Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № Балдандоржиева Б.-Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), Балдандоржиевым Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 7620 141254) право на предоставление мер социальной поддержки в виде социальных выплат на приобретение жилого помещения из расчета 18 квадратных метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения (82,1 кв.м.) в соответствии с Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.
Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Озерское» муниципального района «Борзинский район» включить Балдан-Доржиева М-Б ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № Балдандоржиева Б.-Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), Балдандоржиева Б.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края, в период 2022 года по сельскому поселению «Усть-Озерское» на осуществление выплат на приобретение жилого помещения из расчета 18 квадратных метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения (81,2 кв.м.) в соответствии с Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.
Обратить решение суда к немедленному исполнению в части включения Балдан-Доржиева М-Б ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), Балдандоржиева Б.-Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №), Балдандоржиева Б.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) в список граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Борзинский район» в 2022 г., и не имеющими иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, имеющими право на меру социальной поддержки в виде выплат на приобретение жилого помещения в Забайкальском крае.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 20 марта 2024 года.
Судья К.С. Туранова