Дело № 2-857/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2016 г. г. Дальнереченск
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Бондарь Н.В., при секретаре Арзамасовой О.А., с участием истца Т.З.М., представителей ответчика Малишевской С.А. и Семеновой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.З.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
истец Т.З.М. обратилась в суд с исковым заявлением возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности аппаратчицы в цехе смол и назначить досрочную страховую пенсию со дня исполнения истцу 52 лет – т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано следующее. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № из специального стажа истца Т.З.М. исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности аппаратчика в цехе смол в Дальнереченском ЛДК и сделан вывод о том, что у истца отсутствует специальный стаж, подлежащий включению для назначения досрочной страховой пенсии по старости. За назначением досрочной страховой пенсии истцу Т.З.М. рекомендовано обратиться в мае 2019 г. по достижении возраста 55 лет. В качестве причины такого решения указана невозможность подтверждения постоянной занятости выполнения работ, предусмотренных Списком, поскольку в расчетных ведомостях 1993 – 1994 г.г. выявлено совмещение. С таким решением истец Т.З.М. не согласна по следующим основаниям. Согласно записям трудовой книжки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Т.З.М. работала в цехе смол аппаратчицей синтетических клеящих смол 3 и 4 разрядов. Это производство являлось вредным, за вредность платили повышенную заработную плату, предоставляли дополнительные отпуска, выдавали молоко и другое дополнительное питание. Истец Т.З.М. работала во вредном цехе смол полную рабочую смену 8 часов. Цех смол был вредным цехом и работал на карбамиде. В ЛДК был еще один вредный цех – меламиновый, работавший на меламине. На эти два цеха был один начальник ФИО1, оба цеха являлись вредными цехами. Поэтому и основная работа истца Т.З.М. и работа по совмещению в меламиновом цехе были вредными, что дает право на включение периодов такой работы в специальный стаж. В цехе смол варили смолу для цеха по изготовлению ДСП. Смола варилась из таких вредных для здоровья веществ как формалин, карбамид, едкий натр, хлористый аммоний. В меламиновом цехе варили смолу для ламинированной плиты в мебельный цех. Смола варилась из вредных для здоровья веществ: формалин, меламин, хлористый аммоний, едкий натр. В обоих цехах работники работали в противогазах, в специальной одежде - в резиновых сапогах и резиновых перчатках.
В протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указал на отсутствие технических документов, подтверждающих процесс труда истца Т.З.М. - табелей учета рабочего времени, должностных инструкций, других документов, подтверждающих ежедневную занятость не менее 80 % рабочего времени во вредных условиях. Ежедневная занятость не менее 80 % подтверждается тем, что изготовление смол в любом из вышеуказанных цехов требовало личного присутствия истца Т.З.М. при всем цикле варке смолы. Совмещение происходило не в один день, оно не влияло на время начала и окончания варки смолы.
Страховой стаж истца Т.З.М. составляет 26 лет 05 месяцев 17 дней, период работы в условиях тяжелого труда составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 06 лет 15 дней.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением обязательного возраста на 1 год за каждые 2 года такой работы.
Таким образом, при специальном стаже в 06 лет 15 дней и страховом стаже более 20 лет истец Т.З.М. имеет право на досрочную страховую пенсию с 52 лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Т.З.М. на иске настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. В дополнение суду пояснила, что в 1990 – 1991 г. г. она работала в цехе смол Дальнереченского ЛДК на производстве карбамидной смолы для цеха ДСП. Затем она ушла в декретный отпуск в связи с рождением дочери Анастасии ДД.ММ.ГГГГ рождения. В 1993 г. она вышла из декретного отпуска, ее поставили на производство меламиновой смолы для мебельного цеха. Периодически ее направляли на производство карбамидной смолы, при этом она постоянно работала по 8 часов в смене.
Представители ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Малишевская С.А. и Семенова Т.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ Т.З.М. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по основанию, предусмотренному п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Данное заявление было рассмотрено, в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих ежедневную занятость не менее 80 % рабочего времени. В ходе проверки первичных документов установлено, что Т.З.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 лет 15 дней) работала в должности аппаратчика синтетических клеящих смол в Дальнереченском ЛДК. Данная должность соответствует Списку № 2 от 26.11.1991 г. (код позиции 2230200а-10647 раздела ХХI «Целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство»). Вместе с тем при проверке расчетных ведомостей с октября 1993 г. по 1995 г. выявлено, что у Т.З.М. имелось совмещение, при этом из представленных на проверку документов невозможно установить, сколько времени в течение рабочего дня Т.З.М. работала по основной работе и сколько по совмещению. Проверка проводилась в архиве Дальнереченского городского округа, поскольку предприятие Дальнереченский ЛДК не существует. При проверке коллективные договоры за 1990 – 1996 г.г., табели учета рабочего времени, должностные инструкции предоставлены не были в связи с их отсутствием. При таких обстоятельствах спорный период не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.
По ходатайству истца Т.З.М. в судебном заседании были допрошены свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3
Свидетель ФИО1 суду пояснил, что с 1986 г. по 1995 г. он работал в цехе смол Дальнереченского ЛДК в должности начальника цеха карбамидо-формальдегидных смол, истца Т.З.М. знает, она работала в цехе смол. В цехе смол варилось два вида смол: карбамидно-формальдегидная смола КФМТ-4 для производства древесно-стружечной плиты (ДСП), а также смола СПМФ-4 для производства облицовочной пленки, которая использовалась в мебельном цехе. В состав смолы СПМФ-4 входил формалин и меланин. Таким образом, в цехе смол было два отделения с разным оборудованием, на котором варилось два вида смол. В цехе смол был один коллектив, один начальник цеха и один технолог. У работников цеха смол в трудовых книжках указывалась должность «аппаратчик цеха смол», затем наименование должности несколько раз менялось и уточнялось. Цех был вредный, входил в Список производств с вредными условиями труда. Работникам цеха выдавали талоны на дополнительное питание, предоставляли дополнительные отпуска. Составлялся единый табель учета рабочего времени на весь цех смол. Карбамидную смолу для производства ДСП варили в три смены по скользящему графику, т.к. процесс производства был непрерывный; меламиновую смолу для производства мебели варили в одну смену. В смене было 4 аппаратчика, 2 загрузчика, слесарь и электрик. Если кого-то в смене не хватало, то на его место направляли другого человека, при этом ставку оплаты отсутствующего человека «разбрасывали» по процентам на совмещение. Таким образом, периодически кто-то из аппаратчиков цеха смол выполнял работу отсутствующего аппаратчика.
Свидетель ФИО2 суду пояснила, что с 1986 г. работала в цехе смол Дальнереченского ЛДК, истца Т.З.М. знает, вместе работали в цехе смол примерно с 1991 г. по 1996 г. Она работала аппаратчиком синтетических клеящих смол 4 разряда, какая должность была у Т.З.М. – не знает, работу они выполняли одинаковую. В цехе смол варили два вида смол – карбамидную для производства ДСП и меламиновую для мебельного цеха. Она и Т.З.М. работали на производстве маламиновой смолы. Иногда они работали на производстве карбамидной смолы, когда там не хватало людей. На замену привлекали только работников цеха смол, из других цехов людей не привлекали.
Свидетель ФИО3 суду пояснила, что с 1990 г. по 1994 г. работала в цехе смол Дальнереченского ЛДК аппаратчиком 5 разряда на производстве карбамидной смолы; истца Т.З.М. знает, она работала в том же цехе аппаратчиком 4 разряда на производстве меламиновой смолы. Карбамидную смолу варили в три смены, меламиновую смолу – в одну смену. Иногда, когда не хватало людей, истца Т.З.М. переводили на варку карбамидной смолы, как это оформлялось и оплачивалось – она (свидетель) не знает.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» …» (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 г. № 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно записям трудовой книжки истец Т.З.М. (до вступления в брак – ФИО4) ДД.ММ.ГГГГ была принята в цех смол Дальнереченского лесопильно-деревообрабатывающего комбината (Дальнереченского ЛДК) аппаратчицей 3 разряда; ДД.ММ.ГГГГ истцу был присвоен 4 разряд аппаратчика синтетических клеящих смол; ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена по ст. 31 КЗоТ РФ (по уходу за ребенком до 14 лет).
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Т.З.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Т.З.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
Для оценки спорного периода работы истца Т.З.М. следует руководствоваться Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173.
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, предусматривает должность аппаратчика по производству синтетических клеящих смол (код позиции 2230200а-10647 раздела ХХI «Целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство»).
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, в подразделе 5 «Лесохимическое производство» раздела ХХIII «Бумажное и фанерное производство» предусматривает должность аппаратчиков при производстве формалина и метанола.
Наименование должности истца Т.З.М. в спорный период работы соответствует вышеуказанным Спискам.
Отказывая во включении спорного периода работы в специальный стаж истца Т.З.М., ответчик ссылается на отсутствие документов, подтверждающих постоянную занятость истца на выполнении работ, предусмотренных Списком.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что предприятие Дальнереченский ЛДК в настоящее время ликвидировано.
Из пояснений представителей ответчика, а также из содержания представленного суду акта проверки первичных документов от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в ходе проверки первичных документов в Архиве Дальнереченского городского округа установлено отсутствие документов, подтверждающих ежедневную занятость истца Т.З.М. не менее 80 % рабочего времени в условиях, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Отсутствие в Архиве Дальнереченского городского округа документов, подтверждающих ежедневную постоянную занятость истца Т.З.М. во вредных условиях труда, не могут служить основанием для не включения спорного периода в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Из пояснений допрошенных в судебном заседании свидетелей следует, что истец Т.З.М. в течение рабочего дня (смены) была постоянно занята выполнением работ, связанных с производством синтетических клеящих смол, иные виды работ не выполняла.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый период работы истца Т.З.М. в должности аппаратчицы цеха смол, аппаратчика синтетических и клеящих смол Дальнереченского ЛДК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 лет 15 дней) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку продолжительность данного стажа составляет 6 лет 15 дней, то предусмотренный законом пенсионный возраст подлежит снижению на три года. Таким образом, истец Т.З.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижению возраста 52 лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░