Гражданское дело №
Решение
именем Российской Федерации
16 июля 2018 года <адрес>
Трусовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кривошеевой О.В.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» к ФИО1 о взыскании задолженности за поставленный (сетевой) природный газ
установил:
истец ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» обратился в суд с иском к ответчику ФИО1 о взыскании задолженности за поставленный природный газ, указав, что ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» осуществляет поставку сетевого природного газа ответчику по договору присоединения. Первичный пуск газа в жилом помещении, принадлежащем ответчику по адресу: г.<адрес>Бумажников <адрес> произведен ДД.ММ.ГГГГ с установленным газоиспользующим оборудованием – котел импортный двухконтурный и плита газовая четырехконфорочная.
Пломба поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» была установлена на прибор учета газа ДД.ММ.ГГГГ по заявлению собственника квартиры ФИО1, о чем был составлен соответствующий акт.
Пунктом 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.
Установка пломбы поставщика газа является одним из действий по вводу прибора учета газа в эксплуатацию для дальнейшего его использования, а соответственно до установки пломбы использование прибора учета газа по назначению не допускается.
За период до установки пломбы поставщиком газа объем потребленного газа согласно п.32 Правил определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Поскольку пломба поставщика газа установлена только ДД.ММ.ГГГГ, расчет потребленного газа до этой даты по лицевому счету ответчика № произведен согласно установленным нормам законодательства и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменения исковых требований в связи с частичным погашением задолженности составляет 42683 рубля 64 копейки.
В измененном исковом заявлении истец просит взыскать с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сумму основного долга за потребленный природный газ в размере 42683 рубля 64 копейки, расходы по уплате госпошлины в размере 1 480 рублей 51 копейка, излишне уплаченную при подаче иска госпошлину в сумме 634 рубля 61 копейка возвратить истцу.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 поддержала измененные исковые требования.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, указав, что в <адрес> она не проживала, в квартире установлен прибор учета газа, согласно акту ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ прибор учета находится в исправном состоянии, срок поверки не истек, истец свою обязанность по опломбированию прибора учета не исполнил. Также заявила о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его введении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с Употреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения (газоснабжения) выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети. Из содержания вышеприведенного положения гражданского законодательства следует сделать вывод, что договор газоснабжения гражданина может заключаться без оформления его специальным документом с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети. С позиции оценки прав потребителя заключение договора энергоснабжения с момента первого подключения является позитивной юридической гарантией реализации его права на получение энергоресурсов.
На основании ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ), в связи с чем, на ответчике, как собственнике и пользователе газового оборудования, лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерения - счетчика газа.
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
На основании ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549, регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, являются обязательными при заключении и исполнении публичных договоров, в частности договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: по адресу: г.<адрес>Бумажников <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» осуществляет поставку сетевого природного газа ответчикам по договору присоединения.
Первичный пуск газа в жилом помещении, принадлежащем ответчикам произведен ДД.ММ.ГГГГ с установленным газоиспользующим оборудованием – котел импортный двухконтурный и плита газовая четырехконфорочная.
Однако пломба поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, была установлена только ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ, представленный в материалы дела.
В пункте 3 вышеназванных Правил определено, что прибор учета газа является внутридомовым газовым оборудованием, и процесс монтажа данного прибора и ввода его в эксплуатацию подлежит в соответствии с действующим законодательством техническому регулированию.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Пункт 27 Правил согласуется и с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлено, что расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных приборов учета только после их ввода в эксплуатацию, а также с частью первой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом первым статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, предписывающих определять объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета при их наличии.
При таких данных доводы истца о том, что установка пломбы поставщика газа на месте, где прибор учета присоединен к газопроводу, является формой подтверждения соответствия места размещения этого прибора проектному положению, предусмотренному договором, обеспечивает его готовность к надлежащей эксплуатации в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за потребленный газ не противоречат приведенным выше нормам федерального законодательства.
Правила закрепляют требования к содержанию договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и предусматривают указание в договоре типа установленного прибора учета газа (при наличии), место присоединения его к газопроводу, а также в качестве его существенного условия периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу (подпункт "к" пункта 15, подпункт "д" пункта 16).
Таким образом, установка пломбы на месте, где прибор учета присоединен к газопроводу, является формой подтверждения соответствия места размещения этого прибора проектному положению, предусмотренному договором и обеспечивающему его готовность к надлежащей эксплуатации в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за потребленный газ.
Требование об использовании по назначению прибора учета потребленного газа только после его ввода в эксплуатацию, в том числе путем совершения действий по установке пломбы, предусмотрено приведенными нормами федерального законодательства.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ предписывают определять объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета при их наличии.
При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 в целях реализации части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).
Следовательно, прибор учета потребленного газа определяется в качестве прибора учета, который может использоваться по назначению, только после ввода его в эксплуатацию, в том числе путем совершения действий по установке пломбы.
В Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ говорится о двух видах пломб: о пломбах прибора учета газа, установленных заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, и пломбах, установленных поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу. Только при их сохранности определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа (пп. "б" п. 25).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354), предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).
Согласно указанной нормы ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Материалы дела не содержат сведений о том, что в квартире ответчика до ДД.ММ.ГГГГ был принят в установленном порядке в эксплуатацию индивидуальный прибор учета, кроме того ответчиком не представлено сведений о том, что он обращался к поставщику газа с просьбой о принятии прибора учета газа в эксплуатацию путем опломбировки.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти и субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством.
Федеральным законом непосредственно установлено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий своим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 373 определило порядок установления органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Порядок расчета самих нормативов определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 306.
На территории <адрес> нормативы потребления природного газа населением, при отсутствии приборов учета (счетчиков) газа, установлены Постановлением министерства ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 02п "Об утверждении нормативов потребления газа населением <адрес> при отсутствии приборов учета газа" и обязательны для исполнения всеми поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями газа.
На основании изложенного суд полагает доводы истца о том, что количество потребленного газа за период с момента пуска газа в жилое помещение, принадлежащее ответчику до опломбировки прибора учета газа должно быть определено по нормативам потребления находит обоснованными, требования о взыскании с ответчика задолженности за поставленный сетевой природный газ подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что она не проживала в принадлежащем ей жилом помещении не могут быть приняты во внимание, поскольку судом установлено, что ответчик не обращалась в ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" с заявлением на приостановление газоснабжения жилого помещения по адресу г.<адрес>Бумажников <адрес>, за весь период договорных правоотношений по поставке газа, не уведомляла истца об отсутствии в жилом помещении, кроме того, является сособственником жилого помещения и обязана нести бремя его содержания.
Поскольку в судебном заседании ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности для обращения истца в суд с иском, требования истца подлежат частичному удовлетворению за период с ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения судебного приказа о взыскании задолженности) по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28028 рублей 27 копеек.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ при обращении в суд истцом уплачена государственная пошлина в сумме 2115 рублей 13 копеек.
Принимая во внимание требования п.1 ст.98 ГПК РФ, а также то обстоятельство, что истец уменьшил размер исковых требований, с ответчика подлежит взысканию сумма госпошлины в размере 1 040 рублей 85 копеек, излишне уплаченная сумма госпошлины в размере 634 рубля 61 копейка подлежит возвращению истцу из местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 28028 ░░░░░░ 27 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 040 ░░░░░░ 85 ░░░░░░, ░░░░░ 29069 ░░░░░░ 12 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ 634 (░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 61 (░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.