Решение по делу № 2а-238/2021 от 03.12.2021

№ 3а-238/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 г. г.Астрахань

Астраханский областной суд в составе

председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.,

при помощнике судьи Айсангалиевой Б.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пушкиной Татьяны Сергеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

Пушкина Т.С. обратилась в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 913 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Астрахани от 29 апреля 2021 г. на Правительство Астраханской области возложена обязанность по предоставлению ей жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам. До настоящего времени судебное решение не исполнено, что дает ей право на обращение в суд с названными исковыми требованиями.

Указывает, что на основании Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" она имеет право на присуждение компенсации. В течение 6 месяцев Правительство Астраханской области уклоняется от исполнения решения суда, в связи с чем нарушаются положения статей 6, 8 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Определением от 13 декабря 2021 года к участию в деле привлечен межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления службы судебных приставов по Астраханской области.

В судебном заседании административный истец Пушкина Т.С. поддержала административные исковые требования в полном объеме, пояснив, что по состоянию на 2021 год она состоит в списке на получение жилого помещения и её порядковый номер – 707. В 2016 году она вступила в брак, от которого имеет двоих малолетних детей И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья вынуждена снимать жилье и остро нуждается в жилом помещении.

Представители министерства финансов Астраханской области,агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области,Правительства Астраханской области, министерства социального развития и труда Астраханской области, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления службы судебных приставов по Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела надлежащим образом.

В письменных возражениях к иску указали, что они возражают по существу предъявленных требований, поскольку названные органы принимают все возможные меры для исполнения решения суда.

По состоянию на 01 октября 2021 года введены в эксплуатацию два трехэтажных 18-квартирных жилых дома в р.п. Лиман, Астраханской области, один трехэтажный 36-квартирный жилой дом в пос. Володарский Астраханской области. Ведется строительство (72 квартир): трехэтажный 24-квартирный жилой дом в с. Никольское, строительная готовность - 92%: трехэтажный 24-квартирный жилой дом в р,п. Красные Баррикады, строительная готовность - 98%; трехэтажный 24-квартирный жилой дом в г. Знаменск, строительная готовность - 61%.

В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 21.03.2013 № 124-Пр «Об уполномоченном органе» агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области в рамках своих полномочий исполняет обязанности по приобретению в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований из бюджета Астраханской области в собственность Астраханской области готовых жилых помещений с последующей организацией отнесения их в специализированный жилищный фонд Астраханской области.

Агентству на текущий финансовый год, предусмотрены лимиты бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение осуществления капитальных вложений на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Астраханской области жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственную собственность Астраханской области с последующей организацией отнесения их в специализированный жилищный фонд Астраханской области в размере 25 800 000,48 рублей.

Административный ответчик и заинтересованные лица просили принять во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда и отказать в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административного истца, исследовав материалы гражданского дела № 2-2078/2021, исполнительного производства № 16220/21/30017-ИП, материалы административного дела, Астраханский областной суд приходит к следующему.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 04 ноября 1950 г. в городе Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статья 6).

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе, право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.

Вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии со статьей 36 которого, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 г. (в редакции от 19 декабря 2016 г.) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 этого Федерального закона при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 29 марта 2016 г. принято Постановление № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в котором даны разъяснения судам порядка рассмотрения дел данной категории в свете правовых позиций Европейского Суда и Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 40, 47, 48, 55, 56 названного Постановления при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан с содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя…, а также действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.

Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что вступившим 31 мая 2021 г. в законную силу решением Кировского районного суда г.Астрахани от 29 апреля 2021 г. удовлетворен иск прокурора Ленинского района г.Астрахани в интересах Пушкиной Т.С. и на Правительство Астраханской области возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно Закону Астраханской области от 10 октября 2006 г. № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области в размере 33 кв. метра общей площади на одиноко проживающих граждан (статья 1).

Формирование специализированного жилищного фонда на территории Астраханской области осуществляется путем строительства жилых домов и приобретения квартир с целью дальнейшего обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Распоряжением Правительства Астраханской области от 19 ноября 2010 г. № 485-Пр «О представлении интересов Правительства Астраханской области» министерство социального развития и труда Астраханской области уполномочено представлять интересы Правительства Астраханской области в судах общей юрисдикции по гражданским делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в управлении Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области и его структурных подразделениях по совершению всех действий, связанных с исполнительным производством.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области жилыми помещениями после 01 января 2013 г. осуществляется в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11 февраля 2002 г. № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 г. № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», постановлением Правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 г. № 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.

Организация исполнения судебных решений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. № 399-П «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» и распоряжением Правительства Астраханской области от 22 августа 2013 г. № 388- Пр. «Об исполнении судебных решений» и реализуется через исполнительные органы государственной власти Астраханской области:

- министерством социального развития и труда Астраханской области организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 01 января 2013 г., в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма;

- агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляется приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений для последующего предоставления по договорам социального найма;

- министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов на строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В добровольном порядке вступившее в законную силу решение суда не исполнено, в связи с чем исполнительный документ направлен для принудительного исполнения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 03 июня 2021 г. возбуждено исполнительное производство № 16220/21/30017-ИП, должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в пятидневный срок, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере не менее 50000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Должник предупрежден об административной ответственности, а также об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за длительное неисполнение решения суда.

Определением Кировского районного суда г.Астрахани от 27 октября 2021 года должнику предоставлена отсрочка исполнения решения Кировского районного суда г.Астрахани от 29 апреля 2021 года на срок до 31 декабря 2022 года.

Постановлением заместителя начальника отдела МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области от 13 сентября 2021 года Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию - штрафу в размере 30000 рублей.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принимались меры по исполнению судебного акта в соответствии со статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должнику направлялись требование и предупреждение от 04 августа 2021 года о необходимости исполнения решения суда и предоставлении документов, свидетельствующих о принятии мер к исполнению решения.

Однако в установленные законом сроки вступившее в законную силу решение суда органом исполнительной власти Астраханской области не исполнено. В ответах на вышеуказанные требование и предупреждение должник сообщал о невозможности исполнения вступившего в законную силу решения суда в связи с недостаточностью финансирования, отсутствием соответствующего жилого фонда, наличием сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и установленного порядка предоставления жилых помещений с учетом очередности лиц данной льготной категории.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области принимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, возбужденного на основании вступившего в законную силу судебного постановления, принятого в пользу административного истца. Реализация указанных мероприятий около 8 месяцев не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению жилого помещения.

Общая продолжительность исполнения решения Кировского районного суда города Астрахани от 29 апреля 2021 г. со дня поступления исполнительного листа в межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области (01 июня 2021 года) и по день подачи административного искового заявления в суд (01 декабря 2021 года) составила 6 месяцев.

Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.

Из решений Европейского Суда по правам человека следует, что исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению, однако если решение внутригосударственного суда касается предмета первой необходимости, в которой лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Людмила Дубинская против Российской Федерации» от 04 декабря 2008 г., Постановление Европейского Суда по делу «Кардашин против Российской Федерации» от 23 октября 2008 г., Постановление Европейского Суда по делу «Кравченко и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 г., и Постановление Европейского Суда по делу «Копнин и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 г.).

Правительством Астраханской области, министерством социального развития и труда Астраханской области, агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принимались меры по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Однако принятые меры не привели к реализации права Пушкиной Т.С. на жилище, а также к исполнению вступившего в законную силу судебного постановления, принятого в пользу административного истца.

При этом суд принимает во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного исполнения судебного акта, непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту, а именно, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения административному истцу явилось то обстоятельство, что административный истец – Пушкина Татьяна Сергеевна, 30 декабря 1999 года рождения, распоряжением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района» № 1543-л от 22 декабря 2014 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что её мать Р.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец П. содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея. Распоряжением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района» № 186-л от 08 июля 2013 года опекуном над несовершеннолетней Пушкиной Т.С. назначена ее бабушка Р.Р..

В настоящее время Пушкина Т.С. жилого помещения не имеет, замужем, на её содержании находятся малолетние дети И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.Д., ДД.ММ.ГГГГ, вынуждена проживать вместе с семьей на съемной квартире и остро нуждается в предоставлении жилого помещения.

Суд приходит к выводу, что жилое помещение для административного истца является предметом первой необходимости и задержка (более 6 месяцев) в исполнении решения суда не совместима с требованиями Конвенции.

Правительство Астраханской области, заинтересованные лица допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Правительства Астраханской области, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения в срок, установленный действующим законодательством, не представили.

Не установлено таких доказательств и судом в ходе судебного разбирательства.

Утверждения, что период, в течение которого административному истцу не предоставляется жилое помещение и не исполняется вступившее в законную силу решение суда, соответствует общим срокам обеспечения граждан жильем, поскольку у органа исполнительной власти Астраханской области отсутствуют достаточное количество соответствующего жилищного фонда и финансовых средств для покупки либо строительства квартир, не могут быть приняты судом во внимание, так как сами по себе факты отсутствия свободных жилых помещений и недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан, и не свидетельствует об отсутствии вины должника - высшего исполнительного органа государственной власти Астраханской области в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.

Из представленных доказательств не следует, что разработан эффективный механизм взаимодействия органов, ответственных за реализацию жилищных программ, направленных на скорейшее обеспечение жильем лиц, нарушение прав которых восстановлено вступившими в законную силу судебными постановлениями. Отсутствие достаточного финансирования программ социального обеспечения жильем влечет за собой невозможность своевременного исполнения решений судов, а также исполнения полномочий органов местной власти по предоставлению жилья социально незащищенным категориям граждан, и как следствие, подрывает доверие граждан к судебной и исполнительной власти.

С учетом комплекса мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного решения, степени сложности исполнительного производства, предмета исполнения решения суда, отсутствия объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд полагает, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия органов исполнительной власти Астраханской области не являются достаточными и эффективными в целях исполнения вступившего в законную силу конкретного решения суда.

Доказательств, подтверждающих намерение исполнительного органа исполнить решение суда путем ускорения процесса предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, согласно установленным социальным нормам и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям не представлено.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения административному истцу явилось то обстоятельство, что он признан гражданином, находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в особой поддержке со стороны общества и государства, меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, обязывающего решить вопрос обеспечения жильем лица, особо в этом нуждающегося, требования административного истца, общую продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, неисполнение судебного акта до настоящего времени и невозможность исполнения в ближайшее время.

Определяя размер подлежащей присуждению компенсации, суд исходит из следующего.

Согласно статье 2 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок как мера ответственности государства имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.

Оценив в соответствии с требованиями главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь статьей 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации", положениями Федерального закона о компенсации, правовыми позициями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", установив факт нарушения права Пушкиной Т.С. на исполнение судебного акта в разумный срок, учитывая срок, в течение которого не исполнялся судебный акт, действия самого административного истца, основываясь на принципах разумности, справедливости и практике Европейского Суда по правам человека, суд полагает необходимым определить сумму компенсации в размере 10000 рублей.

Суд считает, что указанная сумма позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного решения в разумный срок.

В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов Астраханской области, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 06 мая 2010 г. № 199-П, министерство финансов Астраханской области является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции по обеспечению проведения единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовой, бюджетной и налоговой политики Астраханской области и координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области в этой сфере. Министерство финансов Астраханской области является финансовым органом субъекта Российской Федерации – Астраханской области.

Таким образом, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта о возложении на Правительство Астраханской области обязанности обеспечить Пушкину Т.С. благоустроенным жилым помещением в разумный срок подлежит исполнению за счет средств бюджета Астраханской области министерством финансов Астраханской области (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

В силу пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взысканные денежные средства подлежат перечислению административному истцу на банковский счет, указанный в представленной им выписке.

Решение суда по административному делу о присуждении компенсации в соответствии с частью 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 176, 178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд

р е ш и л :

административные исковые требования Пушкиной Татьяны Сергеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с Астраханской области в лице министерства финансов Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области в пользу Пушкиной Татьяны Сергеевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10000 рублей, перечислив указанные денежные средства на счет получателя Пушкиной Татьяны Сергеевны

Решение суда по административному делу в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию - третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Астраханского

областного суда Мухамбеталиева Н.Х.

2а-238/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пушкина Татьяна Сергеевна
Ответчики
министерство Финансов астраханской области
Другие
Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области
Министерство социального развития и труда Астраханской области
Правительство Астраханской области
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Мухамбеталиева Наиля Хибашевна
Дело на странице суда
oblsud.ast.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация административного искового заявления
03.12.2021Передача материалов судье
06.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2021Подготовка дела (собеседование)
13.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
13.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2021Судебное заседание
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее