Решение по делу № 2-1506/2018 от 26.04.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2018 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Андриановой Ю.А.

при секретаре Жандаровой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпаковой Ольги Петровны к Министерству здравоохранения Пензенской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Колпакова О.П. обратилась в суд с названным иском, указав, что между Министерством здравоохранения Пензенской области, ГБУЗ «Пензенская районная больница» и ней был заключен договор от 13.12.2017 г. № 370 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. В рамках указанного договора Министерство здравоохранения Пензенской области, в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора обязалось перечислить ей единовременную компенсационную выплату, в размере - 1 000 000 рублей. Однако Министерства здравоохранения Пензенской области взятое на себя обязательство в полном объеме не исполнило. Перечислило ей только – 400 000 рублей.

Колпакова О.П. просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Пензенской области в ее пользу единовременную компенсационную выплату в размере - 600 000 рублей.

Истец Колпакова О.П. в судебное заседание не явилась, извещена, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель истца Колпаковой О.П. – Слашкина В.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнила, просила суд взыскать с Министерства здравоохранения Пензенской области и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Колпаковой О.П. денежные средства в сумме - 600 000 рублей.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области – Давыдова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что Министерство здравоохранения Пензенской области является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку свои обязательства перед Колпаковой О.П. Министерство здравоохранения Пензенской области выполнило в полном объеме.

Представитель ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, извещен, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Предоставил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил учесть, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является не надлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, вынесение решения полагал на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Министерства финансов Пензенской области, Правительства Пензенской области в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 01.12.2017 г. между ГБУЗ «Пензенская районная больница» (работодатель) (юридический адрес: Пензенская область, Пензенский район, с. Кондоль, ул. Мира, д. 1) и Колпаковой О.П. (работник) (адрес места жительства: Адрес ) был заключен трудовой договор № 98, в соответствии с которым работодатель предоставил работнику работу в должности врача-специалиста.

На основании указанного договора Министерство здравоохранения Пензенской области, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пензенская районная больница» (работодатель) и Колпакова О.П. (врач – специалист) заключили договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от 13.12.2017 г. № 370 (далее – Договор) (л.д. 11).

Согласно Договору стороны приняли на себя обязательство, на основании трудового договора от 01.12.2017г. № 98, заключенного между Работодателем и Врачом - специалистом, осуществить Колпаковой О.П. (Врачу - специалисту) предоставление единовременной компенсационной выплаты, в размере, установленном частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее – Закон), в соответствии с положениями постановления Правительства Пензенской области от 03.03.2016 г. № 123-пП «О мерах по реализации части 12.1 статьи 51 Закона.

Из пункта 2.1 Договора следует, что Министерство здравоохранения Пензенской области обязуется перечислить Колпаковой О.П. единовременную компенсационную выплату, в размере, установленном частью 12.1 статьи 51 Закона, в течение 30 рабочих дней со дня заключения настоящего договора.

В силу пункта 4.1 Договора Колпакова О.П. обязуется работать в течение пяти лет по основному месту работы у работодателя (ГБУЗ «Пензенская районная больница») на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, указанным в пункте 1.1 Договора.

Согласно выписки из лицевого счета Колпаковой О.П., выданной ПАО Сбербанк, на счет Колпаковой О.П., по состоянию на 29.12.2017 г. были перечислены денежные средства в размере - 400 000 рублей (л.д. 12).

Обращаясь в суд, истец Колпакова О.П. просит взыскать с ответчиков недоплаченную сумму единовременной компенсационной выплаты в размере – 600 000 рублей.

Согласно п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В силу требований ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

С 2012 года в России действует программа поддержки молодых врачей, практикующих в сельской местности.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Согласно части 12.1 статьи 51 Закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

То есть, указанные правовые нормы определяют критерии, при соответствии которым медицинскому работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата.

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Закона, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

В соответствии с частью 12.2 статьи 51 Закона иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения.

Правительством Пензенской области принято Постановление от 03.03.2016 г. N 123-пП (ред. от 10.03.2017 г.) «О мерах по реализации части 12.1 статьи 51 Закона (с последующими изменениями) в 2016 и 2017 годах» (далее – Постановление), которым утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта.

В соответствии с пунктом 2 Постановления уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области по реализации Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта (далее - Порядок) является - Министерство здравоохранения Пензенской области определено.

Из пункта 1.2 Порядка следует, что единовременная компенсационная выплата (далее - Выплата) осуществляется при условии трудоустройства в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения Пензенской области либо муниципальной системы здравоохранения Пензенской области, включая их структурные подразделения, находящиеся на территории сельских населенных пунктов, либо рабочих поселков, либо поселков городского типа и заключения договора.

Согласно разделу 2 Порядка выплата устанавливается медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта (далее - медицинский работник) и заключившим с Министерством договор по форме согласно приложению к настоящему Порядку (после заключения им трудового договора с медицинской организацией государственной системы здравоохранения Пензенской области либо муниципальной системы здравоохранения Пензенской области). Выплата устанавливается и выплачивается медицинским работникам только по основному месту работы. Выплата назначается и выплачивается медицинским работникам Министерством.

В силу пункта 3.6 Порядка финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджета Пензенской области в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, медицинский работник должен соответствовать критериям, по которым ему предоставляется единовременная компенсационная выплата, имеющая целью привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты для восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Она призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что истец Колпакова О.П. соответствует требованиям, установленным частью 12.1 статьи 51 Закона для лиц, претендующих на заключение с ними договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, указанное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.

Так, Колпакова О.П. имеет высшее образование, возраст до 35 лет, является медицинским работником, прибывшим в 2017 году в сельскую местность, в 2017 году она обратилась в Министерство здравоохранения Пензенской области с письменным заявлением, предоставив необходимые документы для заключения договора о единовременной компенсационной выплате и такой договор с ней был заключен.

Лишение таких медицинских работников (соответствующих определенным Законом требованиям) права на получение гарантированной им единовременной компенсационной выплаты в случае отсутствия у субъекта Российской Федерации необходимых денежных средств для указанной выплаты приводит к необоснованным различиям в реализации данного права медицинским работникам, прибывшим в 2017 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта в другом субъекте Российской Федерации, и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями частей 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Суд не принимает довод представителя ответчика - Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изложенный в письменных возражениях, о том, что объем межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда бюджету Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пензенской области, в целях осуществления в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам был предусмотрен в размере 39 000,00 тыс.рублей, а резерв (иные межбюджетные выплаты медицинским работникам за счет средств резерва, предусмотренного распределением) в 2017 году был полностью исчерпан, в связи с чем иск Колпаковой О.П. не подлежит удовлетворению, поскольку указанное обстоятельство не может повлечь нарушения прав истца в связи с несогласованностью действий ответчиков по распределению денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате компенсации в разные бюджетные уровни системы Российской Федерации.

Более того, суд учитывает, что законодательство не предусматривает возможности прекращения неисполненных обязательств, в связи с чем недопустимо произвольное изменение объема социальных гарантий, предоставляемых гражданам. Ненадлежащее исполнение уполномоченными органами возложенных на них обязанностей по предоставлению истцу единовременной компенсационной выплаты не может лишать работника права на получение данной выплаты.

Таким образом, исходя из анализа указанных норм законодательства, учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что истец Колпакова О.П. соответствует критериям, установленным частью 12.1 статьи 51 Закона, она имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты в полном объеме, которая в данном случае подлежит взысканию с лица ее не выплатившего – Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Доводы представителя ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление о том, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является стороной заключенного с истцом Колпаковой О.П. 13.12.2017 г. Договора, а потому не является надлежащим ответчиком по делу, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку в силу положений части 12.1 статьи 51 Закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Таким образом, право истца Колпаковой О.П. на получение единовременной компенсационной выплаты вытекает из заключенного Договора, Колпаковой О.П. были соблюдены все условия для получения данной выплаты, обязанность по предоставлению данной выплаты исполнена Федеральным фондом обязательного медицинского страхования не в полном объеме, как того требуют положения статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому суд приходит к выводу о правомерности исковых требований истца в части требований к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.

Требование Колпаковой О.П. к Министерству здравоохранения Пензенской области суд считает не основанным на нормах законодательства и не подлежащим удовлетворению, поскольку обязательства в размере 40% (400 000 рублей), в той мере, в какой требует действующее законодательство, было исполнено ответчиком – Министерством здравоохранения Пензенской области в полном объеме.

Таким образом, единовременная компенсационная выплата в размере 600 000 рублей, не выплаченная Колпаковой О.П., подлежит взысканию в ее пользу с Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального права Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Колпаковой Ольги Петровны к Министерству здравоохранения Пензенской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании денежных средств удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Колпаковой Ольги Петровны единовременную компенсационную выплату в размере – 600 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Колпаковой Ольги Петровны к Министерству здравоохранения Пензенской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2018 года.

    Судья                                                                                  Ю.А. Андрианова

2-1506/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колпакова Ольга Петровна
Колпакова О. П.
Ответчики
Министерство здравоохранения Пензенской области
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Другие
Министерство финансов ПЕНЗЕСКОЙ ОБЛАСТИ
Правительство Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Андрианова Юлия Александровна
Дело на сайте суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
26.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2018Передача материалов судье
28.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2018Подготовка дела (собеседование)
18.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2018Судебное заседание
10.07.2018Судебное заседание
15.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.05.2020Передача материалов судье
01.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.05.2020Подготовка дела (собеседование)
01.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее