РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Полищук Л.И.,
при секретаре судебного заседания Тумасян Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2025/2024 по иску Степанова В.М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о проверке законности действий ответчика, обязании предоставить расчет формирования пенсионных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о проверке законности действий ответчика, обязании предоставить расчет формирования пенсионных выплат, расчет коэффициентов, периодов работы, индивидуального пенсионного коэффициента, перерасчета страховой пенсии; о принятии мер к должностным лицам за неисполнение должностных обязанностей; взыскании компенсации морального ущерба, ссылаясь на то, что является пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Степановым В.М. направлен повторный запрос № принятый и зарегистрированный Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области клиентская служба (на правах отдела) в <адрес>, о предоставлении заверенной печатью полной копии выплатного дела, включая все приложенные к нему документы и расчёты принятых для расчета пенсии, для личного анализа и сверки персональных данных, отраженных в выплатном деле истца, согласно Федеральному закону от 26.01.2007 №152-ФЗ «О персональных данных», в котором указывалось на отсутствие расчетов формирования пенсионного обеспечения истца на период 2022 года в полученном выплатном от ДД.ММ.ГГГГ пенсионном деле истца № на 81 странице.
Ответчик, повторно ДД.ММ.ГГГГ при выдаче выплатного дела № на 118 стр. не предоставил истцу расчеты, по которым производился расчет формирования пенсионного обеспечения, согласно пп.2, 3, 4, 5, 6 повторного запроса от ДД.ММ.ГГГГ №. Ответчик ссылается на итоговые цифры, без предоставления расчетов.
Так истец указывает, что ему не предоставлены расчеты коэффициента соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) за период работы до 2002 года, который применяется при начислении пенсии согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; расчеты за периоды работы в советский период до 01.01.2015: до 1991 года - советский стаж; с 1991 года по 2001 год - постсоветский стаж; с 2002 года по 2014 год – добалльный период.
Отсутствуют расчеты формирования пенсии с учетом коэффициента соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) за период работы до 2002 года и за периоды работы в советский период до ДД.ММ.ГГГГ, согласно ч. 2 ст. 139 ТК РФ.
Отсутствует порядок расчета величины ИПК за периоды до 2015 года, ч. 10 ст. 15, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Отсутствует расчет по перерасчету пенсии после завершения трудовой деятельности, за период работы в период выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В окончательной редакции истец просил суд проверить законность действий ответчика по вопросам предоставления порядка расчетов формирования пенсионных выплат истца; обязать ответчика предоставить истцу полный расчет формирования пенсионных выплат с приложением: расчета коэффициента соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) за период работы до 2002 года, который применяется при начислении пенсии согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; расчета за периоды работы в советский период до 01.01.2015: до 1991 года - советский стаж; с 1991 года по 2001 года - постсоветский стаж; с 2002 года по 2014 года - до балльный период, согласно требованиям Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» о порядке подсчета пенсий, включая начисление пенсионных баллов за советский период с определением суммы пенсии на 01.01.2002 и последующего расчета ИПК с повышение (валоризацию) в баллы по состоянию на 2015 год; расчета формирования пенсии с учетом коэффициента соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) за период работы до 2002 года и за периоды работы в советский период до 01.01.2015г., согласно ч. 2 ст. 139ТКРФ; расчета величины ИПК за периоды до 2015г., ч. 10 ст. 15, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; расчета по перерасчету пенсии после завершения трудовой деятельности, за период работы в период выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно требованиям Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Принять меры к должностным лицам ответчика: руководителю КС Субботиной О.П., исп. управления персонифицированного учета отдела установления пенсий № Глущенко Л.Н. подготовивших выплатное дело для выдачи истцу с письменным ответом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, № в котором отсутствует иные персональные данные, а именно расчет по формированию пенсионных выплат истца на период назначения выплаты страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ «О персональных данных». Возместить моральный ущерб Степанову В.М. в размере 100 000 рублей 00 копеек, за отсутствие предоставления порядка расчета формирования пенсионных выплат, обязать ответчика проинформировать истца о результатах рассмотрения досудебной претензии (л.д. 162-167).
Истец в судебное заседание явился, поддержал исковые требования с учетом уточнений, просил удовлетворить.
Ответчик о дате, времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, что подтверждается врученным почтовым уведомлением, представил в материалы дела письменные возражения, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 167 ГПК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Частью 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03 июня 2004 г. № 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ст. 39 ч. 2, устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов пенсионного дела усматривается, что Степанов В.М. является получателем страховой пенсии в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ
В расчет размера страховой пенсии истца ответчиком учтены: страховой стаж на ДД.ММ.ГГГГ - 22 года 0 месяцев 20 дней; заработок за период работы ДД.ММ.ГГГГ —2,991 (ограничено 1,2); страховые взносы, уплаченные в Социальный фонд РФ до ДД.ММ.ГГГГ, составили 1328762,54 рублей.
Оценка пенсионных прав произведена пенсионным органом в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С ДД.ММ.ГГГГ произведена индексация пенсии, ее размер составил 32417,38 рублей. Сумма к выплате как работающему осталась неизменной, - 29469,57 рублей.
В ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчёт в связи с корректировкой суммы страховых взносов на дату назначения пенсии - страховые взносы с 2015 года по день установления пенсии в баллах составили 63,102. ИПК составил 215,572. Размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составил 29708,12 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением истца произведен перерасчет пенсии, сумма к выплате составила 32679,79 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ произведена индексация пенсии. Размер пенсии составил 34248,68 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ в результате ежегодного беззаявительного перерасчета в связи с корректировкой страховых взносов (+ 3 балла) размер пенсии Степанова В.М. составил 34619,99 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ произведена индексация пенсии. Размер пенсии составил 37215,88 рублей. Сумма к выплате как работающему (истец вновь трудоустроился в августе 2023 года) осталась неизменной — 34619,99 рублей.
В ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением ответчиком произведен перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, сумма к выплате составила 37215,88 рублей.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Степанова В.М. составляет 37215,88 рублей.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального икона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с новым Федеральным законом продолжают применяться нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в части, ему не противоречащей.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии действовал приказ Минтруда России от 05.08.2021 № 546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
В силу положений пункта 15 Правил, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных гражданином для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
а) проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;
б) переводит документы, поступившие для установления пенсии на бумажном носителе, в электронную (цифровую) форму;
в) оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
г) регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата подачи заявления, способ подачи заявления, дата приема заявления территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления (для заявления о назначении страховой пенсии, пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", указывает срок представления документов, недостающих для подтверждения права на страховую пенсию, пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;
г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
з) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;
и) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Степанов В.М. обращался в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области с досудебной претензией о не предоставлении расчетов для формирования пенсионных выплат (л.д. 179-182), ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ответчику с повторным запросом о выдаче копии выплатного дела, предоставлении расчетов (л.д. 183-184), также ДД.ММ.ГГГГ истец обращался с заявлением о предоставлении письменного ответа по факту отсутствия индексации пенсионных выплат (л.д. 150), ДД.ММ.ГГГГ – с запросом о произведении срочного перерасчета и индексации пенсии за период осуществления трудовой деятельности в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 151), ДД.ММ.ГГГГ – повторно с запросом о предоставлении письменного ответа по факту отсутствия индексации пенсионных выплат (л.д. 152), ДД.ММ.ГГГГ – с досудебной претензией о проверке законности действий должностных лиц, возмещении морального ущерба (л.д. 154-155).
В материалы дела ответчиком представлены ответы, согласно которым на обращения Степанова В.М. в ОСФР по Ростовской области: от ДД.ММ.ГГГГ (2 обращения) и от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № № были направлены соответствующие разъяснения.
По обращениям истца от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 199), письмом ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № № ответчиком направлены соответствующие разъяснения.
По обращениям от ДД.ММ.ГГГГ (2 обращения, л.д. 197) письмом ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № № направлены соответствующие разъяснения.
Также в ходе слушания дела установлено, что на обращения Степанова В.М. от ДД.ММ.ГГГГ (2 обращения, л.д. 202) ответ не представлен, так как обращения направлены на рассмотрение в клиентскую службу. При этом срок для направления ответа на момент рассмотрения данного искового заявления ответчиком не нарушен.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 указанного Федерального закона, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании разъяснений, данных в пункте 37 настоящего Постановления, моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
При анализе представленных в материалы дела ответов ОСФР по РО на обращения истца суд усматривает, что в них приводится подробный расчет размера пенсии Степанова В.М., сведения о произведенных перерасчетах. Истцом также не оспаривалось, что копия пенсионного дела ему вручена.
На основании изложенного, принимая во внимание, что ответчиком истцу предоставлены истребованные расчеты, даны ответы в установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Степанова В.М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об обязании предоставить расчеты формирования пенсионных выплат, об обязании информировать о результатах рассмотрения досудебной претензии.
Принимая во внимание, что в удовлетворении указанных исковых требований Степанову В.М. отказано, суд не находит правовых оснований для удовлетворения производных исковых требований в части требований о принятии мер к должностным лицам за неисполнение должностных обязанностей; взыскании компенсации морального ущерба.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степанова В.М. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) о проверке законности действий ответчика, обязании предоставить расчет формирования пенсионных выплат - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.И. Полищук
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июня 2024 г.