УИД 92RS0003-01-2020-003972-47 Судья Байметов А.А. Дело №2-2882/2020
(первая инстанция)
№33-1255/2021
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Сулеймановой А.С., Анашкиной И.А.,
при секретаре Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Сулеймановой А.С. апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Севастополе на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 01 декабря 2020 года
по гражданскому делу по иску Никитченко Н. П. к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Никитченко Н.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе, просил установить факт постоянного проживания на территории города федерального значения Севастополя, установить факт работы на предприятиях: СМО «Сумжелезобетон» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ГП «Муссон-Авто» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Стекло-Трейд» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ОАО «Муссон» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежащим включению в страховой стаж Никитченко Н.П., признать за право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», обязать Центр ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе произвести перерасчет страховой пенсии, с учетом положений статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с момента её назначения с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что представленная истцом трудовая книжка не принята ответчиком в качестве подтверждения работы истца на предприятии Сумское производственное объединение «Сумжелезобетон» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на предприятии ГП «Муссон-Авто» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на предприятии ООО «Стекло-Трейд» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Муссон» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что трудовая книжка не соответствует образцу, утвержденному постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06 сентября 1973 года №656. Кроме того, истцу отказано в перерасчете пенсии с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ со ссылкой на отсутствие в паспорте регистрации на территории Республики Крым и города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года. Данный отказ истец считает незаконным и необоснованным, поскольку факт его постоянного проживания на территории г. Севастополя подтверждается совокупностью доказательств, в связи с чем к нему применяются положения указанного федерального закона №208-ФЗ.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 01 декабря 2020 года исковые требования Никитченко Н.П. удовлетворены. Установлен юридический факт постоянного проживания Никитченко Н.П. на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года по адресу <адрес>. Установлен юридический факт работы Никитченко Н.П. на предприятиях: Сумское производственное объединение «Сумжелезобетон» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственное предприятие «Муссон-Авто» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Стекло-Трейд» в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; Открытое акционерное общество «Муссон» (с ДД.ММ.ГГГГ. Публичное акционерное общество «Муссон») в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. подлежащий включению в страховой стаж Никитченко Н.П. За Никитченко Н.П. признано право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя». На Государственное учреждение Центр Пенсионного фонда Российской Федерации по установлению пенсий в г. Севастополе возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии Никитченко Н.П. с учетом положений статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 11 марта 2020 года.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Севастополе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований Никитченко Н.П. отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории республики Крым и города Севастополя является отметка в паспорте гражданина о регистрации по месту жительства либо свидетельство о регистрации, выданное уполномоченным органом, однако в паспорте истца отсутствует регистрация в Республике Крым и городе Севастополе по состоянию на 18 марта 2014 года. кроме того, указывает, что трудовая книжка истца не может быть принята в качестве доказательства периодов работы, указанных в ней, без подтверждающих документов организации, выдавшей трудовую книжку. В связи с отсутствием документов ДП «Муссон-Авто» и ООО «Стекло-Трейд» основания для учета стажа работы в указанных организациях также отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Никитченко Н.П. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика - Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями Федерального закона 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном и общедоступном сайте Севастопольского городского суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Истец Никитченко Н.П. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил отказать в ее удовлетворении.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив указанные доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по заявлению истца Никитченко Н.П. от ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в <адрес> (межрайонное) с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена страховая пенсия по старости с применением п. 3 ст. 30 Федерального Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», без учета норм Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в связи с отсутствием в паспорте истца регистрации по месту жительства на территории республики Крым и города Севастополя на 18.03.2014.
При назначении пенсии истцу Пенсионным органом не учтен трудовой стаж истца по его трудовой книжке ВТ-I 3271558, дата заполнения – 28.02.1978г., поскольку она оформлена на бланке образца, утвержденного постановлением Совнаркома СССР от 20.12.1938 №1320 «О введении трудовых книжек», действовавшем до 1975 года.
Согласно записями в трудовой книжке истца, он работал в Сумском производственном объединении «Сумжелезобетон» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Цеху №10 электромонтером 3 разряда, в Государственном предприятии «Муссон-Авто» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем в цеху 20045, в Обществе с ограниченной ответственностью «Стекло-Трейд» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рабочим картонажного цеха, в Открытом акционерном обществе «Мусон» (реорганизаванном в ОАО «Муссон», в ПАО «Муссон») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бригадиром по перемещению сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, оборудования, отд. 11072.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец в подтверждение периодов работы представил справки, выданные работодателями, подтверждающие его работу в спорные периоды.
В подтверждение факта проживания на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года истцом представлены паспорт гражданина Украины <данные изъяты> с отметкой о регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства в <адрес>, паспорт гражданина РФ <данные изъяты>, выданный ДД.ММ.ГГГГ, с отметкой о ранее выданном ДД.ММ.ГГГГ паспорте серии <данные изъяты> №, с отметкой о регистрации по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ., решение УМВД РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым истец признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (л.д. 22), выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие право собственности супруги истца ФИО на земельный участок и жилой дом на нем, по адресу <адрес> (л.д. 18-21)
Удовлетворяя исковые требования Никитченко Н.П. об установлении юридического факта его постоянного проживания на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года по <адрес>, районный суд пришел к выводу о том, что данный факт подтверждается представленными материалами дела, а установление данного факта дает истцу право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Учитывая, что факт работы истца в Сумском производственном объединении «Сумжелезобетон» в период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; в Государственном предприятии «Муссон-Авто» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Обществе с ограниченной ответственностью «Стекло-Трейд» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; Открытом акционерном обществе «Муссон» (с ДД.ММ.ГГГГ Публичное акционерное общество «Муссон») в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, суд пришел к выводу о наличии оснований для включения указанных периодов работы в страховой стаж истца. При этом суд исходил из того, что несоответствие трудовой книжки образцу, утвержденному постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №, не может ограничивать права истца на включение отраженных в ней периодов работы в трудовой стаж истца, учитывая, что истец не имел возможности повлиять на правильность заполнения трудовой книжки работодателем.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами районного суда, учитывая следующее.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях стажевого коэффициента, который определяется в соответствии с ч. 3 ст. 30 настоящего закона для лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за её назначением должен определяется пенсионным органом с учетом периодов трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии, в том числе имевшей место до 01.01.2002 г.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника.
Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» утверждены образцы трудовой книжки и вкладыша к ней.
Данное постановление вступило в силу с 01.01.1975 г., следовательно, использование трудовой книжки старого образца для выдачи работнику при первичном трудоустройстве запрещено законом.
Из материалов дела следует, что для отражения трудовой деятельности истца 28.02.1978г., ему заведена трудовая книжка старого образца, установленного постановлением Совнаркома СССР от 20.12.1938 №1320 «О введении трудовых книжек», действовавшим до 1975 года.
Учитывая данное обстоятельство, пенсионный орган счел отраженные в трудовой книжке истца спорные периоды работы не подтвержденными, отказав в их зачете при исчислении размера пенсии.
Согласно ч.1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 - ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Несмотря на несоответствие трудовой книжки истца установленному образцу, работа Никитченко Н.П. в спорные периоды подтверждена справками: № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «Стекло-Трейд» (л.д. 50), № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ПКП «Муссон-Авто» (л.д. 105), а также архивной справкой, выданной Исполнительным комитетом Сумского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ по запросу ответчика (л.д.97). Содержащиеся в справках сведения соответствуют сведениям трудовой книжки, не опровергнуты.
Действующий с 1 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила №884н).
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
По обстоятельствам дела следует, что при принятии от истца заявления о назначении пенсии ответчиком разъяснена необходимость предоставления документа о месте его проживания, необходимость предоставления документов, подтверждающих периоды работы, отраженные в трудовой книжке, истцу не разъяснялись.
Учитывая изложенное, удовлетворение требований истца об установлении факта его работы в спорные периоды на основании документов, представленных в материалы дела, является обоснованным. Доводы апелляционной жалобы о том, что периоды работы истца в Сумском производственном объединении «Сумжелезобетон» в период с 01.03.1978г. по 25.04.1978г.; в Государственном предприятии «Муссон-Авто» в период с 01.08.1996г. по 04.03.2002г.; в Обществе с ограниченной ответственностью «Стекло-Трейд» в период с 05.03.2002г. по 14.05.2004г.; в Открытом акционерном обществе «Муссон» (с 27.07.2011г. Публичное акционерное общество «Муссон») в период с 01.06.2004г. по 01.07.2014г. не могут быть учтены по трудовой книжке недействующего образца, отклоняются судебной коллегией, поскольку данные периоды подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, доводов о несогласии с их судебной оценкой апеллянт в жалобе не приводит.
Отклоняя довод апеллянта относительно несогласия с решением в части установления судом факта постоянного проживания Никитченко Н.П. в городе Севастополе по состоянию на 18.03.2014 г., судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4, статьей 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Особенности реализации права граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно части 3 статьи 2 указанного закона №208-ФЗ подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 4 октября 2016 года №18-П констатировал, что часть 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что в целях решения вопроса о признании гражданина Украины, по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов не имеющего регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя (то есть на 18 марта 2014 года), гражданином Российской Федерации:
- под постоянным проживанием гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату;
- установление факта постоянного проживания гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.
Закрепляя данные условия, направленные на предоставление гражданства Российской Федерации тем находящимся на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя лицам, которые имеют реальную связь с этой территорией или выразили явное стремление к ее установлению и входят в состав постоянного населения соответствующей территории, а значит, с 18 марта 2014 года - и с Российской Федерацией в целом, федеральный законодатель основывался на понимании гражданства Российской Федерации как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
Принимая решение об удовлетворении заявления об установлении факта проживания истца на территории города Севастополя, суд первой инстанции исходил из доказанности факта, имеющего юридическое значение, совокупностью доказательств.
В силу положений ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на установленных доказательствах и соответствующими закону. Доводы апелляционной жалобы сводятся к констатации отсутствия у истца доказательств регистрации по месту жительства в городе Севастополе, и не содержат несогласия с оценкой, данной судом первой инстанции доказательствам по делу.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение Ленинского районного суда города Севастополя от 01 декабря 2020 года соответствует установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 01 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Севастополе – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий судья: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
И.А. Анашкина