Решение по делу № 2-679/2024 от 02.04.2024

Дело № 2-679/2024

УИД 12RS0008-01-2024-000900-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Медведево 05 июня 2024 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Караваевой Ю.С.,

с участием помощника прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Минихановой Г.Ф., представителя ответчика администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл Краева В.А., представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» Елыпаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оршанского района Республики Марий Эл, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Республики Марий Эл о возложении обязанности предусмотреть и обеспечить финансирование материально-технического оснащения, возложении обязанности оборудовать лингафонный кабинет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оршанского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересахнеопределенного круга лиц с иском с учетом уточнения требований к Министерству образования и науки Республики Марий Эл, администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа»), просил обязать Министерство образования и науки Республики Марий Эл, администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл предусмотреть и обеспечить финансирование МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» на оборудование лингафонного кабинета в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» после поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района оборудовать лингафонный кабинет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, чтопрокурором Оршанского района Республики Марий Эл в ходе осуществления надзора установлены нарушения законодательства об образовании, поскольку учебно-материальная база МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» не имеет в наличии лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков, что может повлиять на реализацию национального проекта «Образование».

Определением судьи Медведевского районного суда Республики
Марий Эл от 07 мая 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Республики Марий Эл.

Представитель третьего лица отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что 13 марта 2024 года на имя главы администрации направлено письмо о рассмотрении вопроса о выделении дополнительных лимитов для оснащения кабинетов иностранного языка в школах Оршанского района, на оснащение лингафонного кабинета МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» необходима сумма в размере 299089 руб.

Ответчиком администрацией Оршанского муниципального района Республики Марий Эл представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку материально-техническое обеспечение образовательной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения.

Министерством образования и науки Республики Марий Эл представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку материально-техническое обеспечение образовательной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, Министерство не определяет самостоятельно размер средств, направляемых на обучение, осуществляет только функцию перечисления средств.

В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Миниханова Г.Ф., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, действующий на основании доверенности, Краев В.А. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, полагал, что администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл является ненадлежащим ответчиком, дополнил, что денежные средства из республиканского бюджета поступают ежемесячно и распределяются по образовательным учреждениям с учетом количества учеников. В предоставлении дополнительных средств обычно отказывается.

Представитель ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» - директор учреждения Елыпаева А.В. в судебном заседании пояснила, что ежемесячные субвенции составляют 14000 руб., деньги поступают из отдела образования.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явились,извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы искового заявления, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно положениям пункта 24 Стандарта, организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №204 от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», паспорта национального проекта «Образование», утвержденного Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, предусмотрено внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области для реализации приведенных требований из федерального бюджета.

Приказом Минпросвещения России №804 от 06 сентября 2022 года утвержден Перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования.

Согласно разделу 2 «Комплекс оснащения предметных кабинетов (в соответствии с СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21)» подраздела 9 вышеуказанного Перечня образовательные учреждения должны оснащаться кабинетом иностранного языка, включающим в себя: программное обеспечение для лингафонного кабинета, наушники с микрофоном, динамики для громкого воспроизведения.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона №124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Как следует из материалов дела, в рамках проведенной прокуратурой Оршанского района Республики Марий Эл проверки выявлено, что в МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, что может повлиять на реализацию национального проекта «Образование». Отсутствие указанного средства материально-технического оснащения в ходе судебного разбирательства ответчиками не оспаривалось.

13 октября 2023 года директору МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» Елыбаевой А.В. прокурором Оршанского района Республики Марий Эл внесено представление.

Согласно информациям МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» и Отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл лингафонный кабинет отсутствует по причине отсутствия финансирования, выделение дополнительных средств возможно при увеличении бюджета отрасли «Образование», на оснащение лингафонного кабинета МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» необходима сумма в размере 299089 руб.

Поскольку обязанность по оборудованию лингафонного кабинета, необходимого для осуществления образовательного процесса, в полной мере не выполнена, суд приходит к выводу о том, что неисполнение указанной обязанности по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.

При этом оценивая доводы ответчиков в части распределения обязанности по финансированию образовательного учреждения, суд отмечает следующее.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Таким образом, лингафонные кабинеты, согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представляют собой средства обучения.

Согласно Уставу муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа», утвержденному приказом отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл №212 от 27 октября 2020 года учредителем учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в лице отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (пункт 2.1.). Собственником учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл. Полномочия и функции собственника осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (пункт 2.2.).

Согласно пункту 2.3. Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» компетенция учредителя в отношении учреждения: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); формирование и утверждение муниципального задания для учреждения в соответствии с реализуемыми учреждением основными видами деятельности; осуществление иных установленных Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

С учетом положений пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с частью 1, частью 2 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях реализуются посредством предоставления субвенций местным бюджетам. При этом само обеспечение средствами обучения осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

По смыслу приведенных законоположений в системе действующего законодательства, финансирование муниципальных общеобразовательных организаций должно обеспечиваться из бюджетов тех муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, в которых они находятся. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не запрещено выделение средств на приобретение учебных пособий и средств обучения из муниципального бюджета. Таким образом, к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится установление нормативов финансирования предоставления дошкольного, начального, основного, среднего общего и дополнительного образования, в соответствии с которыми осуществляется финансирование муниципальных районов и городских округов путем предоставления субвенций, которые в свою очередь осуществляют финансирование конкретных образовательных организаций за счет выделенных субвенций и средств местного бюджета.

Министерство образования и науки Республики Марий Эл является исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, осуществляющим функции по реализации принципов и задач государственной политики в сфере образования, и при этом осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций (Положение о Министерстве образования и науки Республики
Марий Эл, утвержденное Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2010 года №231).

Министерство образования и науки Республики Марий Эл является главным распорядителем субвенций, носящих целевой характер, бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл из республиканского бюджета Республики Марий Эл на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) согласно пунктам 1, 3, 4 Порядка предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов из республиканского бюджета Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением правительства Республики Марий Эл от 22 января 2009 года №10.

По смыслу пункта 5 вышеуказанного Порядка Министерство образования и науки Республики Марий Эл ежемесячно, до 10 числа текущего месяца, представляет в Министерство финансов Республики Марий Эл заявку для финансирования расходов, в том числе на частичное обеспечение материальных затрат, направленных на расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом (приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек), в пределах 1/12 годового назначения. Министерство образования и науки Республики Марий Эл в течение 3 рабочих дней со дня получения средств от Министерства финансов Республики
Марий Эл на распорядительный счет направляет субвенции в бюджеты городских округов и муниципальных районов на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Марий Эл для кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с Таблицей 4 приложения №12 к Закону Республики Марий Эл от 4 декабря 2023 года №51-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Оршанскому муниципальному району выделены субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), на 2024 год в размере 117737 тыс.руб.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Министерство образования и науки Республики Марий Эл является ненадлежащим ответчиком, поскольку им выполняются возложенные на него законодательством обязательства по предоставлению субвенций Оршанскому району в установленном порядке.

При этом финансовые средства, выделяемые муниципальным образованиям в форме субвенций, являются межбюджетными трансфертами. Отношения по предоставлению средств одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации – являются межбюджетными отношениями. Предоставление и использование бюджетных средств органами местного самоуправления относятся к экономической сфере деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, что не относится к подведомственности суда общей юрисдикции.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию мероприятий по оснащению образовательного учреждения учебно-методическим оборудованием должна быть возложена на администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, исполняющую функции учредителя и собственника образовательного учреждения, что может быть обеспечено как за счет выделенных субвенций из средств бюджета субъекта, так и за счет средств местного бюджета, поскольку Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это не запрещено.

Администрация Оршанского муниципального района Республики
Марий Эл, реализуя свои полномочия учредителя, собственника учреждения и предоставленные полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования, вправе определять источники финансирования данных мероприятий исходя из разграничения полномочий в сфере образования в рамках выделенных субвенций и (или) лимитов бюджетных обязательств средств местного бюджета.

Кроме того, Администрацией Оршанского муниципального района Республики Марий Эл не указано и не представлено доказательств недостаточности средств выделенных субвенций на приобретение технических средств обучения.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для принятия мер по устранению выявленных нарушений и обеспечение финансирования мероприятий необходимо время, суд полагает, что указанный прокурором в исковом заявлении срок для обеспечения финансирования 12 месяцев после вступления решения в законную силу является разумным.

В связи с тем, что после выделения финансирования на закупку и установку лингафонного оборудования также требуется время, суд полагает разумным установить срок образовательному учреждению для укомплектования средством материально-технического обеспечения образовательного учреждения в течение шести месяцев с момента поступления финансирования.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Оршанского района Республики Марий Эл к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Оршанского района Республики
Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Республики Марий Эл удовлетворить частично.

Обязать администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (№ ... предусмотреть и обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» на приобретение оборудования лингафонного кабинета в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Марковская основная общеобразовательная школа» (№ ...) в течение шести месяцев с момента поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл оборудовать лингафонный кабинет.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики
Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Мотивированное решение составлено 06 июня 2024 года.

Дело № 2-679/2024

УИД 12RS0008-01-2024-000900-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Медведево 05 июня 2024 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Караваевой Ю.С.,

с участием помощника прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Минихановой Г.Ф., представителя ответчика администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл Краева В.А., представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» Елыпаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оршанского района Республики Марий Эл, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Республики Марий Эл о возложении обязанности предусмотреть и обеспечить финансирование материально-технического оснащения, возложении обязанности оборудовать лингафонный кабинет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оршанского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересахнеопределенного круга лиц с иском с учетом уточнения требований к Министерству образования и науки Республики Марий Эл, администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа»), просил обязать Министерство образования и науки Республики Марий Эл, администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл предусмотреть и обеспечить финансирование МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» на оборудование лингафонного кабинета в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» после поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района оборудовать лингафонный кабинет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, чтопрокурором Оршанского района Республики Марий Эл в ходе осуществления надзора установлены нарушения законодательства об образовании, поскольку учебно-материальная база МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» не имеет в наличии лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков, что может повлиять на реализацию национального проекта «Образование».

Определением судьи Медведевского районного суда Республики
Марий Эл от 07 мая 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Республики Марий Эл.

Представитель третьего лица отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что 13 марта 2024 года на имя главы администрации направлено письмо о рассмотрении вопроса о выделении дополнительных лимитов для оснащения кабинетов иностранного языка в школах Оршанского района, на оснащение лингафонного кабинета МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» необходима сумма в размере 299089 руб.

Ответчиком администрацией Оршанского муниципального района Республики Марий Эл представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку материально-техническое обеспечение образовательной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения.

Министерством образования и науки Республики Марий Эл представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку материально-техническое обеспечение образовательной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, Министерство не определяет самостоятельно размер средств, направляемых на обучение, осуществляет только функцию перечисления средств.

В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Миниханова Г.Ф., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, действующий на основании доверенности, Краев В.А. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, полагал, что администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл является ненадлежащим ответчиком, дополнил, что денежные средства из республиканского бюджета поступают ежемесячно и распределяются по образовательным учреждениям с учетом количества учеников. В предоставлении дополнительных средств обычно отказывается.

Представитель ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» - директор учреждения Елыпаева А.В. в судебном заседании пояснила, что ежемесячные субвенции составляют 14000 руб., деньги поступают из отдела образования.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явились,извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы искового заявления, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно положениям пункта 24 Стандарта, организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №204 от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», паспорта национального проекта «Образование», утвержденного Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, предусмотрено внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области для реализации приведенных требований из федерального бюджета.

Приказом Минпросвещения России №804 от 06 сентября 2022 года утвержден Перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования.

Согласно разделу 2 «Комплекс оснащения предметных кабинетов (в соответствии с СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21)» подраздела 9 вышеуказанного Перечня образовательные учреждения должны оснащаться кабинетом иностранного языка, включающим в себя: программное обеспечение для лингафонного кабинета, наушники с микрофоном, динамики для громкого воспроизведения.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона №124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Как следует из материалов дела, в рамках проведенной прокуратурой Оршанского района Республики Марий Эл проверки выявлено, что в МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, что может повлиять на реализацию национального проекта «Образование». Отсутствие указанного средства материально-технического оснащения в ходе судебного разбирательства ответчиками не оспаривалось.

13 октября 2023 года директору МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» Елыбаевой А.В. прокурором Оршанского района Республики Марий Эл внесено представление.

Согласно информациям МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» и Отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл лингафонный кабинет отсутствует по причине отсутствия финансирования, выделение дополнительных средств возможно при увеличении бюджета отрасли «Образование», на оснащение лингафонного кабинета МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» необходима сумма в размере 299089 руб.

Поскольку обязанность по оборудованию лингафонного кабинета, необходимого для осуществления образовательного процесса, в полной мере не выполнена, суд приходит к выводу о том, что неисполнение указанной обязанности по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.

При этом оценивая доводы ответчиков в части распределения обязанности по финансированию образовательного учреждения, суд отмечает следующее.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Таким образом, лингафонные кабинеты, согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представляют собой средства обучения.

Согласно Уставу муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа», утвержденному приказом отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл №212 от 27 октября 2020 года учредителем учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в лице отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (пункт 2.1.). Собственником учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл. Полномочия и функции собственника осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (пункт 2.2.).

Согласно пункту 2.3. Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» компетенция учредителя в отношении учреждения: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); формирование и утверждение муниципального задания для учреждения в соответствии с реализуемыми учреждением основными видами деятельности; осуществление иных установленных Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

С учетом положений пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с частью 1, частью 2 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях реализуются посредством предоставления субвенций местным бюджетам. При этом само обеспечение средствами обучения осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

По смыслу приведенных законоположений в системе действующего законодательства, финансирование муниципальных общеобразовательных организаций должно обеспечиваться из бюджетов тех муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, в которых они находятся. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не запрещено выделение средств на приобретение учебных пособий и средств обучения из муниципального бюджета. Таким образом, к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится установление нормативов финансирования предоставления дошкольного, начального, основного, среднего общего и дополнительного образования, в соответствии с которыми осуществляется финансирование муниципальных районов и городских округов путем предоставления субвенций, которые в свою очередь осуществляют финансирование конкретных образовательных организаций за счет выделенных субвенций и средств местного бюджета.

Министерство образования и науки Республики Марий Эл является исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, осуществляющим функции по реализации принципов и задач государственной политики в сфере образования, и при этом осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций (Положение о Министерстве образования и науки Республики
Марий Эл, утвержденное Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2010 года №231).

Министерство образования и науки Республики Марий Эл является главным распорядителем субвенций, носящих целевой характер, бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл из республиканского бюджета Республики Марий Эл на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) согласно пунктам 1, 3, 4 Порядка предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов из республиканского бюджета Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением правительства Республики Марий Эл от 22 января 2009 года №10.

По смыслу пункта 5 вышеуказанного Порядка Министерство образования и науки Республики Марий Эл ежемесячно, до 10 числа текущего месяца, представляет в Министерство финансов Республики Марий Эл заявку для финансирования расходов, в том числе на частичное обеспечение материальных затрат, направленных на расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом (приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек), в пределах 1/12 годового назначения. Министерство образования и науки Республики Марий Эл в течение 3 рабочих дней со дня получения средств от Министерства финансов Республики
Марий Эл на распорядительный счет направляет субвенции в бюджеты городских округов и муниципальных районов на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Марий Эл для кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с Таблицей 4 приложения №12 к Закону Республики Марий Эл от 4 декабря 2023 года №51-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Оршанскому муниципальному району выделены субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), на 2024 год в размере 117737 тыс.руб.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Министерство образования и науки Республики Марий Эл является ненадлежащим ответчиком, поскольку им выполняются возложенные на него законодательством обязательства по предоставлению субвенций Оршанскому району в установленном порядке.

При этом финансовые средства, выделяемые муниципальным образованиям в форме субвенций, являются межбюджетными трансфертами. Отношения по предоставлению средств одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации – являются межбюджетными отношениями. Предоставление и использование бюджетных средств органами местного самоуправления относятся к экономической сфере деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, что не относится к подведомственности суда общей юрисдикции.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию мероприятий по оснащению образовательного учреждения учебно-методическим оборудованием должна быть возложена на администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, исполняющую функции учредителя и собственника образовательного учреждения, что может быть обеспечено как за счет выделенных субвенций из средств бюджета субъекта, так и за счет средств местного бюджета, поскольку Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это не запрещено.

Администрация Оршанского муниципального района Республики
Марий Эл, реализуя свои полномочия учредителя, собственника учреждения и предоставленные полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования, вправе определять источники финансирования данных мероприятий исходя из разграничения полномочий в сфере образования в рамках выделенных субвенций и (или) лимитов бюджетных обязательств средств местного бюджета.

Кроме того, Администрацией Оршанского муниципального района Республики Марий Эл не указано и не представлено доказательств недостаточности средств выделенных субвенций на приобретение технических средств обучения.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для принятия мер по устранению выявленных нарушений и обеспечение финансирования мероприятий необходимо время, суд полагает, что указанный прокурором в исковом заявлении срок для обеспечения финансирования 12 месяцев после вступления решения в законную силу является разумным.

В связи с тем, что после выделения финансирования на закупку и установку лингафонного оборудования также требуется время, суд полагает разумным установить срок образовательному учреждению для укомплектования средством материально-технического обеспечения образовательного учреждения в течение шести месяцев с момента поступления финансирования.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Оршанского района Республики Марий Эл к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Оршанского района Республики
Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Республики Марий Эл удовлетворить частично.

Обязать администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (№ ... предусмотреть и обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» на приобретение оборудования лингафонного кабинета в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Марковская основная общеобразовательная школа» (№ ...) в течение шести месяцев с момента поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл оборудовать лингафонный кабинет.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики
Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Мотивированное решение составлено 06 июня 2024 года.

2-679/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Оршанского района РМЭ
Ответчики
Администрация Оршанского муниципального района РМЭ
МОУ "Марковская основная общеобразовательная школа"
Министерство образования и науки РМЭ
Другие
Отдел образования администрации Оршанскрого муниципального района РМЭ
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Яковлев Артем Сергеевич
Дело на странице суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
07.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
06.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее