Дело № 2-2532/2023 1 августа 2023 года
49RS0001-01-2023-002903-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Кузиной А.Ю.,
с участием транспортного прокурора Друппова В.В.,
представителя ответчика Кодинцева И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» о возложении обязанности привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» аккредитованное подразделение транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Магаданский транспортный прокурор обратился в Магаданский городской суд с названным иском в интересах неопределенного круга лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что Магаданской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности установлено, что Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Предприятие) длительное время не принимаются меры по обеспечению защиты объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности.
Отмечает, что основным видом деятельности Предприятия является деятельность транспортная вспомогательная, которое создано в целях получения прибыли, обеспечения безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения и другой деятельности по организации использования воздушного пространства Российской Федерации в установленных границах, обслуживания воздушного движения над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации, формирования оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также удовлетворения иных общественных потребностей в результате его деятельности.
В составе ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» имеется филиал «Аэронавигация Северо-Востока», в ведении которого находится объект транспортной инфраструктуры (далее также - ОТИ) «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)». Данному объекту присвоена 3 категория, о чем внесена соответствующая запись в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры на основании протокола заседания комиссии Росавиации от 5 апреля 2021 года № 100/06-ПР (реестровый номер ОВД 0000987).
Указывает, что сведения о внесении ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» в Реестр ОТИ размещены в сети Интернет на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта, следовательно, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении указанного объекта.
Сообщает, что план обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)», утвержденный Федеральным агентством воздушного транспорта (заключение об утверждении от 19 августа 2022 № 755), предусматривает привлечение для защиты ОТИ подразделение транспортной безопасности, включающее в себя:
- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 6.3 приведенного плана Предприятию необходимо было заключить договор на оказание услуг с юридическим лицом, аккредитованным в качестве подразделения транспортной безопасности в срок не позднее 31 декабря 2022 года.
Между тем в нарушение ч. 1 ст. 8, ст. 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности), подп. 3 п. 6, подп. 7 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 1605 (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности № 1605), план обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» в полном объеме не реализован, договор на оказание услуг с юридическим лицом, аккредитованным в качестве подразделения транспортной безопасности не заключен, объект транспортной инфраструктуры - аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» силами подразделения транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства не охраняется.
В целях устранения выявленных нарушений Магаданской транспортной прокуратурой директору филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» внесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности от 26 мая 2023 года, которое было рассмотрено, однако выявленные нарушения не устранены.
Настаивает, что осуществление аэронавигационного обслуживания при наличии вышеназванных нарушений может привести к совершению актов незаконного вмешательства, влекущих причинение вреда жизни и здоровью экипажей воздушных судов, пассажиров, имуществу владельцев воздушных судов, грузоотправителей, и иных лиц, то есть является обстоятельством, создающим угрозу причинения вреда.
Кроме того, считает, что нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспорта, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, работникам филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и иным лицам, находящимся на объекте транспортной инфраструктуры, либо в непосредственной близости от него, определить круг которых невозможно, поэтому исковое заявление имеет предупредительное значение, направлено на обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд обязать ответчика в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» аккредитованное подразделение транспортной безопасности, включающее в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)», расположенного по адресу: Магаданская область, г. Магадан, пгт. Сокол.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что заявленные требования уже находятся в стадии исполнения. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» надлежащим образом обеспечило исполнение требований по транспортной безопасности, а выявленные прокурором нарушения явились следствием личной недобросовестности и неисполнения должностных обязанностей ответственных лиц Предприятия, которые были привлечены к ответственности. 31 мая 2023 года был разработан План реализации мероприятий по привлечению подразделений транспортной безопасности для охраны категорированных объектов транспортной инфраструктуры филиала Предприятия, а также направлены запросы о выделении дополнительного финансирования, в связи с чем с учетом времени на организацию закупочных процедур мероприятия по защите ОТИ планируются к реализации в первом квартале 2024 года. Прокурором не представлено доказательств обоснованности срока исполнения требований и его разумности, что ставит под сомнение исполнимость судебного акта. Процессуальным истцом не представлено доказательств невозможности определения круга лиц, в защиту прав и законных интересов которых он выступает, так как работников филиала Предприятия, а также лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, можно индивидуализировать, и они вправе самостоятельно обратиться в суд с иском. ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» расположен в границах контролируемой зоны ОТИ Аэропорт Магадан, к охране которого привлечены силы Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на основании договора, следовательно, охрана объекта фактически также обеспечивается, а потому отсутствие соответствующего договора с юридическим лицом, аккредитованным в качестве подразделения транспортной безопасности данного объекта, не приведет к негативным последствиям.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Требования по обеспечению транспортной безопасности предусмотрены Законом о транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено указанным Законом и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 указанного Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 1605 (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности № 1605).
В силу подп. 3 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности № 1605 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя:
- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, для которой в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также задачи по реагированию на нарушение внутриобъектового и пропускного режимов.
На основании подп. 7 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности № 1605 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны реализовать план обеспечения безопасности поэтапно в предусмотренные этим планом сроки:
- в отношении объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры;
- в отношении объектов транспортной инфраструктуры III, IV и V категории - не позднее одного года со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.
Из приведенного правового регулирования следует, что объекты транспортной инфраструктуры III, IV и V категории должны быть обеспечены подразделением транспортной безопасности не позднее одного года со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основным видом деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является деятельность транспортная вспомогательная.
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 23 мая 2023 года свидетельствует о том, что «Аэронавигация Северо-Востока» является филиалом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», который расположен по адресу: г. Магадан, шоссе Марчеканское, д. 37.
Уставом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», утвержденным приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 25 мая 2018 года № 429-П, подтверждается, что ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» создано в целях получения прибыли, обеспечения безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения и другой деятельности по организации использования воздушного пространства Российской Федерации в установленных границах, обслуживания воздушного движения над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации, формирования оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также удовлетворения иных общественных потребностей в результате его деятельности (п. 2.1).
Из сведений, представленных филиалом «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», следует, что в эксплуатации указанного филиала находятся 24 объекта управления воздушным движением, из которых 6 ОТИ подлежат категорированию, в частности АДЦ ЕС (Магадан), которому согласно протоколу комиссии от 5 апреля 2021 года № 100/06-ПР ОТИ присвоена третья категория транспортной безопасности (реестровый номер ОВД0000987).
Факт внесения соответствующей записи в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры не оспаривается представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.
Указанное свидетельствует о том, что ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» обязано было реализовать план обеспечения безопасности объекта не позднее 5 апреля 2022 года.
Заключением Федерального агентства воздушного транспорта от 19 августа 2022 года № 755 утвержден план обеспечения транспортной безопасности «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Названный план предусматривает привлечение для защиты ОТИ подразделение транспортной безопасности, включающее в себя:
работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, для которой в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также задачи по реагированию на нарушение внутриобъектового и пропускного режимов.
В соответствии с подп. 6.3 п. 21 Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» необходимо было заключить договор на оказание услуг с юридическим лицом, аккредитованным в качестве подразделения транспортной безопасности, в срок не позднее 31 декабря 2022 года.
26 мая 2023 года Магаданской транспортной прокуратурой директору филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» внесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности, из которого следует, что план объекта транспортной инфраструктуры в полном объеме не реализован, договор на оказание услуг с юридическим лицом, аккредитованным в качестве подразделения транспортной безопасности не заключен, объекты транспортной инфраструктуры, в частности «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)», силами подразделения транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства не охраняются.
Названное представление было рассмотрено, признано обоснованным, однако сведений об устранении указанных в нем нарушений прокурору представлено не было.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с вышеназванным иском.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика, не оспаривая обязанности по привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры аккредитованного подразделения транспортной безопасности, утверждал, что срок, в течение которого прокурор просит исполнить решение суда, является неразумным, отметив, что филиалом Предприятия направлены запросы о выделении дополнительного финансирования.
Между тем недостаточное финансирование на обеспечение защитой объекта транспортной инфраструктуры основанием для освобождения ответчика от возложенных на него обязательств не является, а лишь может учитываться при определении срока, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» до настоящего времени не обеспечен защитой подразделения транспортной безопасности.
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчик, являясь субъектом транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)», обязан выполнять требования законодательства об антитеррористической защищенности объектов транспортной безопасности.
То обстоятельство, что ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» расположен в границах контролируемой зоны ОТИ Аэропорт Магадан, к охране которого привлечены силы подразделений транспортной безопасности ФГУП «УВО Минтранса России», не освобождает ответчика от обязанности по исполнению в установленные сроки требований подп. 3 п. 6 и подп. 7 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности № 1605, предусматривающих необходимость привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» в соответствии с планом.
Доводы стороны ответчика о том, что требования прокурора в настоящее время исполняются Предприятием в добровольном порядке, а выявленные нарушения явились следствием личной недобросовестности и неисполнения должностных обязанностей ответственных лиц Предприятия, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении обоснованно заявленного иска.
При этом суд соглашается с доводом прокурора о том, что исковое заявление имеет предупредительное значение, направлено на обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры, поскольку нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспорта, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Вопреки доводу стороны ответчика индивидуализировать всех лиц, в защиту прав и законных интересов которых обратился прокурор, включая всех лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры либо в непосредственной близости от него, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения, суд принимает во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика, являющегося самостоятельным юридическим лицом, его организационно-правовую форму, характер и длительность допущенного нарушения, возможность возникновения чрезвычайной ситуации в связи с невыполнением требований законодательства, а также время, необходимое для исполнения судебного постановления.
Суд при определении срока также учитывает, что осуществление аэронавигационного обслуживания при наличии вышеназванных нарушений может привести к совершению актов незаконного вмешательства, влекущих причинение вреда жизни и здоровью экипажей воздушных судов, пассажиров, имуществу владельцев воздушных судов, грузоотправителей, и иных лиц, то есть является обстоятельством, создающим угрозу причинения вреда, в связи с чем приходит к выводу, что заявленный прокурором срок - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу является разумным и достаточным для исполнения судебного акта.
Суд также считает необходимым отметить, что доказательств невозможности исполнения судебного акта к указанному сроку ответчиком не представлено, напротив, в отзыве на исковое заявление сторона ответчика утверждает, что требования прокурора планируются к реализации в первом квартале 2024 года, что согласуется с заявленным прокурором сроком.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Магаданского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» о возложении обязанности привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» аккредитованное подразделение транспортной безопасности удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ОГРН 1027739057500) в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)» аккредитованное подразделение транспортной безопасности, включающее в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Магадан)», расположенного по адресу: Магаданская область, г. Магадан, пгт. Сокол.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ОГРН 1027739057500) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения - 7 августа 2023 года.
Судья Н.А. Панова
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>