№2-472/2023
№ 33-6917/2023
Председательствующий судья первой инстанции Двирнык Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,
судей Басараба Д.В., Кузнецовой Е.А.,
при секретаре Максименко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации горда Ялта Республики Крым, Обществу с ограниченной ответственностью «Интер-Шельф», третьи лица: Карауш В.Л., Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад – Национальный научный центр РАН», Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе, Общество с ограниченной ответственностью «Кедр», Муниципальное бюджетное учреждение «Дорожно-эксплуатационный участок» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о признании решения незаконным, признании недействительным и отмене государственного акта на право постоянного пользования земельным участком,
по апелляционной жалобе Карауша В.Л. и апелляционному представлению прокурора города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 марта 2023 года,
по докладу судьи Белоусовой В.В.
у с т а н о в и л а:
прокурор города Ялта Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Ялта Республики Крым, Обществу с ограниченной ответственностью «Интер-Шельф» о признании незаконным решения Массандровского поселкового Совета народных депутатов от 16 июня 1998 года № о прекращении права пользования земельным участком площадью 1,0189 га, фирме «Регион-Инвест» и предоставлении его ООО «Интер-Шельф» для строительства станции техобслуживания <адрес>; признании недействительным и отмене государственного акта на право постоянного пользования землей №, зарегистрированного в книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей 15 сентября 1998 года за № на земельный участок площадью 10 189 кв. м, для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Ялты по обращению Карауш В.Л. проведена проверка исполнения требований земельного и градостроительного законодательства на территории муниципального образования городской округ Ялта, в ходе которой установлено, что на основании решения Массандровского поселкового совета народных депутатов от 16 июня 1998 года № ООО «Интершельф» выдан государственный акт на право пользования землей №, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей 15 сентября 1998 года за № на земельный участок площадью 10189 кв. м, для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания.
Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет согласно законодательству Российской Федерации с присвоением кадастрового номера 90:25:000000:540.
Решение Массандровского поселкового Совета народных депутатов от 16 июня 1998 года № принято в нарушение статей 38-39, 83 Земельного кодекса Украины, части 8 статьи 1, 12 Закона Украины «О планировании и застройке территорий», частей 1,5,6 статьи 17 Закона Украины «Об основах градостроительства», поскольку земельный участок сформирован на землях общего пользования, проигнорирован режим застройки участка, не предполагавший строительство на нем капитальных объектов, допущено нецелевое использование земель.
Ввиду чего, право собственности на этот земельный участок подлежит прекращению путем признания недействительным и отмене правоустанавливающего документа на это имущество.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 марта 2023 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Карауш В.Л. и апелляционном представлении прокурор города Ялты Республики Крым просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании прокурор, Карауш В.Л. и представитель Администрации города Ялта Республики Крым поддержали апелляционную жалобу и апелляционное представление по мотивам, изложенным в них.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Интер-Шельф» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
На основании части 2.1 статьи 113 и статьи 167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что Карауш В.Л. является собственником:
- земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 420+/-7 кв. м;
- земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 420+/- 7 кв. м;
- земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 434+/- 7 кв. м
- земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 466+/- 8 кв. м;
- жилого дома, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д.40-60, 76-85, 86-95,120).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым № № от 12 августа 2022 года постановлено Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым принять и включить в состав муниципальной казны МО ГО Ялта РК дорогу, протяженностью 245 м, расположенную по адресу: <адрес> вдоль земельных участков в тупик (том 5 л.д. 207 оборот).
Муниципальная дорога протяженностью 245 м по адресу: <адрес> вдоль земельных участков в тупик находится на балансе и обслуживании МБУ «ДЭУ» МОГО Ялта РК на основании акта 15 августа 2022 года. Проезд/проход к домовладениям жилого массива в районе «Геомодель Крыма» проходит через территорию АЗС «АТАН» (т.1 л.д. 114, том 5 л.д. 197-198).
Согласно ответу Отдела надзорной деятельности по г. Ялта МЧС России от 23 июля 2020 года № К-45 в ходе проведения выездной проверки по адресу: <адрес> подтвердился факт перекрытия забором, установленным ООО «Интер-Шельф» доступа к пожарному гидранту (т. 1 л.д. № 115).
Земельный участок, кадастровый №, площадью 2439194 +/- 547 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации (том 5 л.д. 236-241).
Земельный участок, кадастровый №, площадью 221106 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Республики Крым (том 1 л.д. 237-242).
В адрес прокурора города Ялта поступило обращение ФГБУН «Ордена трудового красного знамени Никитский ботанический сад – национальный научный центр РАН» от 14 декабря 2021 года № из которого следует, что в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества № от 10 марта 2020 года ФГБУН «Ордена трудового красного знамени Никитский ботанический сад – национальный научный центр РАН» приняты меры по уточнению границ земельного участка, кадастровый №. По результатам проведения кадастровых работ, обращения в Государственный комитет по государственной регистрации Республики Крым заявителю стало известно о наложении границ земельного участка, кадастровый № на земельный участок, кадастровый № (том 1 л.д. 105-106, том 2 л.д. 45-46).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (спорный земельный участок) поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №. Правообладатель не зарегистрирован (том 1 л.д.61-69).
На данном земельном участке, кадастровый №, находится нежилое помещение, кадастровый №, площадью 224 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является ООО «Интер-Шельф» (том 1 л.д. 70-75).
Как следует из материалов гражданского дела, решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов от 18 марта 1992 года № разрешено ООО «Массандра-интур-сервис» производство проектно-изыскательских работ и строительство станции технического обслуживания на земельном участке ориентировочной площадью 0,7 га (том 4 л.д. 96, том 5 л.д. 113).
Исполнительным комитетом Массандровского поселкового совета народных депутатов от 28 декабря 1994 года № предоставлен фирме "Регион-Инвест", рассмотрев ходатайство фирмы "Регион-Инвест", учитывая, что ООО "Массандра-Интур-сервис" в соответствии с решением исполкома Массандровского поссовета № от 18 марта 1992 года в течение 1992-1993 года проводило проектно-изыскательские работы на земельном участке, предоставленном ему для строительства станции сервисного транспортного обслуживания, но в настоящее время самоликвидировано решением исполкома Ялтинского горсовета №от 6 августа 1994 года, и учитывая, что фирма "Регион-Инвест" планирует использование ранее выделенного участка под строительство станции сервисного транспортного обслуживания, исполнительный комитет Массандровского поселкового Совета народных депутатов принял вышеуказанное решение о предоставлении в постоянное пользование земельный участок площадью 1,0189 га для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания в районе Геомодели; разрешено фирме "Регион-Инвест" производство проектно-изыскательских работ на земельном участке площадью 1,0189 га и строительство станции сервисного транспортного обслуживания в <адрес> (том 5 л.д. 111).
Решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов от 16 июня 1998 года № прекращено право пользования земельным участком, площадью 1,0189 га фирме ООО «Регион-Инвест», предоставленного решением исполкома поссовета № от 28 декабря 1994 года для строительства станции сервисной технического, транспортного обслуживания <адрес>. Предоставлен ООО «Интершельф» в постоянное пользование земельный участок площадью 1,0189 га для строительства станции сервисного технического обслуживания в <адрес> (том 1 л.д. 8, том 5 л.д. 115-116).
ООО «Интершельф» выдан государственный акт на право пользования землей №, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей 15 сентября 1998 года за № на земельный участок площадью 1,0189 га, для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания на основании решением исполкома Массандровского поселкового совета народных депутатов от 16 июня 1998 года № (том 1 л.д. 10-15).
Судом первой инстанции установлено, что 17 марта 2002 года Исполнительным комитетом Ялтинского городского совета принято решение №, которым разрешено ООО «Интер-Шельф» производство проектно-изыскательских работ по комплексу обслуживания автомобилей у «Геомодели» <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Интер-Шельф» выдано разрешение на выполнение строительных работ № по строительству объекта «Комплекс по обслуживанию автомобилей у «Геомодели» <адрес> - I очередь в соответствии с утвержденной и зарегистрированной проектной документацией.
В 2005 году ДП ОАО «Крымстрой» ПИК ТИ «Крымский Стройпроект» подготовлена исполнительная документация по «Проекту комплекса по обслуживанию автомобилей у «Геомодели» <адрес>, I очередь строительства АЗС. Генплан и благоустройство» АР.
Решением Исполнительного комитета Массандровского поселкового совета № от 17 мая 2006 года утвержден акт государственной технической комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта «Комплекс по обслуживанию автомобилей у «Геомодели» - 1-я очередь АЗС» по адресу: <адрес> принято решение об оформлении права собственности ООО «Интер-Шельф» на вышеуказанный комплекс в составе: лит. А операторская общей площадью 62,10 кв. м, лит. Б навес общей площадью 152,00 кв. м, состав помещений: 1-1 зал площадью 47,30 кв. м, 1-2 кладовая площадью 2,80 кв. м, 1-3 умывальник площадью 2,10 кв. м, 1-4 туалет для персонала площадью 1,30 кв. м, 1-5 душ площадью 1,90 кв. м, 1-6 умывальник площадью 6,70 кв. м, лит. В навес общей площадью 60,50 кв. м, утвержден договор о сотрудничестве. На БТИ <адрес> возложена обязанность произвести правовую регистрацию с оформлением права собственности на построенный объект (том 2 л.д. 65). Регистрация права собственности произведена 23 мая 2006 года (том 2 л.д. 66).
1 октября 2015 года между ООО «Интер-Шельф» и ООО «Кедр» заключен договор аренды АЗС по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 72-76).
Из ответа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 25 июня 2021 года №, на обращение Карауш В.Л., следует, что сотрудниками Министерства в ходе проведения рейдового осмотра территории земельного участка, кадастровый № установлено, что на земельном участке расположена автозаправочная станция «АТАН». В южной своей части земельный участок попадает в зону с особыми условиями использования территории – Ботанический сад регионального значения Республики Крым «Никитский ботанический сад», на котором произрастает естественная растительность, какая-либо застройка отсутствует, хозяйственная деятельность не осуществляется, нарушения специального режима охраны не установлены (т. 1 л.д.17-18).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 30 марта 2021 года №-п отказано ООО «Интер-Шельф» в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, в связи с расположением земельного участка в нескольких территориальных зонах (пункт 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также использованием земельного участка не по целевому назначению (том 1 л.д. 16).
18 мая 2021 года должностными лицами департамента муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым составлен акт осмотра территории № из которого следует, что в ходе обследования фактического использования земельного участка и расположенных на нем объектов по адресу: <адрес>, кадастровый № установлено, что на земельном участке размещена автозаправочная станция, здание операторной, в которой также размещен пункт общественного питания, технологический навес, некапитальные боксы автомойки и шиномонтажа, а также нестационарный торговый объект по реализации пищевой продукции, через земельный участок проходят сквозные проезды и проходы. ООО «Интер-Шельф», являющийся владельцем автозаправочной станции, без разрешительной документации уложен тротуар-мощение около 46 погонных метров с кромкой бордюра высотой 0,50 - 0,70 м по границам земельного участка с восточной стороны, что является нарушением п. 10.1.28 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Через земельный участок проходит автомобильная дорога общего пользования (т. 1 л.д. 19-21).
22 февраля 2022 года в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым от 22 февраля 2022 года поступило заявление директора ООО «Интер-Шельф» ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с разделом земельного участка (том 2 л.д. 97).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 17 марта 2022 года № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, образованных путем раздела земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>» утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка, с кадастровым №, площадью 10189 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с категорией земель «Земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования – «Обслуживание автотранспорта (код 4.9)»:
- земельный участок ЗУ 2 площадью 1162 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в территориальной зоне научно-исследовательской деятельности (ТЗ-08-18) с категорией земель – «Земли населенных пунктов» и видов разрешенного использования – «Обслуживание автотранспорта (код 4.9)»;
- земельный участок ЗУ 3 площадью 2765 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в территориальной зоне транспортной инфраструктуры (ТЗ-14-111) с категорией земель – «Земли населенных пунктов» и видов разрешенного использования – «Обслуживание автотранспорта (код 4.9)»;
- земельный участок ЗУ 4 площадью 327 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в территориальной зоне транспортной инфраструктуры (ТЗ-14-68) с категорией земель – «Земли населенных пунктов» и видов разрешенного использования – «Обслуживание автотранспорта (код 4.9)»;
Земельный участок, кадастровый №, площадью 5935 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> с категорией земель – «Земли населенных пунктов» и видов разрешенного использования – «Обслуживание автотранспорта (код 4.9)» сохранен в измененных границах.
На ООО «Интер-Шельф» возложена обязанность соблюдать зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 года № 582, ЗОУИТ 90:25-6.352, ЗОУИТ 90:25-6.36 (частично), охраняемого природного ландшафта, санитарно-защитной зоны, санитарно-защитной зоны (частично), санитарный разрыв (санитарной полосы отчуждения) (том 2 л.д. 92-96).
На основании указанного постановления органа местного самоуправления, изменена площадь земельного участка, кадастровый №, площадью 5935 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> а также 7 апреля 2022 года поставлены на кадастровый учет:
- земельный участок, площадью 327 +/- 6 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, правообладатель – муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым;
- земельный участок, площадью 2765 +/- 18 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, правообладатель – муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым;
- земельный участок, площадью 1162 +/- 12 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, правообладатель – муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым (том 2 л.д. 143-178).
Из ответов Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым от 16 февраля 2023 года, на обращение ООО «Интре-Шельф», следует что:
- земельный участок, кадастровый №, расположен в территориальной зоне «Т3-14-68 Зона транспортной инфраструктуры». Градостроительным регламентом данной территориальной зоны устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков:
Основной вид разрешенного использования: 4.9.1. – объекты дорожного сервиса, 12.0. – земельные участки (территории) общего пользования, 3.1. – коммунальное обслуживание, 8.3. – обеспечение внутреннего правопорядка, 7.2 – автомобильный транспорт, 7.3 – водный транспорт, 7.4. – воздушный транспорт, 6.8. – связь, 7.1. – железнодорожный транспорт, 7.5. – трубопроводный транспорт;
Условно разрешенный вид использования: 4.4. – магазины, 4.6. – общественное питание;
Вспомогательный вид разрешенного использования: 4.9. – служебные гаражи, 5.4. – причалы для маломерных судов, 6.9 – склад,
- земельные участки, кадастровые номера №, расположен в территориальной зоне «Т3-14-111 Зона транспортной инфраструктуры». Градостроительным регламентом данной территориальной зоны устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков:
Основной вид разрешенного использования: 12.0. – земельные участки (территории) общего пользования, 3.1. – коммунальное обслуживание, 8.3. – обеспечение внутреннего правопорядка, 7.2 – автомобильный транспорт, 7.3 – водный транспорт, 7.4. – воздушный транспорт, 6.8. – связь, 7.1. – железнодорожный транспорт, 7.5. – трубопроводный транспорт;
Условно разрешенный вид использования: 4.4. – магазины, 4.6. – общественное питание, 4.9.1. – объекты дорожного сервиса, 2.7.1. – хранение автотранспорта, 2.7.2. – размещение гаражей для собственных нужд;
Вспомогательный вид разрешенного использования: 4.9. – служебные гаражи, 5.4. – причалы для маломерных судов, 6.9 – склад (том 5 л.д. 11-63).
С целью выяснения фактических обстоятельств по делу судом первой инстанции назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ОО «Институт экологии, землеустройства и проектирования».
Согласно заключению №47 вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - размещение объектов дорожного сервиса, не соответствует функциональным зонам, содержащимся в действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта (Генеральный план МОГО Ялта 2018 года), - земельный участок расположен частично в потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, а частично в зоне земель общего пользования.
Вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - обслуживание автотранспорта, не соответствует функциональной зоне, содержащейся в действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта (Генеральный план МОГО Ялта 2018 года), - зона земель общего пользования.
Вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - обслуживание автотранспорта, не соответствует функциональным зонам, содержащимся в действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта (Генеральный план МОГО Ялта 2018 года), - земельный участок расположен частично в потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, а частично в зоне земель общего пользования.
Вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - обслуживание автотранспорта, не соответствует функциональным зонам, содержащимся в действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта (Генеральный план МОГО Ялта 2018 года), - земельный участок расположен частично в потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, а частично в зоне земель общего пользования.
Размещение земельного участка, кадастровый №, предназначенного для обслуживания автотранспорта, частично в границах земель общего пользования, потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям действующего законодательства. Размещение земельного участка, кадастровый №, предназначенного для размещения объектов дорожного сервиса, в территориальной зоне ТЗ-14-68, в границах архитектурно-планировочной и санитарно-защитной зон, не противоречит требованиям действующей градостроительной документации (Правила землепользования и застройки МОГО Ялта). Режим зоны охраняемого природного ландшафта распространяется только на юго-восточную часть данного земельного участка, которая фактически занята зелеными насаждениями, какие-либо строения в границах данной зоны отсутствуют, что соответствует предъявляемым градостроительным требованиям.
Размещение земельного участка, кадастровый №, предназначенного для обслуживания автотранспорта, в границах земель общего пользования (полоса отвода дороги – <адрес>), соответствует требованиям действующего законодательства. Размещение земельного участка, кадастровый № в территориальной зоне ТЗ-14-111, в границах архитектурно-планировочной и санитарно-защитной зон, не противоречит требованиям действующей градостроительной документации (Правила землепользования и застройки МОГО Ялта).
Размещение земельного участка, кадастровый №, предназначенного для обслуживания автотранспорта, частично в границах земель общего пользования, потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям действующего законодательства. Размещение земельного участка, кадастровый № в территориальных зонах ТЗ-14-68 и ТЗ-14-111, в границах архитектурно-планировочной и санитарно-защитной зон, не противоречит требованиям действующей градостроительной документации (Правила землепользования и застройки МОГО Ялта). Режим зоны охраняемого природного ландшафта распространяется на часть данного земельного участка, которая фактически занята зелеными насаждениями, какие-либо строения в границах данной зоны отсутствуют, что соответствует предъявляемым градостроительным требованиям. Размещение земельного участка, кадастровый №, предназначенного для обслуживания автотранспорта в границах территории особо охраняемого природного объекта – Никитский ботанический сад, в частности размещение на данной территории трансформаторной подстанции, не соответствует требованиям действующей градостроительной документации.
Размещение земельного участка, кадастровый №, предназначенного для обслуживания автотранспорта, в границах земель общего пользования и потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям действующего законодательства. Размещение земельного участка, кадастровый № в территориальных зонах ТЗ-14-68 и ТЗ-14-111, в границах архитектурно-планировочной и санитарно-защитной зон, не противоречит требованиям действующей градостроительной документации (Правила землепользования и застройки МОГО Ялта).
Вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый № (до его раздела) – не соответствовал градостроительной документации, действующей на время его предоставления (Генеральный план населенного пункта 1993 года).
В связи с тем, что на исследование эксперту не предоставлена первичная техническая документация, на основании которой сформированы границы земельного участка площадью 1,0189 га, переданного в пользование ООО «Интер-Шельф», установить соответствуют ли границы земельного участка, кадастровый № (до его раздела), расположенного по адресу: <адрес>, первичным документам на земельный участок - не представляется возможным.
В связи с тем, что на исследование эксперту не предоставлена первичная техническая документация, на основании которой сформированы границы земельного участка площадью 1,0189 га, переданного в пользование ООО «Интер-Шельф», установить налагаются ли границы земельного участка (предусмотренные первичными документами) на смежные земельные участки - не предоставляется возможным.
Наложение границ земельных участков, кадастровые номера № (после раздела), № образованных в результате раздела земельного участка, кадастровый № (согласно сведениям о координатах граничных точек в ЕГРН), на смежные земельные участки - отсутствует.
Земельные участки, кадастровые номера № (после радела), № налагаются на земли общего пользования (выводы сделаны на основании градостроительной документации – Генеральный план населенного пункта), в частности:
- в границах земельных участков, кадастровые номера № – частично расположена полоса отвода дороги регионального значения «<адрес>»,
- в границах земельных участков, кадастровые номера № (после раздела), № – частично расположен проезд общего пользования местного значения.
Земельные участки под дорогой регионального значения <адрес> под проездом общего пользования местного значения – не сформированы, таким образом не предоставляется возможным указать кадастровые номера данных участков.
В границах земельного участка, кадастровый № расположены следующие объекты: площадка, покрытая мощением (тротуар), протяженностью 46,30 м, шириной - 1,00-1,10 м, высотой- 0,20-0,70 м, площадью застройки – 47,30 кв. м; часть ограждения (металлическое ограждение на бетонном основании) шириной 0,20 м, площадью застройки 0,60 кв. м; часть проезда общего пользования площадью 90,20 кв. м с грунтовой обочиной, фактически используемой для парковки транспортных средств.
В границах земельного участка, кадастровый № частично расположена трансформаторная подстанция, площадь застройки составляет 8,50 кв. м, ЛОС.
В границах земельного участка, кадастровый № расположены следующие объекты: некапитальное металлическое строение вспомогательного назначения площадью застройки 25,80 кв. м, информационная стела площадью застройки 7,00 кв. м, часть металлического навеса лит. Б с колонками №, 2 и часть навеса лит. В площадью застройки 166,90 кв. м, зарядная колонка для автомобилей, две зоны для стоянки транспортных средств, остановка общественного транспорта площадью 33,60 кв. м, бутовая подпорная стена протяженностью 49,40 м, металлические ограждения ориентировочной общей протяженностью 40,00 м, металлические ворота, металлическая калитка, часть стены из шлакоблока протяженностью 4,50 м, асфальтированные проезды, тротуар с плиточным покрытием площадью 15,20 кв. м.
В границах земельного участка, кадастровый № (после его раздела) расположены следующие объекты: металлические навесы лит. Б и лит. В с колонками №№ 3-12 общей площадью застройки 383,50 кв. м, строение операторской лит. А площадью застройки 305,00 кв. м, ГРП, металлическое некапитальное строение туалета площадью застройки 20,20 кв. м, территория площадью 199,80 кв. м, занимаемая подземными резервуарами для хранения топлива, некапитальное металлическое строение боксового типа, предназначенное для ремонта и мойки автомобилей площадью застройки 152,60 кв. м, металлические некапитальные строения вспомогательного использования площадью застройки 20,10 кв. м, 6,30 кв. м, 14,00 кв. м, 17,20 кв. м, 41,70 кв. м, 9,70 кв. м и 16,50 кв. м, металлический навес площадью застройки 21,80 кв. м, металлические ограждения общей протяженностью 186,20 кв. м с тремя металлическими калитками и металлическими воротами, бутовые подпорные стены общей протяженностью 109,40 м, часть стены из шлакоблока протяженностью 6,30 м с воротами из металлопрофиля, комплекс из двух капитальных лестниц и площадки для отдыха с плиточным покрытием общей площадью застройки 58,60 кв. м, асфальтированные проезды, тротуары с плиточным покрытием площадью 105,00 кв. м, 255,00 кв. м и 26,00 кв. м, зона стоянки транспортных средств. На одном из тротуаров установлен нестационарный объект общественного питания.
Единственным объектом, соответствующим понятию объекта недвижимого имущества с технической точки зрения, расположенным в границах земельного участка, кадастровый № (после его раздела), является строение операторской - лит. А. Остальные строения, а также сооружения навесов и некапитальных ограждений и их элементов, расположенные в границах исследуемых земельных участков, образованных после раздела земельного участка, кадастровый №, являются некапитальными строениями и сооружениями, не имеют прочной связи с землей, для них отсутствуют правоустанавливающие документы для объектов недвижимого имущества, вследствие чего они не отвечают требованиям, предъявляемым к объектам недвижимого имущества.
Все вышеуказанные объекты фактически расположены в границах земельных участков, кадастровые № (после его раздела), №, которые образованы в результате раздела исходного земельного участка, кадастровый № (до раздела) площадью 10 189,00 кв. м.
Данные объекты соответствуют видам разрешенного использования земельных участков, кадастровый № (после его раздела), № на дату проведения исследования.
Земельные участки, кадастровый № (после раздела), № по внешнему контуру (по границе земельного участка, кадастровый № в границах участка до раздела согласно государственному акту), по адресу: <адрес> – ограждены. Вдоль восточной границы земельного участка, кадастровый № выполнено устройство бордюра вдоль площадки с мощением.
Земельный участок, кадастровый № частично огорожен в северо-западной части металлическим ограждением.
Указанное ограждение не препятствует проходу, проезду на земельные участки, кадастровые номера №
В восточной части земельного участка, кадастровый № расположена площадка, покрытая мощением (тротуар) протяженностью 46,30 м, шириной - 1,00-1,10 м, площадью застройки - 47,30 кв. м, площадка имеет плиточное покрытие, отделена с востока бордюрным камнем высотой 0,20 м по отношению к уровню тротуара - 0,50 м по отношению к уровню участка. Данный объект не является ограждением, однако является препятствием для проезда. В связи с устройством вышеуказанной площадки, которая фактически разрывает существующий грунтовый проезд к земельным участкам, кадастровый № и № и асфальтированный проезд общего пользования, запроектированный с запада подъезд и проход к данным земельным участкам фактически невозможен. Проход и проезд к земельному участку, кадастровый №, фактически возможен только через земельный участок, кадастровый №, учитывая препятствия для проезда и прохода к земельному участку, кадастровый №, проход и проезд к земельному участку, кадастровый № – фактически невозможен. Таким образом, организация подхода и подъезда к земельным участкам, кадастровые номера №, № возможна путем демонтажа части вышеуказанной площадки с мощением (тротуар). Также устройство данной площадки с мощением (тротуар) и парковки на прилегающей к нему территории земельного участка, кадастровый № привело к отсутствию возможности подъезда и прохода к одному из двух пожарных гидрантов, который расположен в границах земельного участка, кадастровый №.
Использование земельных участков, кадастровые номера № по адресу: <адрес> - для обслуживания автозаправочной станции, автомобильной парковки, объектов общественного питания, ведения иной коммерческой деятельности - возможно при условии реконструкции автозаправочной станции в части: удаления АЗС от остановки общественного транспорта с соблюдением минимального нормативного расстояния (см. исследовательскую часть); исключения из границ земельного участка остановки общественного транспорта; устройства подъезда к пожарному гидранту (устранение препятствий), расположенному в границах земельного участка, кадастровый №; установления публичного сервитута на часть территории данных земельных участков, которая занята землями общего пользования (дорога местного значения, проход к остановке общественного транспорта) (том 4 л.д. 198-243д).
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что истцом избран неверный способ защиты прав, пропущен срок исковой давности.
С такими выводами соглашается суд апелляционной инстанции на основании следующего.
Часть 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя.
В силу пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из смысла данных норм следует, что выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В свою очередь обращение к тем или иным способам судебной защиты не может обусловливаться возложением на заинтересованное лицо необоснованных и чрезмерных обременений, которые своей тяжестью обессмысливают достигнутый процессуальный результат.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельные участки, изъятые из оборота, перечислены в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
К таким земельным участкам отнесены, в том числе, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7). В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В период возникновения спорных отношений действовало законодательство Украины.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Украины, в редакции на 1991 год, постоянным признается землепользование без заранее установленного срока.
Статьей 9 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относятся: передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование; регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли; прекращение права собственности или пользования земельным участком или его частью.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Украины, право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, издаваемыми и регистрируемыми сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Земельного кодекса Украины, в редакции 2001 года, право постоянного пользования земельным участком – это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.
Право постоянного землепользования является бессрочным, в отличие от права аренды, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным статьей 141 Земельного кодекса Украины, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно части 2 статьи 149 Земельного кодекса Украины изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей в случаях, предусмотренных законом, на компенсационных началах с определением полномочий органов, которые осуществляют такое изъятие, и ограничений, установленных статьей 151 Земельного кодекса Украины.
Следовательно, судом первой инстанции достоверно установлено, что спорный земельный участок предоставлен компетентным органом в порядке, предусмотренном действующим на тот момент законодательством.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно части 2 статьи 2 указанного закона право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно части 4 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса).
С целью унификации и стандартизации при разработке земельной и градостроительной документации, а также для регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, в связи с изданием Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Постановлением Совета министров Республики Крым № 378 от 15 октября 2014 года утверждены Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, вместе с таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.
Согласно пунктам 3,4 данных положений установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории. В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
В соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель ранее присвоенные виды функционального использования земельных участков для размещения стояночных мест, стоянок, автозаправочных станций (бензиновых, газовых), автомобильных моек, мастерских, предназначенных для ремонта автомобилей, зданий для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса, магазинов сопутствующей торговли соответствуют видам разрешенного использования земельных участков с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4.
Администрацией города Ялта Республики Крым утверждены Правила землепользования и застройки Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым из которых следует, что спорный земельный участок включен в зону транспортной инфраструктуры (ТЗ-14-68 и ТЗ-14-111). Указанной зоне присвоены основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, в том числе «автомобильный транспорт» (код 7.2), «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).
Указанные обстоятельства по делу подтверждены также ответами Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым от 16 февраля 2023 года.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской федерации закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований к которым относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской федерации).
Данные нормы корреспондируют общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Также, из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской федерации).
Рассмотрением дела, в том числе заключением эксперта, установлено, что функциональные зоны, в которых расположен первоначально спорный земельный участок на время его предоставления, в настоящее время частично изменены. Сам земельный участок разделен на четыре земельных участка, а, следовательно, имеет иную конфигурацию и площадь. Размещение образованных земельных участков, предназначенных для обслуживания автотранспорта, частично в границах земель общего пользования, потенциальной зоне транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям действующего законодательства, а также действующим правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Спорный земельный участок находится в пользовании ответчика с 1998 года, предоставлялся непосредственно для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания, используется обществом, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом всех обстоятельств по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что избранный истцом способ защиты права не приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился прокурор, а отмена акта, на основании которого спорный земельный участок предоставлен ответчику, не может рассматриваться как мера, позволяющая выдержать баланс интересов сторон.
При этом, на спорном земельном участке, расположено нежилое здание, собственником которого является ответчик.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Обращаясь в суд с иском о признании незаконными актов, на основании которых ООО «Интер-Шельф» стало пользователем земельным участком, истец какие-либо требования в отношении расположенного на нем объекта недвижимости не заявляет.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции находит обоснованным указание суда первой инстанции на отсутствие препятствий у истца и заинтересованных лиц, чьи права по их мнению нарушены, обратиться в суд с иском об истребовании части спорного земельного участка, налагающего на проход/проезд, дороги общего пользования, зоны с особыми условиями использования, устранении препятствий в пользовании объектами, что установлено при проведении судебной комплексной экспертизы по делу.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности (том 2 л.д. 57- 60).
В соответствии со статьей 257 Гражданского кодекса Украины общая исковая давность устанавливается продолжительностью в три года.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и о защите своих прав.
По общему правилу, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.
Для решения вопроса об исчислении срока исковой давности необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда сторона должна была узнать о нарушении ее права
В соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), исковая давность не распространяется.
В пунктах 5-8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано следующее.
По смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
По смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Согласно пункту 2 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Началом течения такого десятилетнего срока, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 181 и абзацем вторым пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, является день нарушения права.
Если иное прямо не предусмотрено законом, для целей исчисления этого срока не принимается во внимание день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, и указанный срок не может быть восстановлен.
Названный срок применяется судом по заявлению стороны в споре. Вместе с тем истцу не может быть отказано в защите права, если до истечения десятилетнего срока имело место обращение в суд в установленном порядке или обязанным лицом совершены действия, свидетельствующие о признании долга.
Десятилетний срок, установленный пунктом 2 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежит применению к требованиям, на которые в соответствии с законом исковая давность не распространяется (например, статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что прокурором пропущен срок исковой давности на обращение в суд с данным иском, не смотря на то, что прокурором не заявлены требования об истребовании земельного участка, однако земельный участок застроен, на нем находятся объекты, как относящиеся к недвижимому имуществу, так и нестационарные, капитальные объекты, то есть земельный участок выбыл из владения муниципального образования и неопределенного круга лиц. Нежилое здание, расположенное на спорном земельном участке поставлено на кадастровый учет, указан год постройки – 2014. При этом, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц прокурор только в ноябре 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы относительно неверной оценки судом первой инстанции доказательств по делу, в том числе судебной экспертизы, являются оценочными и не являются основанием для отмены решения суда в пределах заявленных прокурором исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не проверена процедура принятия оспариваемых актов органов местного самоуправления, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание положения действующего законодательства относительно недопустимости застройки земельных участок, расположенных в составе рекреационных зон, в том числе скверах, парках, городских лесах, отклоняются судебной коллегией, поскольку своего подтверждения рассмотрением дела не нашли.
Доводы апелляционной жалобы о том, что имеются препятствия в проезде/проходе неопределенного круга лиц, отсутствует доступ к пожарному гидранту основанием для отмены решения и удовлетворении требований об отмене решений органов местного самоуправления и государственных актов не являются, поскольку избранный способ защиты права является ненадлежащим. Однако, указанные обстоятельства могут быть предметом спора в рамках иного спора. Также, заинтересованные лица вправе урегулировать спор (при наличии такового) в досудебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о надлежащем способе защиты прав неопределенного круга лиц, поскольку установлен факт незаконного формирования и предоставления в пользование ответчику земельного участка, отклоняются судебной коллегией, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения срока исковой давности основаны на ином толковании норм материального права, являются оценочными и отклоняются судебной коллегией, поскольку доказательств в подтверждение указанных доводов суду апелляционной инстанции не представлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобе и представлении, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы и представления судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 марта 2023 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Карауша В.Л. и апелляционное представление прокурора города Ялты Республики Крым оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 3 августа 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи