Дело № 2-952/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Ермаковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 10 сентября 2018 года дело по иску Ходченко Е.Ф. к Межрайонной ИФНС России №... по ********** о взыскании задолженности по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, по компенсации в связи с сокращением за №... месяц, по компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Ходченко Е.Ф. обратилась к ответчику о взыскании задолженности по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере №... руб., по компенсации в связи с сокращением за **.**.** месяцы в размере №... руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере №... руб., денежной компенсации за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере №... рублей. В обоснование требований указала, что работала в ИФНС по ********** с **.**.** в должности «старший государственный налоговый инспектор отдела работы с налогоплательщиками, их регистрации и учет». Приказом от **.**.** служебный контракт расторгнут с освобождением от замещаемой должности государственной гражданской службы, уволена по сокращению должностей в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с приказом ФНС России от **.**.** № **** с **.**.** прекращена деятельность ФНС России по ********** путем реорганизации в форме присоединения к Межрайонной ИФНС №... по **********. Согласно расчетным листкам истцу была начислена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве №... календарных дней в размере №... руб., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере №... руб. и компенсация за **.**.** месяц в размере №... руб. Однако при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период с **.**.** года на общую сумму №... руб. Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится в иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79 от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в соответствии с приказами ИФНС по ********** в период работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в **.**.** году, а также компенсацией при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. Кроме того, истец основывает свои требования на положениях ст. 236 ТК РФ, в соответствии с которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). В связи с нарушением работодателем трудовых прав истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере №... рублей. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представившей заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена ИФНС по **********.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика УФНС **********, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №... по **********, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено следующее.
Ходченко Е.Ф. в соответствии с приказом №... с **.**.** проходила государственную гражданскую службу в должности старшего государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками Инспекции Федеральной налоговой службы по ********** **********.
Приказом УФНС России по ********** от **.**.** №...@ произведена реорганизация Инспекции Федеральной налоговой службы по ********** ********** путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по **********.
Приказом ИФНС России по ********** ********** №... от **.**.** прекращен служебный контракт с Ходченко Е.Ф. с **.**.**, с выплатой денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 ФЗ №... от **.**.** “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, в соответствии с пунктом 13 статьи 46 указанного закона, подпунктом “а” пункта 28 “Правил об очередных и дополнительных отпусках”, утвержденных НКТ СССР от **.**.**, с выплатой денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска выслугу лет.
**.**.** Ходченко Е.Ф. выплачена денежная компенсация в сумме №... рублей, в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 1.3 части 3 статьи 37 ФЗ №... от **.**.** “О государственной гражданской службе РФ” и денежная компенсация в размере №.... за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве №... дней (****). Приказами №... от **.**.** и №... от **.**.** Ходченко Е,Ф. выплачена компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере №... рублей, по №... за **.**.**
Вместе с тем, из содержания искового заявления следует, что при расчете денежного содержания для расчета компенсации при увольнении ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период с **.**.** года на общую сумму №... рублей, в том числе: **.**.** **.**.** года – №... руб., **.**.** года – №... руб., **.**.** года – №... руб., **.**.** года – №... руб., **.**.** года – №... руб., **.**.** года – №... руб. Приведенные суммы материального стимулирования были начислены истцу согласно расчетным листкам.
Истцом указано, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 79 от 27.07.2004 года “О государственной гражданской службе” оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2).
Согласно ч. 5 ст. 50 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года государственным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ФЗ № 79 от 27.07.2004 года при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 ст. 51).
Согласно пункту 3.1 и 3.2 статьи 37 ФЗ № 79 от 27.07.2004 г. в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Согласно пункту 1 ст. 46 ФЗ № 79 от 17.07.2004 года гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Согласно пункту 3.2 ст. 37 ФЗ № 79 от 27.07.2014 года «О государственной гражданской службе РФ» при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на основании сокращения должностей гражданской службы в государственном органе или упразднения государственного органа, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих сохраняемое денежное содержание состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на №... (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Таким образом, денежное содержание на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске состоит из установленного ему на день ухода в отпуск оклада месячного денежного содержания и ежемесячных выплат (ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения). Вместе с тем, при исчислении денежного содержания на период отпуска дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере **** каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Из содержания искового заявления следует, что при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации в связи с сокращением за пятый, шестой месяц, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, оплаты отпусков, не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные истцу работодателем за период с **.**.** года на общую сумму №... рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», установлено осуществлять с **.**.** за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 3).
Этим же Постановлением от 25.09.2007 года № 611 Министерству финансов РФ поручено в двухнедельный срок разработать соответствующий порядок материального стимулирования.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от **.**.** №...н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Пунктами 2, 3 данного Порядка предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности и начисление на него районного коэффициента не производится.
Приказом УФНС ********** по ********** от **.**.** №... утверждено положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим аппарата УФНС ********** и территориальных налоговых органов ФНС ********** в **********, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным служащим аппарата УФНС ********** и территориальных органов ФНС ********** по **********, согласно которому выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов.
Кроме того, письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №... от **.**.** определено, что премии выплаченные за счет средств сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих за неиспользованные дни отпуска при расторжении служебного контракта.
На основании приказов УФНС России по ********** от **.**.** №...дсп@, от **.**.** №...дсп@, от **.**.** №...дсп@, от **.**.** №...дсп@, от **.**.** №...дсп@ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС ********** в **********» утверждено распределение средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС ********** по **********, с указанием произвести в установленном порядке уточнение лимитов бюджетных обязательств на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда сверх установленного фонда оплаты труда.
Из содержания указанных приказов следует, что суммы материального стимулирования являются выплатами, произведенными сверх установленного фонда оплаты труда, которые не входят в состав денежного содержания государственного служащего, и соответственно, не учитываются при исчислении денежного содержания при расторжении служебного контракта.
Учитывая механизм выделения и доведения дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих, суд приходит к выводу, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета в пределах лимитов, доводимых федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем не учитываются при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Ссылка истца на письмо Министерства финансов РФ от **.**.** №... с разъяснениями о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** №..., дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона №... от **.**.**, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ №... от **.**.**, суд не принимает во внимание, поскольку перечисленные в письме разъяснения относятся к периоду **.**.**.
Кроме того, данное письмо не отменяет действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от **.**.** №...н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы. Действие указанного приказа не отменено, установленный приказом порядок оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими в целях материального стимулирования путем работы соответствующих комиссий применяется органами ФНС России по настоящее время.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, по компенсации за неиспользованный отпуск. Поскольку указанные требования признаны необоснованными, исковые требования о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ, компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ходченко Е.Ф. к Межрайонной ИФНС России №... по **********, Управлению ФНС по ********** о взыскании задолженности по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, по компенсации в связи с сокращением за **.**.** месяц, по компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2018 года.