Дело № 2-135/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2020 г. с.Крутиха
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Торопицыной И.А.,
при секретаре Барминой Е.А.,
с участием заместителя прокурора Крутихинского района Алтайского края Бондаренко Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Крутихинского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплоресурс» о возложении обязанности разработать проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых предприятием для питьевой воды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором указал, что в ходе осуществления прокуратурой Крутихинского района проверки соблюдения законодательства об охране и использовании недр выявлено следующее.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
МУП «Теплоресурс» осуществляет деятельность по питьевому водоснабжению на территории Крутихинского района. В пользовании предприятия на праве хозяйственного ведения имеются сооружения водозаборов, водонапорные башни, водопроводные сети, переданные предприятию постановлением администрации Крутихинского района от 31.07.2019 № 210.
Статья 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Установлено, что МУП «Теплоресурс», в нарушение приведенных положений действующего законодательства, не разработан проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых им для обеспечения населения Крутихинского района питьевым водоснабжением.
В связи с допущенным нарушением, 21.02.2020 прокурором руководителю муниципального предприятия внесено представление, по результатам рассмотрения которого, доводы прокурора признаны обоснованными, фактически нарушение не устранено - проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых предприятием для питьевого водоснабжения не разработан; по постановлению прокурора 12.03.2020 руководитель МУП «Теплоресурс» привлечен к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ.
Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснения дал, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что до настоящего времени нарушения действующего законодательства ответчиком не устранены.
Ответчик МУП «Теплоресурс» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, с момента получения судебного извещения о времени и месте рассмотрения дела (ДД.ММ.ГГГГ), ответчик отзыв на иск не представил, своего представителя в суд не направил.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).
По смыслу положений п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 4 ст. 18 того же Федерального закона).
В соответствии с п. 1.3, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Порядок рассмотрения, утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Алтайского края утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 31 мая 2010 года № 233.
Органом, уполномоченным на территории Алтайского края на принятие решения об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, для хозяйственно-бытового водоснабжения, решения об утверждении или отказе в утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП «Теплоресурс» осуществляет деятельность по питьевому водоснабжению на территории Крутихинского района. В пользовании предприятия на праве хозяйственного ведения имеются сооружения водозаборов, водонапорные башни, водопроводные сети, переданные предприятию постановлением администрации Крутихинского района от 31.07.2019 № 210.
Изложенное подтверждается представленными в материалы дела копиями постановлений администрации Крутихинского района Алтайского края от 31.07.2019 №№ 210, 211, О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Теплоресурс», с Приложениями перечня недвижимого имущества, передаваемого в хозяйственное ведение предприятия (л.д. 9, 10-12, 13, 14).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Крутихинского района, по соблюдению законодательства об охране и использовании недр, установлено, что МУП «Теплоресурс», в нарушение приведенных положений действующего законодательства, не разработан проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых им для обеспечения населения Крутихинского района питьевым водоснабжением.
В связи с допущенным предприятием нарушением, 21.02.2020 прокурором руководителю МУП «Теплоресурс» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д. 4-5).
Постановлением № 48 по делу об административном правонарушении от 12 марта 2020 г., вынесенным главным государственным санитарным врачом по г.Камень-на-Оби, Каменскому, Крутихинскому, Тюменцевскому, Панкрушихинскому и Шелаболихинскому районам, начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Камень-на-Оби, Каменском, Крутихинском, Тюменцевском, Панкрушихинском и Шелаболихинском районах, должностное лицо – и.о. директора МУП «Теплоресурс», признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. (л.д. 7, 8).
Из сообщения МУП «Теплоресурс», направленного по результатам рассмотрения представления прокурора Крутихинского района об устранении нарушений действующего законодательства, на имя последнего 20.03.2020, следует, что нарушение не устранено, проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых предприятием для питьевого водоснабжения не разработан по причине отсутствия финансовой возможности (л.д. 6).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств того, что на момент рассмотрения дела в суде проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых предприятием для питьевого водоснабжения разработан, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.
С ответчика МУП «Теплоресурс», на основании ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Крутихинского района Алтайского края удовлетворить.
Возложить на МУП «Теплоресурс» обязанность разработать проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых предприятием для питьевого водоснабжения.
Взыскать с МУП «Теплоресурс» государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования Крутихинский район Алтайского края в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Крутихинский районный суд Алтайского края.
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2020 г.
Судья И.А. Торопицына