Решение по делу № 33-416/2021 от 11.12.2020

Судья Лазаренко В.Ф. Дело № 33-416/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 21 января 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей Гулян Р.Ф., Нагиной О.Ю.,

при секретаре Шилиной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело № 2-1757/2020 по иску Калита Татьяны Николаевны к администрации Волгограда о признании квартиры домом блокированной застройки и признании права собственности на жилой дом блокированной застройки,

по апелляционной жалобе Калита Татьяны Николаевны

на решение Советского районного суда г. Волгограда от 4 августа 2020 г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Калита Татьяны Николаевны к администрации Волгограда о признании квартиры домом блокированной застройки и признании права собственности на жилой дом блокированной застройки, отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., выслушав Калита Т.Н., представителя истца Кузнецову А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Калита Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Волгограда о признании <адрес>, жилым домом блокированной застройки, признании за ней права собственности на жилой дом блокированной застройки общей площадью <.......>.м, жилой – <.......>.м.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу в собственность граждан жилых помещений в муниципальном фонде от ДД.ММ.ГГГГг.

Решением Советского районного суда г. Волгограда по делу № <...> от 3 июня 2014г. были удовлетворены исковые требования Калита Т.Н.,на администрацию г. Волгограда возложена обязанность в течение 4 месяцев после вступления решения в законную силу произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для обеспечения нормального эксплуатационногосостояния данного помещения и выполнить объем работ: произвести усиление фундамента пристройки, произвести утепление перекрытий и ограждающих стен жилой пристройки, ликвидировать трещины в наружных стенах квартиры с внутренней и внешней стороны, произвести утепление наружных стен холодной пристройки из атмосферостойких материалов, выполнить отмостку по периметру холодной пристройки, обеспечив отвод атмосферных осадков от фундамента строения, произвести замену пола и внутреннюю обшивку стен холодной пристройки.

Решение вступило в законную силу 31 июля 2014г., определением Советского районного суда г. Волгограда от 27 января 2015г. было удовлетворено заявление администрации г. Волгограда об отсрочке исполнения решения суда до 30 июня 2015г.

В ходе работ по утеплению холодной пристройки произведен её демонтаж (так как она ремонту не подлежала) и на её месте возведена новая.

Согласно техническому паспорту жилого помещения (квартиры) № <...> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг.: квартира состояла до изменения: коридор – <.......>.м, кухня – <.......>.м, нежилая – <.......>.м, жилая – <.......>.м, жилая – <.......>.м, итого общая площадь составляла – <.......>.м, жилая – <.......>.м, подсобная – <.......>.м, холодная пристройка – <.......>.м. После реконструкции: санузел - <.......>.м, коридор – <.......>.м, нежилая – <.......>.м, жилая – <.......>.м, жилая – <.......>.м, кухня – <.......>.м, коридор – <.......>.м, итого общая площадь – <.......>.м, жилая – <.......>.м, подсобная – <.......>.м. Холодная пристройка демонтирована и возведена новая жилая из керамзитобетонных блоков с установкой газового котла, душевой кабины, умывальника, унитаза с подключением к существующим сетям. Разрешения на изменения не предъявлено. Согласно техническому заключению о состоянии строительных конструкций жилого дома блокированной застройки по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. наименование объекта – объект капитального строительства. Малоэтажная застройка, входит в состав малоэтажного жилого комплекса с основным видом разрешенного использования под индивидуальные жилые дома. Существующая застройка производилась по строительным нормам прошлых лет, действовавшими на период строительства.

Земельный участок имеет прямоугольную конфигурацию. Территория участка вокруг жилого дома спланирована, имеется подъезд для автотранспорта.

Калита Т.Н. просила признать <адрес>, жилым домом блокированной застройки, признать за ней права собственности на жилой дом блокированной застройки общей площадью <.......> кв.м, жилой – <.......> кв.м.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Калита Т.Н.просит отменить решение суда первой инстанции и постановить новое решение, удовлетворить требования в полном объеме.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ч. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику. Только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Судом установлено, что Калита Т.Н. на основании договора на передачу в собственность гражданина (граждан) жилых помещений в муниципальном жилищном фонде от ДД.ММ.ГГГГг. является собственником <адрес>.

Истец обратилась в суд с требованиями к администрации г. Волгограда о признании жилого дома домом блокированной застройки.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости в том числе вносится:

назначение здания (нежилое здание, жилой дом, жилое строение или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание (пункт 15 части 2);

назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение (пункт 16 части 2).

Согласно статье 1 Закона о кадастре к объектам недвижимости, подлежащим учету в ГКН, относятся: земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

При этом части здания (в том числе жилого дома) не являются видом объектов недвижимости, подлежащих учету в ГКН. Сведения о части объекта недвижимости вносятся в ГКН только в целях определения пределов действия установленного или устанавливаемого ограничения (обременения) прав и при условии, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости (пункт 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре).

Согласно пункту 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Таким образом, часть здания представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений), являющееся конструктивной частью здания (его частью); отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такого и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации:

жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе такие виды объектов капитального строительства, экспертиза проектной документации которых не проводится, как:

объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;

жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в такомдоме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со строительными нормами и правилами «Дома жилые одноквартирные» (СНиП 31-02-2001), утвержденными постановлением Госстроя России от 22 марта2001 г. № 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они:

не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков;

не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подвалов, шахт коммуникаций;

имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

СНиП 31-02-2001 распространяются на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на участок.

При этом согласно строительным нормам и правилам «Здания жилые многоквартирные» (СНиП 31-01-2003), утвержденным постановлением Госстроя России от 23.06.2003 г. № 109, данные нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом и общими являются только стены между соседними блоками.

В этой связи, если здание можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома (в том числе в силу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования (эксплуатации), постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве здания с назначением «жилой дом» и наименованием «жилой дом блокированной застройки» или «блок жилого дома блокированной застройки».

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Минэкономразвития России в письме от 20 февраля 2014 г. № Д23и-478 по вопросу осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости в результате их реконструкции высказало мнение, согласно которому, если в результате реконструкции здания образованы новые объекты недвижимости, необходимо осуществлять их постановку на государственный кадастровый учет.

В соответствии со статьями 16, 22 Закона о кадастре постановка на государственный кадастровый учет здания, государственный кадастровый учет изменений здания осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, либо заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и технического плана.

Согласно части 8 статьи 41 Закона о кадастре:

сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13.07.2015 г. разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 01.01.2013 г. технического паспорта таких объектов недвижимости;

если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости; в отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости; указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью;

сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.

Из вышеизложенного следует, что для того, чтобы «разделить в натуре» многоквартирный дом на блоки жилого дома блокированной застройки, необходимо осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание с наименованием «жилой дом блокированной застройки».

Вместе с тем в случаях, когда здание - многоквартирный дом - изначально соответствовало характеристикам жилого дома блокированной застройки и в связи с этим его реконструкция не проводилась и не требуется, «образование» из него здания с наименованием «жилой дом блокированной застройки» может быть осуществлено на основании:

1) технического плана здания, подготовленного на основании либо разрешения на строительство и проектной документации (при ее наличии) либо разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости (в случае отсутствия проектной документации) в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК (по общему правилу);

2) технического плана здания, подготовленного на основании изготовленного до 01.01.2013 г. технического паспорта такого объекта недвижимости в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК, но до 01.01.2013 г. и в отношении него был осуществлен государственный технический учет (при этом в данном случае органу кадастрового учета следует направить запрос в организацию технической инвентаризации о предоставлении информации о причинах, в связи с которыми сведения о данном объекте недвижимости не были переданы организацией технической инвентаризации в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 г. № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» в орган кадастрового учета, а также о представлении актуальных сведений, имеющихся в распоряжении организации технической инвентаризации);

3) технического плана здания, подготовленного на основании декларации об объекте недвижимости и судебного акта о признании права собственности на самовольную постройку в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК с нарушением порядка, установленного ГрК;

4) технического плана здания, подготовленного на основании:

декларации об объекте недвижимости, если разрешительная и (или) проектная документация безвозвратно утеряны или отсутствуют, при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе «Заключение кадастрового инженера», а также подтверждения факта утраты либо отсутствия такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации (копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письмаи т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 41 Закона о кадастре документация), необходимо включать в состав приложения технического плана), либо документов (в том числе архивных копий), оформленных в соответствии с действовавшими до вступления в силу ГрК требованиями и предусматривающих принятие и утверждение акта о приемке в эксплуатацию в случае, если здание создано до введения в действие ГрК.

При этом необходимо также учитывать, что земельные участки, на которых могут создаваться многоквартирный дом и индивидуальный жилой дом, имеют различные правовые режимы. Соответственно, вид разрешенного использования (и категория) земельного участка (земельных участков), на котором будет создан жилой дом блокированной застройки, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане земельного участка, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации такого жилого дома.

Указанная позиция изложена в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.08.2016 г. № 14-07394/16. Из изложенного следует, что в случае, если здание соответствует характеристикам дома блокированной застройки, то собственникам необходимо подготовить соответствующую техническую документацию и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке дома блокированной застройки на кадастровый учет. Однако, этого истцом сделано не было.

Кроме того, исходя из изложенного, для того, чтобы жилой дом отнести к жилому дому блокированной застройки, необходимо, чтобы каждый блок дома располагался на отдельном земельном участке, стоящем на кадастровом учете, имеющем назначение «для размещения жилых домов блокированной застройки»; иметь отдельный выход на указанный земельный участок; не должен иметь ни общих помещений, ни общих коммуникаций, ни конструктивных элементов (чердаков, подвалов, крыши) с другими блоками, за исключением стены (стен). При этом такой дом должен быть поставлен на кадастровый учет именно как жилой дом блокированной застройки.

При этом из данных ЕГРН и технической документации, представленных в материалы дела, следует, что жилой дом нельзя отнести к домам блокированной застройки, а часть жилого дома блоками жилого дома блокированной застройки, поскольку под данными частями не сформированы и не стоят на кадастровой учете земельные участки, отсутствует техническая документация, подтверждающая, что данная часть дома не имеет общих коммуникаций, инженерных конструкций с остальными частями дома.

Отказывая в удовлетворении искапо настоящему делу, суд исходил из того, что требования Калита Т.Н. фактически направлены на изменение статуса объекта недвижимости, а именно признании квартиры домом блокированной застройки, в то время как изменение любых характеристик объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости происходит на основании измененных сведений государственного кадастра недвижимости. Изменение кадастровых сведений об объекте недвижимости производится на основании заявления собственника с приложением технического плана объекта недвижимости, содержащего новые сведения о данном объекте (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (пункт 1 статьи 3 этого же Федерального закона).

Статья 14 Федерального закона № 218-ФЗ устанавливает перечень документов, необходимых для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет. Вместе с тем истцом в материалы дела не представлено сведений об изготовлении нового технического паспорта домовладения, а также о подготовке технического плана кадастровым инженером и об отказе уполномоченных органов внести соответствующие изменения в ЕГРН.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Кроме того, отказывая в иске суд первой инстанции указал, что исковые требования заявлены к ответчику органу местного самоуправления – администрации Волгограда, которая не является органом государственного кадастрового учета, и от действий органа местного самоуправления тот или иной статус объекта недвижимости зависеть не может. Действиями ответчика права и законные интересы истца в части признания объекта недвижимости жилым домом блокированной застройки нарушены не были. В связи с изложенным администрация Волгограда не является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, как указывалось выше, для того, чтобы «разделить в натуре» многоквартирный дом на блоки жилого дома блокированной застройки, необходимо осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание с наименованием «жилой дом блокированной застройки» и осуществить его постановку на кадастровый учет.

В материалы дела не представлено доказательств, что истцом производились названные действия. Доказательств принятия мер, направленных на обращение с соответствующим заявлением в регистрирующий орган за изменением сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного объекта, суду первой и апелляционной инстанций - не представлено.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 16, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что технические характеристики квартиры не соответствуют положениям вышеуказанных норм права, определяющих признаки блока жилого дома блокированной застройки.

Доводы апелляционной жалобы, что истцом представлены все необходимые документы, в том числе техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

Доводы апелляционной жалобы на неправильное применение судом норм материального права, а также неверное определение фактических обстоятельств дела по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, дублируют доводы истца в суде первой инстанции, которым дана соответствующая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену решения.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Волгограда от
4 августа 2020 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Калита Татьяны Николаевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-416/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Калита Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация города Волгограда
Другие
Александров Алексей Алексеевич
Администрация Советского района Волгограда
Кузнецова Анна Юльевна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Гулян Роза Фаритовна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
14.12.2020Передача дела судье
21.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2021Передано в экспедицию
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее