Решение по делу № 2-761/2016 от 03.10.2016

Дело № 2-761/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Ивановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

02 ноября 2016 года гражданское дело по иску Рыбачук В.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе РК (межрайонное) об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации

установил:

Рыбачук В.В. обратился в суд к ГУ УПФ РФ в Прилузском районе РК с иском о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, обязании назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения. Заявление мотивировано тем, что обратился в ГУ УПФ с заявлением о назначении пенсии. 04.12.2015 года комиссия вынесла решение об отказе в назначении пенсии. Не согласившись с решением ответчика, Рыбачук В.В. обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда от 02.11.2016 года прекращено производство по делу в части признания незаконным решения от 04.12.2015 года об отказе в назначении пенсии, обязании устранить допущенные нарушения путем назначения пенсии

В судебном заседании истец требования дополнил в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил установить юридический факт постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Представитель ответчика возражений относительно заявленных Рыбачук В.В. требований не имеет.

Заслушав правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинное пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции).

07 сентября 2015 года Рыбачук В.В. обратился в ГУ УПФ РФ в Прилузском районе с письменным заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».

При решении вопроса об установлении досрочной пенсии истцу Управлением были рассмотрены следующие документы: трудовая книжка от 03.02.1981 года; сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, архивная справка от 20.10.2015г., справка от 27.10.2015г., справка от 25.09.2015г., дополнительные ответы.

Решением Управления ПФР в Прилузском районе от 04.12.2015 года Рыбачук В.В. было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Страховой стаж работы истца составил календарно – 20 лет 11 месяцев 22 дня, в льготном исчислении – 22 года 05 месяцев 09 дней; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (календарно) – 06 лет 06 месяцев 29 дней.

Рассматривая требования истца, суд руководствуется следующим.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В силу статьи первой данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. 1 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Следовательно, одним из условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Из данной нормы Федерального закона следует, что при определении правового положения иностранных граждан в Российской Федерации изложенные в нем требования являются обязательными, в том числе и в области пенсионного законодательства.

Согласно ст. 2 этого Федерального закона под находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином на законных основаниях понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство.

В силу ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в т.ч. работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору.

В то же время, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 марта 2004 года № 146-0, обратил внимание на возможность установления факта постоянного проживания иностранного гражданина судом. При этом следует отметить, что предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ являлся вопрос о связи возникновения у иностранных граждан и лиц без гражданства права на пенсионное обеспечение с наличием либо отсутствием их регистрационного учета по месту жительства.

Требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных тому оснований.

В ходе судебного заседания Рыбачук В.В. пояснил, что в 1994 году приехал в Российскую Федерацию, с данного времени живет и работает на территории России. На Украину ездит один раз в год в отпускной период.

Из представленной заявителем трудовой книжки, выданной 03.02.1981 года Войсковой частью на имя Рыбачук В.В., 06.07.1960г.р., следует, что заявитель работал:

- с 19.01.1981 года по 08.08.1981 года в Войсковой части в должности водителя автопогрузчика;

- с 12.08.1981 года по 28.12.1993 года в <данные изъяты> автобазе в должности шофера третьего класса;

- с 21.01.1994 года по 16.02.1995 года в отделе охраны охранником на <данные изъяты> заводе;

- с 28.12.1994 года по 31.05.1998 года в АОЗТ <данные изъяты> в качестве водителя;

- с 01.06.1998 года по 27.06.2000 года в ООО <данные изъяты> в должности водителя.

- с 01.07.2000 года по 24.11.2000 года в ООО <данные изъяты> в должности водителя по гражданско-правовому договору;

- с 05.05.2001г. по 10.10.2002г. в ООО <данные изъяты> водителем вахтовым методом;

- с 28.07.2004 года по 29.12.2004 года в ООО «<данные изъяты>» в качестве водителя первого класса вахтовым методом;

- с 25.10.2005 года по 18.08.2008 года в ООО <данные изъяты> в должности водителя автоколонны;

- с 19.08.2008 года по 30.01.2010 гола в ООО <данные изъяты> в должности водителя автоколонны;

- с 20.07.2010 года по 17.06.2011 года в ООО <данные изъяты> в качестве водителя автомобиля транспортного цеха;

- с 26.09.2011 года по 31.12.2014 года в ООО <данные изъяты> в должности автомобиля транспортного цеха.

- с 01.01.2015 года переведен водителем на вахтовый участок.

Выпиской из лицевого счета застрахованного лица установлено, что Рыбачук В.В. был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 18 августа 1998 года. С 2001 года работодателями истца (кроме периода 2010-2012 года) за Рыбачук В.В. уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, последнему выдано страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и полис обязательного медицинского страхования от 18 июня 2014 года Филиалом ООО «РГС-Медицина».

По сведениям МИФНС России № 1 по РК, в федеральных информационных ресурсах в отношении Рыбачук В.В. имеются сведения о доходах формы 2-НДФЛ за 2001-2009 года. В период времени с 2001 по 2014 года в адрес инспекции налоговыми агентами – работодателями в отношении Рыбачук В.В., как налогоплательщика, начислялся и удерживался налог, что подтверждается сведениями МИФНС № 1 по РК, а также справками формы 2-НДФЛ.

Исходя из сведений МВД по РК от 31.10.2016г. Рыбачук В.В. с 29.07.2011 года значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>. С 11.09.2015г. по 11.09.2016г. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: РК, <адрес>. Кроме того указано, что Рыбачук В.В. получал разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности в должности водителя автомобиля: с 04.09.2007г. по 03.09.2008г.; с 24.02.2009г. по 29.01.2010г.; с 18.07.2010г. по 25.06.2011г.; с 26.08.2011г. по 12.07.2012г.: с 11.07.2012г. по 14.06.2013г.

В период с 2010 года по 2014 годы Рыбачук В.В. в установленном порядке уведомлял Территориальный орган ФМС о пребывании на территории РФ; был поставлен на учет.

Архивными справками ГУ «Республиканского архива документов по личному составу» установлено, что в документах архивного фонда имеется сведения о лицевых счетах Рыбачук В.В. за: май 2001 года – октябрь 2002 года; октябрь 2005 года – январь 2010 года. Также указано, что документы по личному составу ООО «Дороги Сысолы» в архив на хранение не поступали.

Согласно информации, предоставленной ООО «Лузалес», с июля 2010 года с Рыбачук В.В. заключаются трудовые договоры. Кроме того, ООО «Лузалес» предоставлены расчетные листы за период с июля 2010 года по август 2016 года о начислении истцу заработной платы

Таким образом, с учетом собранных по делу доказательств, судом достоверно установлено, что Рыбачук В.В., 06.07.1960 года рождения, уроженец гор. Амросиевка Донецкой области, постоянно с 05 мая 2001 года проживал на территории Российской Федерации.

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации 3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу, вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина", а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и исходя из приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности; Конституция Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Судебное же решение об установлении факта постоянного проживания иностранного гражданина на территории России, вступившее в законную силу, влечет соответствующие правовые последствия для такого лица, поскольку федеральный закон связывает право иностранного гражданина на получение пенсии в Российской Федерации именно с фактом его постоянного проживания на территории России.

Отсюда, установление факта постоянного проживания на территории Российской Федерации имеет для заявителя юридическое значение, поскольку позволит в дальнейшем реализовать его право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Рыбачук В.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе РК (межрайонное) об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Рыбачук В.В., 06 июля 1960 года рождения, уроженца гор. Амросиевка Донецкой области Украины, на территории Российской Федерации, начиная с 05 мая 2001 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий

2-761/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Рыбачук В.В.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Прилузском районе РК
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
03.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2016Передача материалов судье
04.10.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2016Предварительное судебное заседание
26.10.2016Предварительное судебное заседание
02.11.2016Предварительное судебное заседание
02.11.2016Судебное заседание
02.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее