Дело № 2-1541/2018
УИД № 24RS0054-01-2018-001593-38
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2018 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.
при секретаре Пацира М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирпиченко Оксаны Борисовны к Муниципальному казенному учреждению Ужурского района «Забота» о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Кирпиченко О.Б. обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Ужурского района «Забота» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования следующим. Она работает в МКУ «Забота» в должности сторожа. 23 декабря 2016 года между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей на основании ст. 133.1 ТК РФ, Закона Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 «О социальном партнерстве» с целью создания условий для повышения уровня жизни населения Красноярского края заключено региональное соглашение о минимальной заработной плате. Данным соглашением на территории Ужурского района установлен размер минимальной заработной платы для работников организаций в 10592 рубля. Нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.05.2018 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 11163 рубля. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 года № 421/26 для Красноярского края установлен районный коэффициент, равный 1,2. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» (в редакции от 31.07.2001 года № 554-П) с 1 сентября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,3 (вместо действующего 1,2) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Таким образом, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнении нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 17860 рублей 80 копеек (с мая 2018 года). Конституционный Суд Российской Федерации выступил против порядка, когда заработная плата людей, работающих в тяжелых климатических условиях, может не доходить до МРОТ и превышать его только после начисления надбавок. Размер недоначисленных ей сумм заработной платы с мая по июль 2018 года составил в сумме 14027 рублей 83 копейки. Истец Кирпиченко О.Б. просит взыскать с МКУ «Забота» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с мая по июль 2018 года в сумме 14027 рублей 83 копейки.
Истец Кирпиченко О.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ «Забота» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном возражении директор МКУ «Забота» Усков О.А. исковые требования Кирпиченко О.Б. не признал, указал, что требования истца удовлетворению не подлежат. Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», а также письмом Министерства финансов Красноярского края от 21.12.2017 года № 14-11/8809 «О минимальной заработной плате в 2018 года» размер заработной платы в Красноярском крае, применяемый для целей расчета региональной выплаты, с 1 января по апрель 2018 года с учетом дифференциации по территориям края составлял для Ужурского района 11016 рублей. Федеральным законом от 07.03.2018 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.05.2018 года установлен в размере 11163 рубля. Финансирование Ужурского района на выплату заработной платы выделяется из расчета установленного МРОТ и составляло с января по апрель 2018 года 11016 рублей и с 1 мая 2018 года составляет 11163 рубля. Учреждение не может выплачивать заработную плату свыше доведенных лимитов, так как данные выплаты приведут к перерасходу фонда оплаты труда. Просил отказать в удовлетворении заявленных Кирпиченко О.Б. требований в полном объеме.
Представитель третьего лица МКУ «Межведомственная бухгалтерия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном возражении директор МКУ «Межведомственная бухгалтерия» Егоров Н.В. с исковыми требованиями Кирпиченко О.Б. не согласился, указал, что заработная плата работникам учреждения начислялась в соответствии с региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 23.12.2016 года, Постановлением администрации Ужурского района от 20.11.2014 №973 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений Ужурского района в сфере образования». Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам учреждения производятся на основании приказов руководителя учреждения в соответствии с Положением об оплате труда. Все нормативно-правовые документы по начислению заработной платы в размере не менее минимального размера оплаты труда находятся в открытом доступе. Истец ежемесячно получала расчетные листы, таким образом, считает, что она была осведомлена о размерах составных частей своей заработной платы. Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 500 руб. Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 800 руб. Руководствуясь действующими правовыми актами, ответчик правомерно включал в величину размера заработной платы все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку).
Оценив доводы иска, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
В соответствии со ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из вышеприведенных норм следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. Соблюдение требований статей 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлен запрет повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Минимальный размер оплаты труда означает тот минимум денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей, с 01 января 2018 года в сумме 9489 рублей, с 01 мая 2018 года в сумме 11 163 рубля.
Таким образом, размер ежемесячной заработной платы истца за период с 01.05.2018 года по 31.07.2018 года (согласно заявленным требованиям) с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 17860 рублей 80 копеек исходя из расчета: 11163 рубля (минимальный размер оплаты труда) + 3348 рублей 90 копеек (районный коэффициент 1,3) + 3348 рублей 90 копеек (надбавка за непрерывный стаж работы 30 %).
Судом установлено, что Кирпиченко О.Б. работает в МКУ «Забота» уборщиком служебных помещений с 01 августа 2017 года, что подтверждается трудовым договором и копией трудовой книжки.
Согласно расчетным листкам с мая по июль 2018 года ежемесячная заработная плата Кирпиченко О.Б. составила ниже установленного минимального размера оплаты труда с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края.
Таким образом, сумма не начисленной и не выплаченной заработной платы Кирпиченко О.Б. с мая по июль 2018 года составила 14027 рублей 83 копейки, а именно: в мае 2018 года - 6697 рубля 80 копеек, в июне 2018 года - 6697 рубля 80 копеек, в июле 2018 года - 632 рубля 23 копейки.
Представитель ответчика и третьего лица расчет не начисленной и не выплаченной заработной платы истца не оспорили, своего расчета не представили.
Доводы представителя ответчика, об отсутствии финансирования для выплаты заработной платы в установленном законом размере не является основанием для ухудшения условий оплаты труда работника.
Доводы представителя третьего лица о том, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда, не может считаться нарушенным, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями составляет не менее МРОТ, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Учитывая, что начисление заработной платы Кирпиченко О.Б.производилось МКУ «Забота» неправомерно в части начисления районного коэффициента и северной надбавки, исходя из должностного оклада, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Красноярского края должны быть начислены на заработную плату, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда, исковые требования Кирпиченко О.Б.являются законными и подлежат удовлетворению, в пользу Кирпиченко О.Б.следует взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату с мая по июль 2018 года в общей сумме 14027 рублей 83 копейки.
В силу ст. 103 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 БК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Ужурский район Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 561рубль 11 копеек (14027,83 х 4 %).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кирпиченко Оксаны Борисовны удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения Ужурского района «Забота» в пользу Кирпиченко Оксаны Борисовны сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы с мая по июль 2018 года в размере 14027 (четырнадцать тысяч двадцать семь) рублей 83 копейки.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения Ужурского района «Забота» в доход муниципального образования Ужурский район Красноярского края государственную пошлину в размере 561рубль 11 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Решение в окончательной форме составлено и подписано 28 октября 2018 года
Председательствующий Ю.Н. Моховикова