Решение в окончательной форме вынесено 17.12.2018г.
Дело № 2-1040/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Углич 06 декабря 2018 г.
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощиновой О.В.,
при секретаре Воловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Ярославской области в Угличском муниципальном районе к Муниципальному образовательному учреждению Плоскинская основная общеобразовательная школа, Управлению образования Администрации Угличского муниципального района, Администрации Угличского муниципального района о возложении обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в Угличском муниципальном районе Ярославской области (далее – ТО Управления Роспотребнадзора по ЯО в УМР) обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению Плоскинская основная общеобразовательная школа (далее - МОУ Плоскинская ООШ), Управлению образования Администрации Угличского муниципального района (далее - Управлению образования Администрации УМР), Администрации Угличского муниципального района (далее - Администрации УМР) о возложении обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В иске указано, что ТО Управления Роспотребнадзора по ЯО в УМР в соответствии с распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по ЯО № № от 12.07.2018 г. в период с 26.07.2018 г. по 22.08.2018 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МОУ Плоскинская ООШ по исполнению предписания № № от 31.03.2017 г. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, срок исполнения которого был установлен до 20.08.2018 г.
Согласно Акту проверки № № от 10.08.2018 г. в установленный срок МОУ Плоскинская ООШ не было в полном объеме исполнено предписание № № от 31.03.2017 г., поскольку МОУ Плоскинская ООШ при восстановлении кирпичной кладки естественных вытяжных каналов вентиляции, проходящих через чердачное помещение здания школы, не была восстановлена работоспособность смой вентиляции, вентиляционные каналы имелась непроходимость, отсутствовали инструментально-расчетные данные по воздухообмену, что является нарушением ст. 11, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 2, ч. 1, ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 6.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Нарушения требований санитарного законодательства в части работоспособности системы вентиляции были выявлены в МОУ Плоскинская ООШ органами Роспотребнадзора более двух лет назад при проведении плановой выездной проверки в период с 12.02.2016 г. по 16.02.2016 г., что подтверждается Актом проверки № № от 02.03.2016 г. (п.4). В ходе проверки установлено, что кирпичная кладка естественных вытяжных каналов, проходящих через чердачное помещение здания школы разрушена, в результате чего нарушен воздухообмен в учебных помещениях. По результатам проверки МОУ Плоскинская ООШ было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № № от 29.02.2016 г., срок исполнения которого был установлен до 01.03.2017 г., директор МОУ Плоскинаская ООШ была привлечена к административной ответственности в виде штрафа.
В период с 03.03.2017 г. по 30.03.2017 г. ТО Управление Роспотребнадзора по ЯО в УМР была проведена внеплановая проверка исполнения предписания № № от 29.02.2016 г. (Акт проверки № № от 31.03.2017 г.), согласно которой в МОУ Плоскинская ООШ выявлены следующие нарушения: отсутствие инструментально-расчетных данных по воздухообмену, обследование технического состояния вентиляции не проводилось, разрушенная кирпичная кладка естественных вытяжных каналов вентиляции, проходящих через чердачное помещение здания школы, не восстановлена. По результатам проверки МОУ Плоскинская ООШ было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № № от 31.03.2017 г., срок исполнения которого был установлен до 20.08.2018 г., МОУ Плоскинская ООШ постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Угличского судебного района от 19.05.2017 г. по делу № № была привлечена к административной ответственности в виде штрафа.
Таким образом, по результатам надзорной деятельности было установлено, что, несмотря на предпринятые надзорным органом меры, МОУ Плоскинская ООШ не были устранены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в части создания условий для обеспечения должного воздухообмена в учебных помещениях.
На основании ст.ст. 12, 210 ГК РФ, ст. 46 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 5 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 г. № 476, ч. 1 ст. 40 Устава Угличского МР истец просил:
1. обязать Управление образования Администрации УМР разработать и направить в Администрацию УМР предложения о финансировании из средств местного бюджета следующих мероприятий:
- по оборудованию в здании МОУ Плоскинская ООШ по адресу д. Заречье Угличского района Ярославской области системы вентиляции, отвечающей гигиеническим требованиям,
- по проведению с привлечением специализированной организации обследования технического состояния вентиляции с инструментальными измерениями объёмов вытяжки воздуха в здании МОУ Плоскинская ООШ;
2. обязать Администрацию УМР обеспечить выделение финансовых средств МОУ Плоскинская ООШ на проведение следующих мероприятий:
- оборудование в здании МОУ Плоскинская ООШ системы вентиляции, отвечающей гигиеническим требованиям;
- проведение с привлечением специализированной организации обследования технического состояния вентиляции с инструментальными измерениями объёмов вытяжки воздуха в здании МОУ Плоскинская ООШ,
3. обязать МОУ Плоскинская ООШ в течение трех месяцев с момента выделения финансирования:
- оборудовать в здании МОУ Плоскинская ООШ систему вентиляции в соответствии с гигиеническими требованиями;
- организовать с привлечением специализированной организации обследование технического состояния вентиляции с инструментальными измерениями объёмов вытяжки воздуха в здании МОУ Плоскинская ООШ.
В судебном заседании представитель истца ТО Управления Роспотребнадзора по ЯО в УМР Мезина О.Г. отказалась от исковых требований в части возложения на Управление образования Администрации УМР обязанностей разработать и направить в Администрацию УМР предложения о финансировании из средств местного бюджета мероприятий по оборудованию в здании МОУ Плоскинская ООШ системы вентиляции, отвечающей гигиеническим требованиям, а также по проведению с привлечением специализированной организации обследования технического состояния вентиляции с инструментальными измерениями объёмов вытяжки воздуха в здании МОУ Плоскинская ООШ. Производство по делу в указанной части прекращено, о чем судом вынесено определение.
Исковые требования в оставшейся части представитель истца поддержала по указанным в иске основаниям с учётом их уточнения: просила обязать Администрацию УМР в 3-х месячный срок со дня вынесения решения суда в окончательной форме обеспечить выделение финансовых средств МОУ Плоскинская ООШ на проведение мероприятий по оборудованию в здании школы системы вентиляции, отвечающей гигиеническим требованиям, а также по проведению с привлечением специализированной организации обследования технического состояния вентиляции с инструментальными измерениями объёмов вытяжки воздуха в здании; обязать МОУ Плоскинская ООШ в течение трех месяцев с момента выделения финансирования оборудовать в здании школы систему вентиляции в соответствии с гигиеническими требованиями, организовать с привлечением специализированной организации обследование технического состояния вентиляции с инструментальными измерениями объёмов вытяжки воздуха в здании МОУ Плоскинская ООШ.
Представитель ответчиков Администрации УМР и Управления образования Администрации УМР Стефанович А.В. признал в полном объеме уточненные исковые требования, предъявленные к Администрации УМР, последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.
Представитель ответчика МОУ Плоскинская ООШ Веселова Г.Г. признала исковые требования, предъявленные ТО Управление Роспотребнадзора по ЯО в УМР к МОУ Плоскинская ООШ, в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнения истцом.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (далее - ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее - ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий пpи выполнении работ и оказании услуг.
Частью 1 статьи 28 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. установлено, что в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ч. 1, ч. 3 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с положениями ст. 1 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 г. утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к зданию общеобразовательной организации, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, санитарному состоянию и содержанию, соблюдению санитарных правил.
В силу п. 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 здания общеобразовательных организаций оборудуются системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушный среды; обследование технического состояния вентиляции проводится специализированными организациями через два года после ввода здания в эксплуатацию, в дальнейшем – не реже одного раза в десять лет; при обследовании технического состояния вентиляции осуществляются инструментальные измерения объёмов вытяжки воздуха.
В ходе надзорных мероприятий ТО Управления Роспотребнадзора по ЯО в УМР было установлено, что МОУ Плоскинская ООШ не были проведены в полном объеме работы по восстановлению системы вентиляции, вентиляционные каналы не проходимы, также отсутствуют инструментально-расчетные данные по воздухообмену. Указанные нарушения в работе вентиляции приводят к загрязнению воздуха в помещениях для детей и персонала образовательного учреждения антропогенными выбросами, увеличивается запыленность и бактериальная загрязненность воздуха.
Проведение мероприятий по устранению в МОУ Плоскинская ООШ выявленных нарушений требует финансовых затрат, в связи с чем основной причиной неисполнения предписаний органа Роспотребнадзора является отсутствие достаточного финансирования МОУ Плоскинская ООШ.
МОУ Плоскинская ООШ является муниципальным общеобразовательным учреждением и осуществляет свою деятельность на основании Устава муниципального общеобразовательного учреждения Плоскинской основной общеобразовательной школы (далее - Устав) и лицензии на осуществление образовательной деятельности № № от 26.09.2016 года, серия №, выданной Департаментом образования Ярославской области.
Согласно положениям Устава МОУ Плоскинская ООШ является муниципальным общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего образования.
Свою деятельность МОУ Плоскинская ООШ осуществляет в помещениях здания, расположенного в <адрес>
В соответствии с п. 1.5 и п. 1.7 Устава учредителем и собственником имущества МОУ Плоскинская ООШ является Администрация УМР в лице Управления образования Администрации УМР (далее – Учредитель).
В силу п. 4.2 Устава источниками формирования имущества МОУ Плоскинская ООШ являются имущество, закрепленное за МОУ Плоскинская ООШ на праве оперативного управления, бюджетные и внебюджетные денежные средства, доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно, а также иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 4.10 Устава расходы на текущий и капитальный ремонт МОУ Плоскинская ООШ несет Учредитель.
Решением Думы УМР ЯО № 12 от 29.11.2012 г. утверждено положение об Управлении образования Администрации УМР (далее – Положение). В соответствии с Положением Управление образования является структурным подразделением Администрации УМР, обеспечивающим реализацию прав граждан на получение дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования на территории Угличского муниципального района. Управление образования является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия Ярославской области в сфере образования, переданные для осуществления органам местного самоуправления.
Согласно п. 2.2 Положения основными задачами Управления образования являются организация предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного и дошкольного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ч. 1 ст. 27 Устава Угличского МР Администрация Угличского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом Угличского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.
Исходя из положений п. 1, п. 4, п. 17 ч. 3 ст. 27 Устава Угличского МР к полномочиям Администрации Угличского муниципального района относится: составление и исполнение бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района в порядке, установленном представительным органом муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Устава Угличского МР в собственности Угличского муниципального района находится имущество, предназначенное для решения Угличским муниципальным районом вопросов местного значения, установленных ч. 1 ст. 9 Устава.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, согласно положениям Устава, а также ст.6, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Администрация УМР выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
С учетом изложенного следует, что финансирование мероприятий по надлежащему содержанию здания, в котором МОУ Плоскинская ООШ оказывает образовательные услуги, в том числе финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства должно быть возложено на Учредителя и собственника имущества - Администрацию Угличского муниципального района.
Несоблюдение требований санитарного законодательства МОУ Плоскинская ООШ, выявленное в ходе надзорных мероприятий, проведенных ТО Управления Роспотребнадзора по ЯО в УМР, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, занимающихся по общеобразовательным программам в МОУ Плоскинская ООШ.
Данные нарушения в силу законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подлежат устранению.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования законными, обоснованными и, учитывая признание иска ответчиками, удовлетворяет данные требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
обязать Администрацию Угличского муниципального района в течение трех месяцев со дня вынесения решения суда в окончательной форме обеспечить выделение финансовых средств МОУ Плоскинская ООШ на проведение следующих мероприятий по устранению нарушений требований санитарного законодательства:
- оборудование в здании МОУ Плоскинская ООШ, расположенном по адресу: <адрес>, системы вентиляции, отвечающей гигиеническим требованиям,
- проведение с привлечением специализированной организации обследования технического состояния вентиляции с инструментальными измерениями объёмов вытяжки воздуха в здании МОУ Плоскинская ООШ, расположенном по адресу: <адрес>
Обязать МОУ Плоскинская ООШ в течение трех месяцев со дня поступления указанных выше денежных средств устранить нарушения требований санитарного законодательства путем проведения следующих мероприятий:
- оборудовать в здании МОУ Плоскинская ООШ, расположенном по адресу: <адрес>, систему вентиляции в соответствии с гигиеническими требованиями,
- организовать с привлечением специализированной организации обследование технического состояния вентиляции с инструментальными измерениями объёмов вытяжки воздуха в здании МОУ Плоскинская ООШ, расположенном по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Долгощинова