гражданское дело № 2-364/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Абаза 18 ноября 2024 года
Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего – судьи Казаклиу О.А. при секретаре судебного заседания Силиной М.П.,
с участием:
представителя процессуального истца – помощника прокурора Таштыпского района РХ Рамзиной Е.Д.,
представителя ответчика Сычевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таштыпского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Абаза – Энерго» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
истец указал, что прокуратурой Таштыпского района проведены надзорные мероприятия по исполнению объектами топливно-энергетического комплекса законодательства о противодействии терроризму, в ходе которых 09.09.2024 установлено, что 31.05.2024 согласован паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) г. Абаза, согласно которому необходимо:
- на Водозаборной станции ТЭЦ установить постовую будку для размещения персонала охраны, либо организовать пост охраны в здании Водозаборной станции ТЭЦ (п. 2.1 раздела 11),
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ необходимо установить на конце досмотровой площадки автоматизированный (с ручным управлением) шлагбаум (п. 2.6 раздела 11),
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ оснастить зону досмотра железнодорожного транспорта техническими средствами визуального контроля (телекамерами) со сценой просмотра железнодорожного транспорта со всех сторон. При этом должен быть предусмотрен вывод информации на отдельный монитор и ее архивирование в отдельный архив. В этом случае строительство досмотровых сооружений не производится (п. 2.8 раздела 11),
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ и Водозаборной станции ТЭЦ необходимо дооборудовать систему охранного телевидения, (п. 4 раздела 11).
Срок выполнения вышеуказанных мероприятий установлен до 01.06.2025.
При этом, мероприятия, указанные в паспорте безопасности от 31.05.2024, фактически перенесены из паспорта безопасности от 09.09.2020, устанавливающего срок их выполнения до 30.03.2022 и 30.03.2023.
Проверкой установлено, что на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ и Водозаборной станции ТЭЦ вышеуказанные мероприятия, предусмотренные паспортами безопасности от 31.05.2024 и 09.09.2020, не выполнены.
30.11.2022 прокуратурой Таштыпского района в целях устранения нарушения, выраженного в отсутствии вооруженной охраны на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ и Водозаборной станции ТЭЦ, в адрес директора ООО «Абаза-Энерго» вносилось представление. 09.01.2023 ООО «Абаза-Энерго» дан ответ на представление, не содержащий сведений о фактическом устранении нарушений.
Данные нарушения влекут за собой негативные последствия в виде увеличения риска причинения физического, материального и морального вреда в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и террористических атак.
Просит обязать ответчика не позднее 01.06.2025:
- обеспечить Водозаборную станцию ТЭЦ вооруженной охраной, имеющей в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства,
- на Водозаборной станции ТЭЦ установить постовую будку для размещения персонала охраны, либо организовать пост охраны в здании Водозаборной станции ТЭЦ,
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ установить на конце досмотровой площадки автоматизированный (с ручным управлением) шлагбаум,
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ оснастить зону досмотра железнодорожного транспорта техническими средствами визуального контроля (телекамерами) со сценой просмотра железнодорожного транспорта со всех сторон. При этом должен быть предусмотрен вывод информации на отдельный монитор и ее архивирование в отдельный архив, в этом случае строительство досмотровых сооружений не производится,
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ и Водозаборной станции ТЭЦ дооборудовать систему охранного телевидения.
18.11.2024 истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика не позднее 01.06.2025:
- на Водозаборной станции ТЭЦ установить постовую будку для размещения персонала охраны, либо организовать пост охраны в здании Водозаборной станции ТЭЦ,
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ оснастить зону досмотра железнодорожного транспорта техническими средствами визуального контроля (телекамерами) со сценой просмотра железнодорожного транспорта со всех сторон. При этом должен быть предусмотрен вывод информации на отдельный монитор и ее архивирование в отдельный архив, в этом случае строительство досмотровых сооружений не производится,
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ и Водозаборной станции ТЭЦ дооборудовать систему охранного телевидения.
В остальной части иска истец отказался от исковых требований.
На основании определения Абазинского районного суда Республики Хакасия от 18 ноября 2024 года производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Таштыпского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Абаза-Энерго» о возложении обязанности совершить определенные действия прекращено в части исковых требований об обязании Общества с ограниченной ответственностью «Абаза-Энерго» не позднее 01.06.2025 обеспечить Водозаборную станцию ТЭЦ вооруженной охраной, имеющей в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства; на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ установить на конце досмотровой площадки автоматизированный (с ручным управлением) шлагбаум, в связи с принятием отказа истца от исковых требований.
В судебном заседании представитель процессуального истца Рамзина Е.Д. поддержала заявленные требований по основаниям, указанным в иске, с учетом их уточнения.
Представитель ответчика ООО «Абаза-Энерго» Сычева О.И. в судебном заседании пояснила, что Теплоэлектроцентраль ТЭЦ и Водозаборная станция ТЭЦ находятся в некотором удалении друг от друга, но связаны между собой трубопроводами. В настоящее время в паспорте безопасности имеются пункты по оснащению, заявленные в исковых требованиях, и у ответчика имеются обязательства по их выполнению, однако в связи с изменением законодательства при определении срока выполнения заявленных истцом требований, просит исходить из сроков, которые будут указаны в актуализированном паспорте. Данные пункты технического оснащения не будут затронуты актуализацией паспорта безопасности, однако в части сроков возможны изменения, поскольку паспорт безопасности подписывается соответствующей комиссией. Просит не указывать конкретный срок исполнения решения суда, а указать, что исполнить решения суда необходимо в сроки, установленные действующим законодательством.
Изучив дело, выслушав мнение сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
ООО «Абаза-Энерго» зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями (выписка из ЕГРЮЛ от 30.06.2024 № ЮЭ9965-24-833379123).
В ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) и Водозаборная станция (ТЭЦ) являются объектом топливно-энергетического комплекса.
Из представления от 30.11.2022 № 7-3-2022 следует, что прокуратурой Таштыпского района в ходе проведения проверки установлено, что 09.09.2020 согласован паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) г. Абаза, действующий до 09.09.2024. В указанном паспорте (пп. 10, 16 п. 7 раздела 10) указано на необходимость обеспечения Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и водозаборной станции (ТЭЦ) вооруженной охраной, имеющей в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства в срок до 30.03.2022.
В ответе ООО «Абаза-Энерго» № 702-б/н/6 от 09.01.2023 на данное представление указано, что согласно паспорту безопасности объекта топливно-энергетического комплекса Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) ООО «Абаза-Энерго» относится в объекту, которому присвоена низкая категория опасности. ООО «Абаза-Энерго» разместило извещение о проведении открытого запроса предложений на услуги физической охраны объекта ТЭЦ на 2023 год.
В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) г. Абаза от 31.05.2024 указано, что данному объекту присвоена низкая категория опасности (п. 1 раздела XI).
Водозаборная станция находится вне основной территории по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Береговая, д. 23, литера В (п. 2 раздел I).
Состав и тип инженерно-технических средств охраны, которыми объект полежит оборудованию:
- постовые будки – устанавливаются на контрольно-пропускных пунктах или в запретной зоне и предназначаются для размещения в них средств служебной связи, тревожно – вызывной сигнализации, кабин (лотков) с пропусками водителей транспортных средств и сопровождающих транспорт (груз) сотрудников, рамок с образцами пропусков, подписей и слепков печатей, постовой одежды. Срок выполнения до 01.06.2025 (пп. 2.1 п. 11 раздела VI),
- КПП для железнодорожного транспорта – оснастить зону досмотра железнодорожного транспорта Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) техническими средствами визуального контроля (телекамерами) со сценой просмотра железнодорожного транспорта со всех сторон. При этом должен быть предусмотрен вывод информации на отдельный монитор и ее архивирование в отдельный архив. В этом случае строительство досмотровых сооружений не производится. Срок выполнения до 01.06.2025 (пп. 2.8 п. 11 раздела VI),
- система охранного телевидения – на Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) г. Абаза и Водозаборной станции ТЭЦ дооборудовать систему охранного телевидения. Средствами системы охранной телевизионной оборудуются следующие локальные зоны объекта: периметр территории объекта или его наиболее уязвимые части; все контрольно-пропускные пункты и запасные проходы (проезды) на объект; досмотровые помещения (комнаты), зоны досмотра, другие помещения или сооружения по усмотрению субъекта топливно-энергетического комплекса. Срок выполнения до 01.06.2025 (пп. 4 п. 11 раздела VI).
Представителем ответчика не оспаривается владение объектом топливно-энергетического комплекса, как не оспаривается обязанность по его оснащению инженерно-техническими средствами охраны, указанными в исковом заявлении.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»:
- объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) – это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
- субъекты топливно-энергетического комплекса – это физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами (далее - субъекты топливно-энергетического комплекса, являющиеся головными организациями);
- требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса – это правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно п. 7 ст. 4 вышеуказанного закона, одним из основных принципов обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования объектов учитываются: 1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным и (или) потенциально опасным объектом; 2) масштабы возможных социально-экономических последствий в результате совершения на объекте топливно-энергетического комплекса акта незаконного вмешательства; 3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса; 4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса проводится комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса (далее - комиссия по категорированию) в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. По результатам данного категорирования объекту топливно-энергетического комплекса присваивается высокая, средняя или низкая категория опасности либо категория опасности не присваивается (ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти (ч.ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса подлежит актуализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
В настоящих Правилах под актуализацией паспорта понимается внесение изменений в паспорт в определенных настоящими Правилами случаях (п. 2 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 460).
Актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта (пп. «е» п. 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса).
Решение о замене паспорта объекта принимается субъектом топливно-энергетического комплекса по результатам актуализации паспорта (п. 8 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса).
В целях исполнения федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми установлено, что обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, категорирование объектов, разработка и реализация мер по созданию систем физической защиты. Системы физической защиты объекта включают в себя, в том числе и инженерно-технические средства охраны, инженерные заграждения с целью затруднения движения нарушителя и создания условия для его нейтрализации.
В п.п. 98, 101 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса предусмотрено оснащение объекта топливно-энергетического комплекса постовыми будками, которые устанавливаются на контрольно-пропускных пунктах или в запретной зоне и предназначаются для размещения в них средств служебной связи, тревожно-вызывной сигнализации, кабин (лотков) с пропусками водителей транспортных средств и сопровождающих транспорт (груз) сотрудников, рамок с образцами пропусков, подписей и слепков печатей, постовой одежды.
Пунктом 159 вышеуказанных Правил определено, что допускается оснащение зон досмотра техническими средствами визуального контроля (телекамерами) со сценой просмотра транспортного средства со всех сторон. При этом должен быть предусмотрен вывод информации на отдельный монитор и ее архивирование в отдельный архив. В этом случае строительство досмотровых сооружений не производится.
Пунктами 227-240 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса определены требования к системе телевизионной охраны и ее назначение.
К низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера (п. 4 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459).
Разрешая настоящий спор, суд находит иск подлежащим удовлетворению, приведенные стороной ответчика доводы судом оценены и основанием к отказу в иске не являются.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
Доводы заявителя относительно сроков выполнения антитеррористических мероприятий, которые будут установлены в актуализированном паспорте безопасности, суд не принимает, поскольку сроки выполнения указанных мероприятий определены в паспорте безопасности от 31.05.2024, антитеррористические мероприятия должны быть исполнены до 01.06.2025, и нарушение указанных сроков может повлечь наступление негативных последствий для безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК.
Доводы истца о невыполнении ответчиком мероприятий, указанных в паспорте безопасности от 09.09.2020 и являющихся предметом исковых требований, и об их переносе в паспорт безопасности от 31.05.2024, нашли свое подтверждение имеющимися доказательствами, а именно, паспортами безопасности от 09.09.2020, от 31.05.2024, в связи с чем суд находит исковые требования обоснованными, поскольку, учитывая общественную значимость соблюдения антитеррористической безопасности вышеуказанного объекта ТЭК, невыполнение мероприятий, указанных в паспорте безопасности и перенос этих мероприятий в новый паспорт безопасности и вновь их невыполнение не отвечает интересам обеспечения безопасности муниципального характера. Суд полагает, что без принятия такой меры прокурорского реагирования как обращение в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, ответчик до срока, указанного в паспорте безопасности от 31.05.2024, а именно 01.06.2025, вновь может не выполнить мероприятия по оснащению объекта ТЭК инженерно-техническими средствами охраны, и вновь может перенести их в будущий паспорт, что может повлечь негативные последствия в виде увеличения риска причинения физического, материального и морального вреда в результате возникновения чрезвычайных ситуаций, тогда как удовлетворение требований истца побудит ответчика в установленный в паспорте безопасности срок выполнить указанные в нем мероприятия.
Суд полагает, что сроки оснащения объекта ТЭК инженерно-техническими средствами охраны, заявленные истцом, являются целесообразными и разумным, и выполнение заявленных истцом мероприятий по оснащению объекта ТЭК инженерно-техническими средствами охраны в данные сроки будет отвечать интересам обеспечения безопасности муниципального характера.
На основании изложенного, суд считает целесообразным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в срок до 1 июня 2025 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Таштыпского района Республики Хакасия удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Абаза-Энерго» (ОГРН 1041904001127) не позднее 1 июня 2025 года:
- на Водозаборной станции ТЭЦ по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Береговая, д. 23, литера В, установить постовую будку для размещения персонала охраны, либо организовать пост охраны в здании Водозаборной станции ТЭЦ,
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. ТЭЦ, д. 2а, оснастить зону досмотра железнодорожного транспорта техническими средствами визуального контроля (телекамерами) со сценой просмотра железнодорожного транспорта со всех сторон. При этом должен быть предусмотрен вывод информации на отдельный монитор и ее архивирование в отдельный архив, в этом случае строительство досмотровых сооружений не производится,
- на Теплоэлектроцентрали ТЭЦ по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. ТЭЦ, д. 2а, и Водозаборной станции ТЭЦ по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Береговая, д. 23, литера В, дооборудовать систему охранного телевидения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Абазинский районный суд.
Председательствующий подпись О.А. Казаклиу
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2024 года.