Решение по делу № 33-8418/2023 от 06.07.2023

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(УИД 34RS0001-01-2022-005619-89)

от 16 августа 2023 года по делу № 33-8418/2023

судья Савокина О.С. г.Волгоград

16 августа 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Марчукова А.В.,

судей Колгановой В.М. и Шиповской Т.А.,

при секретаре Антюфеевой Т.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-981/2023 по иску Чаплиевой Натальи Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решений об отказе в установлении пенсии незаконными, обязании включить в стаж периоды работы

по апелляционной жалобе ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 16 мая 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

Чаплиева Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения об отказе в включении в страховой стаж периоды работы, обязании включить в страж периоды работы.

В обоснование требований истец указала, что 13 ноября 2019 года решением ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г.Волгограда № 726316/19 ей было отказано о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы в должности палатной медсестры ММУ «Детский кардиоревматологический санаторий №1» (с 27 января 2003 года переименован ММУ «Детский санаторий №1») : 1 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года, 28 января 2002 года по 30 декабря 2003 года, всего 2 года 1 месяц 4 дня.

Всего в специальный стаж согласно решению включено 29 лет 3 месяца 27 дней. В решении об отказе от 2 сентября 2022 года расчет специального стажа сделан по состоянию на 20 августа 2022 года и составил 29 лет 3 месяца 27 дней.

Полагала, что она приобрела право на льготную пенсию 20 марта 2021 года.

На основании изложенного, просила признать решение № 726319/19 от 13 ноября 2019 года и № 412075/22, 433279/22, 433185 от 2 сентября 2022 года ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области об отказе в назначении пенсии незаконными в части не включения в льготный стаж периодов работы Чаплиевой Н.В. в должности палатной медсестры ММУ «Детский кардиоревматологический санаторий №1» (с 27 января 2003 года переименован в ММУ «Детский санаторий №1») с 1 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 28 января 2002 года по 30 декабря 2003 года и отменить в части отказа и зачесть периоды работы Чаплиевой Н.В., возложить обязанность включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 марта 2021 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения с учетом доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.

Судом первой инстанции было установлено и следует из материалов дела, что истец Чаплиева Н.В. обратилась в пенсионный орган 9 октября 2019 года с заявлением об установлении пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 февраля 2013 года № 400-ФЗ.

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г.Волгограда № 726316/19 от 13 ноября 2019 года Чаплиевой Н.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года по причине отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на пенсию и срока назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года. В специальный стаж было включено 26 лет 2 месяца 7 дней.

Периоды работы Чаплиевой Н.В. в должности палатной медсестры ММУ «Детский кардиоревматологический санаторий №1» (с 27 января 2003 года ММУ «Детский санаторий №1») с 1 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 28 января 2002 года по 30 декабря 2003 года исключены из подсчета специального стажа, в соответствии с разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, данное учреждение не поименовано, а также в связи с отсутствием сведений, подтверждающих специальный стаж на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, предоставляемых работодателем.

Решением ОПФР по Волгоградской области № 412075/22, 433179/22, 433185/22 от 2 сентября 2022 года Чаплиевой Н.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия 30 лет страхового стажа, требуемого для определения права на пенсию.

Из решения пенсионного органа следует, что в специальный стаж Чаплиевой Н.В., с учетом постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 года № 2-П в специальный стаж по п.20 ч.1ст. 30 Закона № 400-ФЗ включено 29 лет 3 месяца 27 дней.

Периоды работы Чаплиевой Н.В. в должности палатной медсестры ММУ «Детский кардиоревматологический санаторий №1» (с 27 января 2003 года ММУ «Детский санаторий №1») с 1 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 28 января 2002 года по 30 декабря 2003 года исключены из подсчета специального стажа, в соответствии с разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, данное учреждение не поименовано, а также в связи с отсутствием сведений, подтверждающих специальный стаж на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, предоставляемых работодателем.

Периоды отпуска без сохранения заработной платы с 22 декабря 1990 года по 24 декабря 1990 года, с 21 июня 1991 года по 23 июня 1991 года, 27 дней в 2002 года (с 1 января 2002 года по 27 января 2002 года), с 17 августа 2010 года по 23 августа 2010 года исключены из подсчета специального стажа согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а также в связи с отсутствием сведений, подтверждающих специальный стаж на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Чаплиева Н.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 4 декабря 1997 года.

Периоды осуществления трудовой деятельности в указанных должностях и учреждениях здравоохранения подтверждаются записями в трудовой книжке истца, которая была представлена в пенсионный орган истцом.

Судом также установлено, что детский кардиоревматологический санаторий №1 в разное время и неоднократно в установленном законом порядке менял свое наименования и проходил реорганизацию, но вид деятельности (лечебная) у всех реорганизованных учреждений оставался прежним.

Согласно Устава Муниципального медицинского учреждения «Детский кардиоревматологический санаторий №1» утвержденного 27 июля 1993 года и перерегистрированного 17 февраля 1995 года, учреждение оказывает следующие виды медицинской помощи:

-стационарная: кардиоревматологическая; диагностические исследования: лабораторные (клинические. Биохимические, иммунологические и функциональные (электрокардиография, фонокардиграфия, диоинтервалографи);

-восстановительное лечение: электролечение, светолечение, ингаляции, массаж, ЛФК, кислородные коктели, инъекции витаминами и других лекарственных средств.

Согласно должностной инструкции палатной медсестры ГУЗ «ВОДС №3», медицинская сестра осуществляет уход и наблюдение за больными детьми на основе принципов медицинской этике и деонтологии; наблюдение за состоянием детей, физиологическим отправлениями, сном, осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание детей и др.

Решением аккредитационной комиссии №1 при областном Комитете по здравоохранению от 13 января 1999 года Детскому кардиоревматологическому санаторию № 1 разрешено оказывать медицинскую помощь и предоставлять услуги по следующим видам и профилям:

диагностика: лабораторная (общеклиническая, биохимические, гематологические, иммунологические методы исследования), функциональная (ЭКГ, кардиоритмография, фонокардиография, сфигмография;

санаторно-курортное лечение детей: кардиоревматология лечебная физкультура, отоларингология, стоматология терапевтическая детская. Физиотерапия;

народная (традиционная) медицина: медицинский массаж; санаторно – гигиенические и противоэпидемические мероприятия в учреждении: дезинфекция и стерилизации.

Согласно Устава МУЗ «Детский санаторий №1», утвержденный руководителем департамента муниципального имущества администрации Волгограда 17 января 2003 года и согласованного руководителем департамента здравоохранения администрации Волгограда 25 декабря 2022 года, целью создания учреждения является охрана здоровья населения (пункт 2.1.).

Предметом деятельности учреждения является организация и проведение оздоровительных, профилактических, реабилитационных мероприятий (пункт 2.2.).

Учреждение осуществляет следующие виды медицинской деятельности:

доврачебная помощь: работы и услуги по специальности лаборатория диагностика работы и услуги по специальности лечебная физкультура, работы и услуги по специальности медицинской массаж, работы и услуги по специальности медицинский массаж, работы и услуги по специальности медицинская статистика, работы и услуги по специальности сестринское дело в педиатрии, работы и услуги по специальности физиотерапия, работы и услуги по специальности функциональная диагностика (пункт 2.3.1);

санаторно-курортная помощь детскому населению: работы и услуги по специальности клиническая лабораторная диагностика. Работы и услуги по специальности лечебная физкультура и спортивная медицина, работы и услуги по специальности отоларингология, работы и услуги по специальности педиатрия, работы и услуги по специальности стоматология детская, работы и услуги по специальности функциональная диагностика, работы и услуги по специальности физиотерапия (пункт 2.3.2).

Удовлетворяя заявленные Чаплиевой Н.В. требования в части включения в специальный стаж истца периодов работы в санаториях, суд первой инстанции исходил из того, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в Списке, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Медицинские работники, работающие в многопрофильных санаториях, осуществляющих лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям. Работа в любой должности, поименованной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 года.

Не включение в льготный и страховой стаж спорных периодов по причине отсутствия данных в сведениях персонифицированного учета, не может лишать истца права на пенсионное обеспечение, поскольку надлежащее ведение этих документов является обязанностью работодателя, ненадлежащее выполнение им своих обязанностей не может лишать истца права на включение этих периодов в специальный стаж.

Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда не имеется.

В настоящее время основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, при наличии определенного индивидуального пенсионного коэффициента лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа лица в городах, независимо от их возраста.

В силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости и в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в периоде 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами.

В силу абзаца 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Законодатель в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, согласно которой списки должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Список).

Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных должностях и учреждениях, а не только с определенным видом деятельности.

В пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка приведены наименования санаториев (курортов) с указанием конкретного профиля заболевания (для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, психоневрологические и др.).

Исходя из указанной нормы Списка, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения предоставлено медицинским работникам санаториев, курортов, предназначенных для лечения определенного контингента больных независимо от их возраста, т.е. правом на пенсию на льготных условиях могут пользоваться медицинские работники не всех санаториев, а лишь санаториев (курортов), в том числе детских, со специализацией, указанной непосредственно в Списке.

Вместе с тем, если работа медицинских работников протекала в многопрофильном санатории в должностях и по профилю специализации, указанных в Списке, то, по нашему мнению, указанные лица могут претендовать на включение соответствующего периода деятельности в стаж на соответствующих видах работ в целях реализации права на досрочное установление трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ при соблюдении прочих условий, закрепленных законодательством.

Судом первой инстанции было бесспорно установлено, что работа истца протекала в должности и в учреждении с определенным видом деятельности, а именно, в детском санатории со специализацией – для больных ревматизмом, указанной в п.21 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Однако, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части установления истцу пенсии с 20 марта 2021 года, т.к. с учетом норм 350-ФЗ право на назначении пенсии у Чаплиевой Н.В. возникает не ранее 21 марта 2024 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 16 мая 2023 года отменить в части установления Чаплиевой Наталье Владимировне досрочной страховой пенсии по старости с 20 марта 2021 года и в указанной части постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 16 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(УИД 34RS0001-01-2022-005619-89)

от 16 августа 2023 года по делу № 33-8418/2023

судья Савокина О.С. г.Волгоград

16 августа 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Марчукова А.В.,

судей Колгановой В.М. и Шиповской Т.А.,

при секретаре Антюфеевой Т.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-981/2023 по иску Чаплиевой Натальи Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решений об отказе в установлении пенсии незаконными, обязании включить в стаж периоды работы

по апелляционной жалобе ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 16 мая 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

Чаплиева Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения об отказе в включении в страховой стаж периоды работы, обязании включить в страж периоды работы.

В обоснование требований истец указала, что 13 ноября 2019 года решением ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г.Волгограда № 726316/19 ей было отказано о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы в должности палатной медсестры ММУ «Детский кардиоревматологический санаторий №1» (с 27 января 2003 года переименован ММУ «Детский санаторий №1») : 1 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года, 28 января 2002 года по 30 декабря 2003 года, всего 2 года 1 месяц 4 дня.

Всего в специальный стаж согласно решению включено 29 лет 3 месяца 27 дней. В решении об отказе от 2 сентября 2022 года расчет специального стажа сделан по состоянию на 20 августа 2022 года и составил 29 лет 3 месяца 27 дней.

Полагала, что она приобрела право на льготную пенсию 20 марта 2021 года.

На основании изложенного, просила признать решение № 726319/19 от 13 ноября 2019 года и № 412075/22, 433279/22, 433185 от 2 сентября 2022 года ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области об отказе в назначении пенсии незаконными в части не включения в льготный стаж периодов работы Чаплиевой Н.В. в должности палатной медсестры ММУ «Детский кардиоревматологический санаторий №1» (с 27 января 2003 года переименован в ММУ «Детский санаторий №1») с 1 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 28 января 2002 года по 30 декабря 2003 года и отменить в части отказа и зачесть периоды работы Чаплиевой Н.В., возложить обязанность включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 марта 2021 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения с учетом доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.

Судом первой инстанции было установлено и следует из материалов дела, что истец Чаплиева Н.В. обратилась в пенсионный орган 9 октября 2019 года с заявлением об установлении пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 февраля 2013 года № 400-ФЗ.

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г.Волгограда № 726316/19 от 13 ноября 2019 года Чаплиевой Н.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года по причине отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на пенсию и срока назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года. В специальный стаж было включено 26 лет 2 месяца 7 дней.

Периоды работы Чаплиевой Н.В. в должности палатной медсестры ММУ «Детский кардиоревматологический санаторий №1» (с 27 января 2003 года ММУ «Детский санаторий №1») с 1 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 28 января 2002 года по 30 декабря 2003 года исключены из подсчета специального стажа, в соответствии с разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, данное учреждение не поименовано, а также в связи с отсутствием сведений, подтверждающих специальный стаж на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, предоставляемых работодателем.

Решением ОПФР по Волгоградской области № 412075/22, 433179/22, 433185/22 от 2 сентября 2022 года Чаплиевой Н.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия 30 лет страхового стажа, требуемого для определения права на пенсию.

Из решения пенсионного органа следует, что в специальный стаж Чаплиевой Н.В., с учетом постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 года № 2-П в специальный стаж по п.20 ч.1ст. 30 Закона № 400-ФЗ включено 29 лет 3 месяца 27 дней.

Периоды работы Чаплиевой Н.В. в должности палатной медсестры ММУ «Детский кардиоревматологический санаторий №1» (с 27 января 2003 года ММУ «Детский санаторий №1») с 1 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 28 января 2002 года по 30 декабря 2003 года исключены из подсчета специального стажа, в соответствии с разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, данное учреждение не поименовано, а также в связи с отсутствием сведений, подтверждающих специальный стаж на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, предоставляемых работодателем.

Периоды отпуска без сохранения заработной платы с 22 декабря 1990 года по 24 декабря 1990 года, с 21 июня 1991 года по 23 июня 1991 года, 27 дней в 2002 года (с 1 января 2002 года по 27 января 2002 года), с 17 августа 2010 года по 23 августа 2010 года исключены из подсчета специального стажа согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а также в связи с отсутствием сведений, подтверждающих специальный стаж на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Чаплиева Н.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 4 декабря 1997 года.

Периоды осуществления трудовой деятельности в указанных должностях и учреждениях здравоохранения подтверждаются записями в трудовой книжке истца, которая была представлена в пенсионный орган истцом.

Судом также установлено, что детский кардиоревматологический санаторий №1 в разное время и неоднократно в установленном законом порядке менял свое наименования и проходил реорганизацию, но вид деятельности (лечебная) у всех реорганизованных учреждений оставался прежним.

Согласно Устава Муниципального медицинского учреждения «Детский кардиоревматологический санаторий №1» утвержденного 27 июля 1993 года и перерегистрированного 17 февраля 1995 года, учреждение оказывает следующие виды медицинской помощи:

-стационарная: кардиоревматологическая; диагностические исследования: лабораторные (клинические. Биохимические, иммунологические и функциональные (электрокардиография, фонокардиграфия, диоинтервалографи);

-восстановительное лечение: электролечение, светолечение, ингаляции, массаж, ЛФК, кислородные коктели, инъекции витаминами и других лекарственных средств.

Согласно должностной инструкции палатной медсестры ГУЗ «ВОДС №3», медицинская сестра осуществляет уход и наблюдение за больными детьми на основе принципов медицинской этике и деонтологии; наблюдение за состоянием детей, физиологическим отправлениями, сном, осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание детей и др.

Решением аккредитационной комиссии №1 при областном Комитете по здравоохранению от 13 января 1999 года Детскому кардиоревматологическому санаторию № 1 разрешено оказывать медицинскую помощь и предоставлять услуги по следующим видам и профилям:

диагностика: лабораторная (общеклиническая, биохимические, гематологические, иммунологические методы исследования), функциональная (ЭКГ, кардиоритмография, фонокардиография, сфигмография;

санаторно-курортное лечение детей: кардиоревматология лечебная физкультура, отоларингология, стоматология терапевтическая детская. Физиотерапия;

народная (традиционная) медицина: медицинский массаж; санаторно – гигиенические и противоэпидемические мероприятия в учреждении: дезинфекция и стерилизации.

Согласно Устава МУЗ «Детский санаторий №1», утвержденный руководителем департамента муниципального имущества администрации Волгограда 17 января 2003 года и согласованного руководителем департамента здравоохранения администрации Волгограда 25 декабря 2022 года, целью создания учреждения является охрана здоровья населения (пункт 2.1.).

Предметом деятельности учреждения является организация и проведение оздоровительных, профилактических, реабилитационных мероприятий (пункт 2.2.).

Учреждение осуществляет следующие виды медицинской деятельности:

доврачебная помощь: работы и услуги по специальности лаборатория диагностика работы и услуги по специальности лечебная физкультура, работы и услуги по специальности медицинской массаж, работы и услуги по специальности медицинский массаж, работы и услуги по специальности медицинская статистика, работы и услуги по специальности сестринское дело в педиатрии, работы и услуги по специальности физиотерапия, работы и услуги по специальности функциональная диагностика (пункт 2.3.1);

санаторно-курортная помощь детскому населению: работы и услуги по специальности клиническая лабораторная диагностика. Работы и услуги по специальности лечебная физкультура и спортивная медицина, работы и услуги по специальности отоларингология, работы и услуги по специальности педиатрия, работы и услуги по специальности стоматология детская, работы и услуги по специальности функциональная диагностика, работы и услуги по специальности физиотерапия (пункт 2.3.2).

Удовлетворяя заявленные Чаплиевой Н.В. требования в части включения в специальный стаж истца периодов работы в санаториях, суд первой инстанции исходил из того, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в Списке, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Медицинские работники, работающие в многопрофильных санаториях, осуществляющих лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям. Работа в любой должности, поименованной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 года.

Не включение в льготный и страховой стаж спорных периодов по причине отсутствия данных в сведениях персонифицированного учета, не может лишать истца права на пенсионное обеспечение, поскольку надлежащее ведение этих документов является обязанностью работодателя, ненадлежащее выполнение им своих обязанностей не может лишать истца права на включение этих периодов в специальный стаж.

Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда не имеется.

В настоящее время основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, при наличии определенного индивидуального пенсионного коэффициента лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа лица в городах, независимо от их возраста.

В силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости и в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в периоде 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами.

В силу абзаца 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Законодатель в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, согласно которой списки должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Список).

Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных должностях и учреждениях, а не только с определенным видом деятельности.

В пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка приведены наименования санаториев (курортов) с указанием конкретного профиля заболевания (для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, психоневрологические и др.).

Исходя из указанной нормы Списка, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения предоставлено медицинским работникам санаториев, курортов, предназначенных для лечения определенного контингента больных независимо от их возраста, т.е. правом на пенсию на льготных условиях могут пользоваться медицинские работники не всех санаториев, а лишь санаториев (курортов), в том числе детских, со специализацией, указанной непосредственно в Списке.

Вместе с тем, если работа медицинских работников протекала в многопрофильном санатории в должностях и по профилю специализации, указанных в Списке, то, по нашему мнению, указанные лица могут претендовать на включение соответствующего периода деятельности в стаж на соответствующих видах работ в целях реализации права на досрочное установление трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ при соблюдении прочих условий, закрепленных законодательством.

Судом первой инстанции было бесспорно установлено, что работа истца протекала в должности и в учреждении с определенным видом деятельности, а именно, в детском санатории со специализацией – для больных ревматизмом, указанной в п.21 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Однако, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части установления истцу пенсии с 20 марта 2021 года, т.к. с учетом норм 350-ФЗ право на назначении пенсии у Чаплиевой Н.В. возникает не ранее 21 марта 2024 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 16 мая 2023 года отменить в части установления Чаплиевой Наталье Владимировне досрочной страховой пенсии по старости с 20 марта 2021 года и в указанной части постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 16 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33-8418/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Чаплиева Наталья Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области
Другие
Юдина Виктория Владимировна
Никитин Алексей Александрович
ГКУ Волгоградской области Государственный архив Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Колганова Вера Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
07.07.2023Передача дела судье
26.07.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2023Передано в экспедицию
16.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее