Дело № 2-255/2021 21RS0001-01-2021-000035-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2021 года <адрес>
Алатырский районный суд Ч. Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Антоновой Н. А., Лазаревой Л. И., Лазаревой М. Д. к администрации <адрес> Ч. Республики о расселении аварийного жилья, предоставлении жилого помещения взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
Антонова Н.А., Лазарева Л.И., Лазарева М.Д. обратились в Алатырский районный суд Ч. Республики с иском к администрации <адрес> Ч. Республики о расселении аварийного жилья, предоставлении жилого помещения взамен аварийного, мотивируя свои требования тем, что они, Антонова Н.А., Лазарева Л.И., Лазарева М.Д., являются собственниками (по 1/3 доле в праве общей долевой собственности) двухкомнатной <адрес> Ч. Республики, общей площадью 37,50 кв.м., жилой площадью 27,08 кв.м. Указанная квартира принадлежит им на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией <адрес> Ч. Республики. Согласно заключению ООО «Независимая оценка» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении дома, где расположена принадлежащая им квартира, по результатам визуального осмотра объекта исследования и всестороннего анализа всей имеющейся информации были обнаружены признаки физического и внешнего износа. Состояние объекта в целом не удовлетворительное, для постоянного проживания не пригодное. Имеются ухудшения, связанные с физическим износом, внешним в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик. Основные несущие конструкции здания (фундамент, стены, перекрытия) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих, этим отдельным конструктивным элементам требуется полная замена, с полным демонтажем/монтажем жилого помещения. Остальные несущие конструкции здания отнесены к категории ветхое, неудовлетворительное (требуется замена отдельных элементов конструкции). Рассчитанный физический износ жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 75%. Согласно постановлению администрации <адрес> Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № их дом признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с признанием дома аварийным они и все жильцы дома неоднократно обращались к ответчику с заявлением о расселении дома и предоставлении им жилых помещений, но получали отказ либо предложение о предоставлении временных жилых помещений из свободного муниципального фонда, которые фактически ничем не отличаются от их аварийной квартиры, только ещё официально не признавались таковыми. ДД.ММ.ГГГГ жильцы <адрес> в очередной раз обратились в администрацию <адрес> Ч. Республики по данному вопросу. Согласно ответу администрации <адрес> Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении жилого помещения и расселении жилого дома было отказано, так как в настоящее время на территории Ч. Республики действует республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на 2019-2025 годы», их дом был признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ.
Просят обязать администрацию <адрес> Ч. Республики произвести расселение аварийного, подлежащего сносу <адрес> Ч. Республики; обязать администрацию <адрес> Ч. Республики предоставить им, Антоновой Н.А., Лазаревой Л.И., Лазаревой М.Д., жилое помещение взамен аварийной квартиры, общей площадью 37,50 кв.м., под № в <адрес> по ул. горсовета в <адрес> Ч. Республики.
Истец Антонова Н.А., ее представитель адвокат Гарная О.А., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, суду пояснили, что жилой многоквартирный <адрес> Ч. Республики является непригодным для проживания.
Истцы Лазарева Л.И., Лазарева М.Д. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Представитель ответчика администрации <адрес> Ч. Республики Трифонова И.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Ч. Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ч. ч. 1, 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В силу ч. 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Материалами дела установлено, что Антоновой Н. А., Лазаревой Л. И., Лазаревой М. Д. принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли в праве) двухкомнатная квартира, общей площадью 37,50 кв.м., расположенная по адресу: Ч. Республика, <адрес> (свидетельства о государственной регистрации права <адрес>, <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Полномочия по признанию многоквартирных домов муниципального жилищного фонда аварийными и подлежащими сносу или реконструкции наделены исключительно межведомственные комиссии, созданные при администрации муниципального образования. По итогам обследования многоквартирных домов принимается решение, предусмотренное п. 47 Положения «Об отверждении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
В соответствии с п. 45 указанного Положения обязательным требованием в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является наличие заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Согласно указанному Положению решение о признании многоквартирного дома аварийным принимается органом местного самоуправления путем издания распоряжения (постановления) с указанием дальнейшего использования помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации <адрес> Ч. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), приняла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> Ч. Республики аварийным и подлежащим сносу (ухудшение в связи с физическим износом (75%) в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, ст. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
На основании указанного заключения вынесено постановление администрации <адрес> Ч. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым многоквартирный <адрес> в <адрес> Ч. Республики признан аварийным и подлежащим сносу. Управление градостроительства и городского хозяйства администрации <адрес> обязано уведомить собственников помещений в вышеуказанном доме о признании многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу; предъявить собственникам помещений в вышеуказанном доме требования о его сносе или реконструкции в 3-х летний срок с момента принятия настоящего постановления.
Аналогично по данным АИС «Реформа ЖКХ», внесенным администрацией <адрес> Ч. Республики, вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).
В ст. 2 данного закона приведено понятие аварийного жилищного фонда, под которым понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
На основании части 1 статьи 16 названного Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 – 2025 годы.
В связи с тем, что данный дом признан аварийным после 01 января 2017 года, он не включен в мероприятия Республиканской адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 – 2025 годы.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Поскольку многоквартирный жилой <адрес> Ч. Республики, в котором находится <адрес>, принадлежащая истцам на праве собственности, признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, однако решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось, данный дом не включен в программу по расселению ветхо-аварийных домов, то у администрации <адрес> Ч. Республики отсутствует обязанность по предоставлению истцам жилого помещения.
Таким образом, исковые требования Антоновой Н.А., Лазаревой Л.И., Лазаревой М.Д. к администрации <адрес> Ч. Республики о расселении аварийного жилья, предоставлении жилого помещения взамен аварийного, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Антоновой Н. А., Лазаревой Л. И., Лазаревой М. Д. к администрации <адрес> Ч. Республики о расселении аварийного жилья – жилого многоквартирного <адрес> Ч. Республики, предоставлении жилого помещения взамен аварийной квартиры, общей площадью 37,50 кв.м., под № в <адрес> в <адрес> Ч. Республики – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Ч. Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Ч. Республики.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.