Копия Дело № 2-46/2-47/2-48/2-82/2-83/2-84/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2016 года село Октябрьское
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Приходько В.А.,
при секретаре Востряковой Е.Н.,
с участием прокурора Гаврилова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района к администрациям Крутоярского сельского поселения, Уйско-Чебаркульского сельского поселения, Чудиновского сельского поселения, Борового сельского поселения, Свободненского сельского поселения, Подовинного сельского поселения, администрации Октябрьского муниципального района о возложении обязанности по передаче полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов,УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о наложении обязательства по передаче в Октябрьский муниципальный район полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых поселениями, в обоснование указав, что требование о проведении данной экспертизы является обязательным и прямо предусмотрено Федеральными законами «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также «О противодействии коррупции». Поскольку данная экспертиза длительное время не проводится на территории указанных сельских поселений, прокурор, руководствуясь положениями ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» просит возложить данные обязанности на Октябрьский муниципальный район в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор Гаврилов В.В. требования прокурора в указанной части поддержал.
Представители административных ответчиков Уйско-Чебаркульского сельского поселения Бочкарь С.А., Чудиновского сельского поселения Деревянко П.П., Борового сельского поселения Исламетдинов М.Г., Свободненского сельского поселения Василенко Н.М. в судебном заседании с исковыми требованиями согласились.
Представитель администрации Октябрьского муниципального района Сычев С.А. в судебном заседании просил принять решение на усмотрение суда.
Представитель администрации Подовинного сельского поселения, Крутоярского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд, с учетом мнения явившихся сторон, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившегося лица.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п. 38 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения. Эти же полномочия в рамках муниципального района определены п.33 ч.1 ст.15 Закона № 131-ФЗ, а также в п.39 ст.6 Устава поселения (л.д.28).
Согласно п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ (далее - Закон № 172-ФЗ) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.3 Закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В соответствии со ст.2 Закона № 172-ФЗ основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной, экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с п.3 ст.13 Закона Челябинской области № 353-ЗО от 29 января 2009 года «О противодействии коррупции в Челябинской области» органы местного самоуправления устанавливают порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проводят указанную экспертизу.
Согласно ч.4 ст.15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Судом установлено, что на территориях Крутоярского сельского поселения, Уйско-Чебаркульского сельского поселения, Чудиновского сельского поселения, Борового сельского поселения, Свободненского сельского поселения, Подовинного сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области на протяжении длительного времени не действует орган, должный проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых поселениями. Указанные обстоятельства представителем сельского поселения не оспаривались, следуют из объяснений глав поселений и справок (том 1 л.д.6,7, том 2 л.д.6, том 3 л.д.18-19, том 4 л.д.16-20, том 5 л.д.6, том 6 л.д.7)).
Вместе с тем, как следует из анализа вышеприведенных норм, принятие правовых актов, касающихся деятельности по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения, а также осуществление полномочий по противодействию коррупции в виде антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов отнесено к компетенции органов местного самоуправления и является для них обязательным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие сельских поселений в части неисполнения указанных полномочий нарушает права неопределенного круга лиц на противодействие коррупции, при этом реальных условий для проведения антикоррупционной экспертизы в указанных поселения действительно не имеется, в связи, с чем требования прокурора в части наложения на административных ответчиков обязанности по устранению нарушения закона путем передачи полномочий в указанной части на Октябрьский муниципальный район Челябинской области, в котором имеется больше возможностей для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд также полагает, что указанный прокурором трехмесячный срок передачи полномочий со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным и разумным.
Руководствуясь ст.ст.175-178, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Крутоярского сельского поселения, Уйско-Чебаркульского сельского поселения, Чудиновского сельского поселения, Борового сельского поселения, Свободненского сельского поселения, Подовинного сельского поселения, передать, а администрацию Октябрьского муниципального района Челябинской области принять полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых указанными сельскими поселениями, в течение 3-х месяцев.
Решение может быть в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья В.А. Приходько