Дело №2а-3473/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2019 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.
при секретаре Пасиченко О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю к Осиповой НМ о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Осиповой Н.М. о взыскании недоимки по налогу на имущество, соответствующей пени.
В обоснование административных исковых требований указала, что согласно учетным данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю административному ответчику в 2017 году принадлежало следующее имущество: квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №.
В соответствии со ст.ст. 3, 23, 45, 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком данного налога, обязан уплатить его до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Недоимка по налогу на имущество за 2017 год составила 23435 руб.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере 93 руб. 98 коп.
Осиповой Н.М. направлялось требование об уплате недоимки по налогам за 2017 год, в котором был указан срок оплаты недоимки и пени - до 5 февраля 2019 года, которое не исполнено.
Данные обстоятельства дают основание административному истцу для обращения в суд за взысканием недоимки по налогам за счет имущества административного ответчика.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю просит взыскать с Осиповой Н.М. недоимку по налогу на имущество в размере 23435 руб. и пени в размере 93 руб. 98 коп.
Административный истец - представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие, что суд находит возможным.
Административный ответчик Осипова Н.М. в судебном заседании с требованиями административного иска согласилась.
Выслушав пояснения административного ответчика Осиповой Н.М., изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество является местным налогом, что предусмотрено ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации и разделом X Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что согласно учетным данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> административному ответчику в 2017 году принадлежало следующее имущество: квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 8 августа 2019 года, представленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю.
При таких обстоятельствах, административный ответчик является плательщиком налога на имущество.
В силу п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из приведенной нормы следует, что Осипова Н.М., являясь плательщиком налога на имущество, должна была его уплатить за 2017 год в срок до 1 декабря 2018 года.
Статьей 405 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Решением Думы города Бийска от 20 ноября 2014 года № 462 «Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Бийск» в п. 2 установлены ставки налога на имущество физических лиц для объектов налогообложения, указанных в статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах муниципального образования город Бийск. При стоимости имущества свыше 1000 тыс. руб. размер налоговой ставки составляет 1,2 %.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, находившихся в собственности Осиповой Н.М. в 2017 году, сумма налога на имущество составила 23435 руб., из них:
1993 руб. ((332121 руб. :2) х 1,2%) за квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №;
8023 руб. (668559 руб. х 1,2%) за квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №;
11360 руб. (946671 руб. х 1,2%) за квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №;
2059 руб. (171614 руб. х 1,2%) за квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Имущественный налог, согласно п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что налог на имущество, подлежащий уплате Осиповой Н.М., рассчитывается налоговым органом.
Пунктом 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По делу установлено, что 10 сентября 2018 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю направила Осиповой Н.М. налоговое уведомление № 75434687 от 21 августа 2018 года, в котором указаны суммы транспортного, налога на имущество, подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, административный ответчик Осипова Н.М. обязанность по уплате налогов в установленный срок не исполнила. Обратное административным ответчиком не доказано.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Абзацами 1 и 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога, как следует из п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку Осипова Н.М. налог на имущество в установленные сроки не уплатила, у нее образовалась недоимка по данному налогу, что послужило основанием для передачи 20 декабря 2018 года через личный кабинет налогоплательщика Осиповой Н.М. требования № 116233, которое содержало данные, предусмотренные п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, со сроком уплаты до 5 февраля 2019 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю требования Налогового кодекса Российской Федерации об исчислении налога на имущество, о направлении уведомления об уплате налогов и соответствующего требования исполнены. В свою очередь, административный ответчик Осипова Н.М. недоимку по налогу на имущество не уплатила.
С учетом изложенных обстоятельств, с Осиповой Н.М. надлежит взыскать недоимку за 2017 год по налогу на имущество в размере 23435 руб.
Разрешая административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю о взыскании пени по налогу на имущество на недоимку за 2017 год за период со 4 декабря 2018 года по 19 декабря 2018 года, суд принимает во внимание следующие фактические обстоятельства по делу.
В силу п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
В соответствии с п.п. 1, 2, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пунктами 3, 4, 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Как установлено по делу, административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 75434687 от 21 августа 2018 года о необходимости уплаты налога на имущество за 2017 год в сумме 23435 руб. в срок до 3 декабря 2018 года. Однако, налог не был своевременно уплачен. О наличии недоимки по налогу налоговым органом было указано в требовании № 116233 по состоянию на 20 декабря 2018 года со сроком уплаты до 5 февраля 2019 года.
Приведенные обстоятельства дают основание для взыскания пени по налогу на имущество в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом проверен представленный административным истцом расчет пени по налогам.
Так, сумма пени на недоимку по налогу на имущество за 2017 год составила 93 руб. 98 коп. ((23435 руб. х 0,000249 х 13 дней (с 4 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года)) + (23435 руб. х 0,000258 х 3 дня (с 17 декабря 2018 года по 19 декабря 2018 года))).
Административный ответчик Осипова Н.М. свою обязанность по уплате пени за спорный период времени также не исполнила, что дает суду правовые основания для взыскания образовавшейся суммы пени по указанному виду налога.
На основании п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы 3 и 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов административного дела усматривается, что в порядке приказного производства Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье 7 марта 2019 года (требование об уплате недоимки № 116233 подлежало исполнению до 5 февраля 2019 года), то есть в установленные законом сроки.
Административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени в связи с отменой 5 апреля 2019 года судебного приказа Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю было подано в Бийский городской суд Алтайского края 29 июля 2019 года, также в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогам и пени.
Учитывая изложенные обстоятельства, совокупность собранных по делу доказательств, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с чем, с Осиповой Н.М. взыскиваются недоимка по налогу на имущество в размере 23435 руб. и пени в размере 93 руб. 98 коп., всего 23528 руб. 98 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу подпункта 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Осиповой Н.М. надлежит взыскать госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 905 руб. 87 коп.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с Осиповой НМ в доход местного бюджета недоимку по налогу на имущества за 2017 год в размере налогов 23435 руб., пени за период со 2 декабря 2018 года по 12 декабря 2018 года в размере 93 руб. 98 коп.,
всего 23528 руб. 98 коп.
Взыскать с Осиповой НМ госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 905 руб. 87 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н. Курносова