№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Анучино 26 июля 2017 года
Анучинский районный суд Приморского края Российской Федерации в составе председательствующего судьи Л.П. Юрченко, при секретаре судебного заседания Г.А. Барабаш, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Грищишена Петра Леонидовича к администрации Анучинского муниципального района Приморского края и Главе Анучинского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения главы администрации Анучинского муниципального района Приморского края об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Грищишен П.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Анучинского муниципального района Приморского края и Главе Анучинского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения главы Анучинского муниципального района Приморского края об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения закона, указав, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Анучинского муниципального района в лице Главы Анучинского муниципального района Приморского края за № вынесено решение об отказе в предоставлении ему в безвозмездное пользование земельного участка по следующим координатам: <данные изъяты>, на основании п. 22 ст. 7 ФЗ от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование Грищишен П.Л. подал посредством федеральной информационной системы «На Дальний Восток» ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из схемы размещения земельного участка (прилагалась к заявлению), земельный участок располагается в <адрес>, имеет площадь <данные изъяты>. Данный участок предполагалось использовать для строительства гаражей.
Испрашиваемый административным истцом участок земли относится к «Жилой зоне»: территориальная зона ЖЗ, основной вид разрешенного использования которой, согласно Правилам землепользования и застройки Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края, утвержденных Решением Думы Анучинского муниципального района №-НПА от ДД.ММ.ГГГГ, и внесенных в них изменений Решением Думы района №-НПА от ДД.ММ.ГГГГ, позволяет возводить объекты гаражного назначения.
Тот факт, что спорный земельный участок относится к «Жилой зоне»: территориальная зона ЖЗ, может быть подтвержден административным ответчиком согласно схеме размещения территориальных зон с. Анучино.
Однако, Главой Анучинского муниципального района Приморского края административному истцу Грищишену П.Л. было отказано в предоставлении земельного участка на том основании, что данный участок земли якобы относится к землям общего пользования. В соответствии с п. 12 ст. 1 ГК РФ от 29.12.2004 года № 190-ФЗ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Испрашиваемый им земельный участок к таким землям не относится.
Грищишен П.Л. полагает, что отказ в предоставлении ему в безвозмездное пользование земельного участка является необоснованным и незаконным. Данным решением Глава Анучинского муниципального района Приморского края лишил его права, предоставленного ему Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на получение в безвозмездное пользование земельного участка.
Грищишен П.Л. просит суд признать незаконным решение Главы Анучинского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении Грищишену П.Л. в безвозмездное пользование земельного участка в следующих координатах: <данные изъяты> на основании п. 22 ст. 7 ФЗ от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; и обязать Главу Анучинского муниципального района Приморского края устранить допущенные нарушения закона.
В судебном заседании административный истец, Грищишен П.Л., поддержал свои требования, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного истца, адвокат С.Л. Царакаева, поддержала требования, просила их удовлетворить и пояснила, что отказ администрации незаконный и необоснованный, отказано на основании п. 22 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Представитель административного ответчика указывает на то, что испрашиваемый участок зарезервирован за детской площадкой, но это иное основание, которое указано в п. 5 ст. 7 указанного Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ. Считает, что администрация не представила доказательств, что это зона общего пользования, по Градостроительному кодексу РФ этот участок не относится к зоне общего пользования, это земли предназначенные для строительства.
Представитель административного ответчика администрации Анучинского муниципального района Приморского края, А.А. Примачёв, административный иск не признал и пояснил, что утверждение административного истца о том, что его заявление поступило параллельно заявлению граждан, не соответствует действительности.
Так, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Анучинского муниципального района Приморского в адрес глав сельских поселений Анучинского муниципального района Приморского края направлено письмо № о предоставлении информации по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды».
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края направлено информационное письмо № об исполнении приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» с приложением заявки жителей домов № и № <адрес> и <адрес> на включение многоквартирного дома в муниципальную подпрограмму «Формирование современной городской среды» для оборудования детской площадки, в котором так же была указана заявка на резервирование земельного участка, с указанием его места положения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Анучинского муниципального района Приморского поступило заявление Грищишена П.Л. о предоставлении земельного участка в соответствии с положениями Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Положениями п. 22 ст. 7 указанного Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае если испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В связи с тем, что испрашиваемый Грищишеном П.Л. земельный участок зарезервирован под размещение детской площадки, Грищишену П.Л. было отказано в его предоставлении.
Административный ответчик глава администрации Анучинского муниципального района Приморского края, С.А. Понуровский, в суд не явился о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Об отложении дела слушанием не просил. В связи с чем суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает, что административное исковое заявление Грищишена П.Л. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 7. ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 22 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в следующих случаях если испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Грищишен П.Л. подал заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, посредством федеральной информационной системы «На Дальний Восток». Исходя из схемы размещения земельного участка, земельный участок располагается по адресу: <адрес>. Земельный участок предполагал использовать для строительства гаражей.
Испрашиваемый административным истцом участок земли относится к «Жилой зоне»: территориальная зона ЖЗ, основной вид разрешенного использования которой согласно Правилам землепользования и застройки Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края, утвержденных Решением Думы Анучинского муниципального района №-НПА от ДД.ММ.ГГГГ, и внесенных в них изменений Решением Думы района №-НПА от ДД.ММ.ГГГГ, позволяет возводить объекты гаражного назначения.
Решением главы Анучинского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № Грищишену П.Л. отказано в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка по следующим координатам: <данные изъяты>, на основании п. 22 ст. 7 ФЗ от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 19, ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно п. 1 Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169 настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - субсидии из федерального бюджета).
Абзацем 5 подпункта д, пункта 10 Правил, установлено обязательство субъекта Российской Федерации обеспечить утверждение не позднее 31 декабря 2017 года органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ на 2018 - 2022 годы, предусматривающих благоустройство всех нуждающихся в благоустройстве общественных территорий, а также дворовых территорий (исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий, определенного подпунктом "г" пункта 11 настоящих Правил), соответствующих требованиям пункта 14 настоящих Правил, и реализацию таких программ в установленные в них сроки.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края поступили заявления граждан ФИО6 и ФИО7 на включение дворовой территории многоквартирного дома в муниципальную программу «Формирование современной городской среды».
В силу ч. 2 ст. 3.3 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края в администрацию Анучинского муниципального района Приморского края направлено информационное письмо № об исполнении приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» с приложением заявки жителей домов № и № <адрес> и <адрес> на включение многоквартирного дома в муниципальную подпрограмму «Формирование современной городской среды» для оборудования детской площадки, в котором так же была указана заявка на резервирование земельного участка, с указанием его места положения.
Административный истец Грищишен П.Л. подал заявление о предоставлении спорного земельного участка в безвозмездное пользование, посредством федеральной информационной системы «На Дальний Восток», ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того, как был решен вопрос о его включении в муниципальную подпрограмму «Формирование современной городской среды» для оборудования детской площадки.
Согласно ч. 1, 2, 5, 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: в частности, жилым, …, иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Из приведённых выше норм следует, что на любой территориальной зоне, могут располагаться и иные территории, в том числе и общего пользования.
Так, Проектом правил землепользования и застройки Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края определена Зона застройки среднеэтажными жилыми домами. Ж3.
Зона предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными домами (4-5 этажей), допускается размещение объектов социального, культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Основные виды разрешенного использования, наряду с другими объектами, открытые спортивные площадки, теннисные корты, катки и другие аналогичные объекты.
Поскольку испрашиваемый Грищишеном П.Л. земельный участок, органом местного самоуправления, в рамках его полномочий, был зарезервирован под размещение детской площадки, Грищишену П.Л. было отказано в его предоставлении правомерно.
На указанном основании суд считает, что Грищишену П.Л. в удовлетворении требований изложенных в административном исковом заявлении к администрации Анучинского муниципального района Приморского края и Главе Анучинского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения главы администрации Анучинского муниципального района Приморского края об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения закона, необходимо отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований изложенных в административном исковом заявлении Грищишена Петра Леонидовича к администрации Анучинского муниципального района Приморского края и Главе Анучинского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения главы администрации Анучинского муниципального района Приморского края об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения закона, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд с подачей жалобы через Анучинский районный суд Приморского края в течение 30 суток со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2017 года.
Судья Л.П. Юрченко