Судья Тагаланова С.К. Дело № 33-997/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 21 июня 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.
судей Сат Л.Б., Канзая А.А.
при секретаре Монгуш Ш.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. гражданское дело по исковому заявлению О. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к пенсии, восстановлении доплаты к пенсии по апелляционным жалобам О., Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 февраля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
О. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к государственной пенсии, восстановлении доплаты к пенсии, указав на то, что она имеет трудовой более 43 лет, стаж государственной гражданской службы в Министерстве культуры Республики Тыва составил 39 лет. Решением Министерства труда и социального развития Республики Тыва от 27 апреля 2001 года № ей была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии за работу на должностях государственной гражданской службы Республики Тыва в размере ** руб. к пенсии по старости в размере ** руб., которая перечислялась на ее расчетный счет, и была прекращена с 22 мая 2012 года после принятия Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва». Считает действия ответчика по прекращению выплаты доплаты к трудовой пенсии незаконными, так как принятый Указ № 145 распространяет своё действие на назначение новых доплат к трудовой пенсии и не распространяется на уже назначенные доплаты, обратной силы не имеет. Просила суд взыскать с Министерства финансов Республики Тыва за счет казны Республики Тыва причиненный материальный ущерб в сумме 199 639 руб. 90 коп. с учетом выплат, произведенных в 2012 и 2013 году, возложить на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанность ежемесячно, начиная с 1 февраля 2016 года, начислять и выплачивать доплату к пенсии в установленном законом порядке.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 февраля 2016 года иск О. удовлетворен частично. Взыскано с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу О. 165 447 руб. 88 коп. в счёт доплаты к трудовой пенсии по старости, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, О. подала апелляционную жалобу и дополнение к ней, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении ее иска в полном объеме. Считает, что принятый Указ № 145 распространяет своё действие на назначение новых доплат к трудовой пенсии и не распространяется на уже назначенные доплаты, обратной силы не имеет. Считает, что суд первой инстанции неправомерно уменьшил размер доплаты к пенсии, исключив доплату к пенсии за 6 месяцев за период с августа 2015 года по январь 2016 года. Необоснованно отказано в возобновлении доплаты к пенсии, начиная с 1 февраля 2016 года.
Представитель ответчика Министерство труда и социальной политики Республики Тыва Х., действующая по доверенности, также подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что субъект Российской Федерации может реализовать свои полномочия по установлению лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных гарантий в виде денежных выплат при условии достаточного уровня наполнения бюджета собственными доходами. При недостаточности собственных средств бюджета введение новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счёт средств федерального бюджета, если регион является дотационным, что не соответствует положениям бюджетного законодательства, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В Республике Тыва отсутствует нормативный акт, регулирующий порядок выплаты доплаты пенсий государственным служащим, в связи с чем решение суда о выплате доплаты к пенсии после отмены правовых норм, предусматривающих данную гарантию, не основано на законе и означает нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, размер трудовой пенсии истца по состоянию на май 2012 года превысил общую сумму пенсии и доплаты к ней.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Указом Президента Республики Тыва от 3 сентября 1997 года № 7 (с учетом изменений, внесенных Указом от 24 января 2001 года № 841) установлены некоторые социальные гарантии лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва.
12 ноября 2007 года принят Указ Председателя Правительства Республики Тыва №205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» (далее - Указ Председателя Правительства РТ от 12 ноября 2007 года № 205), в пункте 2 которого указывалось, что лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии при увольнении с государственной должности вследствие сокращения штата государственных гражданских служащих Республики Тыва в органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва.
Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 года №145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва», вступившим в силу 22 мая 2012 года, признан утратившим силу Указ Председателя Правительства РТ от 12 ноября 2007 года № 205.
Пунктом 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 года № 145 предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при увольнении с государственной гражданской службы Республики Тыва. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года № 108 Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 года № 145 признан утратившим силу.
Судом первой инстанции установлено, что на основании Указа Президента Республики Тыва от 24 января 2001 года №841 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Тыва от 3 сентября 1997 года №78 « О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва», на основании решения государственного органа 27 апреля 2001 года № решением Министерства труда, социального развития Республики Тыва от 27 апреля 2001 года № О. назначена государственная пенсия в сумме ** руб. в месяц, ежемесячная доплата в размере ** руб. исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней в размере **., составляющей ** % месячного денежного содержания.
Из трудовой книжки О. видно, что ее общий трудовой стаж за период с 15 января 1962 года по 1 мая 2001 года составил 43 года, из них 39 лет стаж государственного гражданского служащего.
Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 17 января 2013 года №20 «Об утверждении списка получателей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва», в соответствии с п. 19 и 20 Положения об установлении, и выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики 1ыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 года - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» утвержден список получателей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва. В пункте 13 указанного списка указана истец О.
Истцу О. в соответствии с Указом №145 от 4 мая 2012 года выплачивалась доплата к трудовой пенсии: 26 октября 2012 года – ** руб., 15 ноября 2012 года – ** руб., 29 января 2013 года – ** руб., 14 марта 2013 года - ** руб., 8 апреля 2013 года - ** руб. и 26 апреля 2013 года - ** руб., что подтверждается копией сберегательной книжки истца, а также справкой с лицевого счета О.
Из ответа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва от 27 июня 2013 года следует, что в соответствии с п. 7 Указа №145 от 4 мая 2012 года О. с 22 мая 2012 года произведен перерасчет доплаты к трудовой пенсии по должности начальника отдела Министерства культуры и кино Республики Тыва, по расчету размер доплаты к пенсии составляет за февраль 2013 года - ** руб.
11 марта 2014 года Министерство труда и социальной политики Республики Тыва сообщает истцу, что с 1 февраля 2013 года выплата доплаты прекращена, в связи с тем, что по расчету размер трудовой пенсии превышает общую сумму трудовой пенсии и доплаты к ней на ** руб.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования О., суд первой инстанции исходил из того, что имеется вступившее в законную силу определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2014 года, которым признаны недействующими абзац первый пункта 1 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. №145 в части слов «не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва»; абзац второй пункта 1 в части слов «от десяти до пятнадцати лет» и «свыше пятнадцати лет»; первый пункта 2 в части слов «не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва»; абзац первый пункта 3 в части слов «от десяти до пятнадцати лет» и «свыше пятнадцати лет» и абзац второй пункта 28 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. № 511 с момента принятия настоящего решения.
В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении иска, указав, что с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу О. подлежит взысканию 165 447 руб. 88 коп. до июня 2015 года.
С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Как Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205, так и Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 года №145 разграничивали основания для назначения и порядок расчета доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Как следует из материалов дела, О. занимала должность государственной гражданской службы Республики Тыва.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований нельзя признать законным, так как оно не основано на законе и обстоятельствах, установленных по делу, в связи с чем подлежит отмене, с принятием нового решения в указанной части.
Принимая новое решение, судебная коллегия исходит из следующего.
Статьей 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Установленная органом государственной власти Республики Тыва доплата к государственной пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, в отличие от гарантированного Конституцией Российской Федерации социального обеспечения (государственных пенсий), не носит бессрочный характер.
Условия выплаты и порядок расчёта получаемой истцом доплаты к пенсии изменены органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках его правомочий по самостоятельному регулированию указанных отношений, в том числе по определению оснований для назначения и выплаты доплаты к государственной пенсии и её размера.
Таким образом, у ответчика имелись правовые основания для прекращения начисления и выплаты истцу ранее назначенной ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта Российской Федерации. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта Российской Федерации, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Пенсии за выслугу лет государственным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в связи с чем само по себе изменение органами государственной власти субъектов Российской Федерации правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих, в том числе и истца.
Отказывая в удовлетворении иска в части возложения обязанности на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва ежемесячно начислять и выплачивать истцу доплату к пенсии, начиная с 1 февраля 2016 года в установленном законом порядке, суд первой инстанции исходил из следующего.
Право субъекта Российской Федерации на установление дополнительных гарантий бывшим государственным служащим не является безусловным.
Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Соответственно, реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
При недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счёт собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Из информации Министерства финансов Республики Тыва по параметрам республиканского бюджета на 2016 год, следует, что в соответствии с Законом Республики Тыва №139 от 28 декабря 2015 года «О республиканском бюджете на 2016 год» бюджет республики запланирован с дефицитом ** руб. Расходы в республиканском бюджете на 2016 года предусмотрены всего в сумме ** руб. В структуре расходов социально значимые и первоочередные расходы занимают почти ** % или ** руб. Для обеспечения расходов в соответствии с ФЗ от 14 декабря 2015 года №359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год» бюджету Республики Тыва выделяются межбюджетные трансферты в сумме ** руб. или ** % от всех расходов: дотации на выравнивание бюджетной обреченности субъектов Российской Федерации ** руб., дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов ** руб., субвенции бюджетов ** руб., субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ** руб., субсидии бюджетам субъектов российской федерации и муниципальных образований ** руб..
Из приказа Министерства финансов Российской Федерации № 551 от 2 декабря 2010 г. следует, что на 2011 год Республика Тыва вошла в перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых расчётная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по отношению к объёму собственных доходов превысила **%. С аналогичными показателями Республика Тыва вошла в аналогичный перечень на 2013, 2014 годы. На 2015, 2016 годы показатель превышения дотаций над республиканскими доходами составил более **%.
Анализ бюджетного законодательства Республики Тыва, отражающего основные показатели бюджета республики за период с 2013 по 2016 годы, свидетельствует о том, что в течение длительного времени бюджет республики является дефицитным, при этом Республика Тыва относится к числу дотационных регионов Российской Федерации, в доходной части бюджетов которых доля межбюджетных трансфертов составляет свыше 40-60 процентов, в связи с чем республика ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций, существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств республики, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ.
Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности Республики Тыва, низкие показатели уровня социальной защищённости населения, а также приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что после отмены Указов Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 и Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года №145 продолжение выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
С указанными выводами суда первой инстанции в указанной части, судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, установленных обстоятельств дела.
При этом судебная коллегия отмечает, что изменение органами государственной власти республики ранее установленных условий и порядка назначения и расчета ежемесячных доплат к трудовой пенсии лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, не свидетельствует о снижении уровня их прав в области пенсионного обеспечения.
Указанная мера по своей юридической природе являлась дополнительным обеспечением лиц данной категории, предоставляемым им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких дополнительных выплат, равно как и их отмена, не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.
В связи с указанными обстоятельствами доводы апелляционной жалобы ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва признаются обоснованными, подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы О. о необоснованном снижении размера доплаты к пенсии, и необоснованном отказе в возобновлении выплат с 1 февраля 2016 года признаются несостоятельными, поскольку не основаны на законе, выводы суда первой инстанции в части удовлетворения иска по вышеназванным основаниям признаны судебной коллегией незаконными.
Доводы жалобы О. о том, что принятый Указ № 145 распространяет своё действие на назначение новых доплат к трудовой пенсии и не распространяется на уже назначенные доплаты, обратной силы не имеет, являются ошибочными, направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 февраля 2016 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
В удовлетворении искового заявления О. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 июня 2016 года.
Председательствующий
Судьи