Дело № 2-3507/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Коноховой Ю.Б.,
при секретаре Сацкевич Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гупалюка Э.А. к ИВС УМВД России по Калининградской области, Министерству Финансов РФ, УФК по Калининградской области, МВД России, УМВД России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Гупалюк Э.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что он находился в ИВС УМВД России по Калининградской области в период с < Дата > по < Дата >. Условия содержания в ИВС не соответствовали действующему законодательству, а именно: в камере отсутствовали санузлы, имелся лишь бак с водой. В санузел, имевшийся в ИВС, выводили один раз в сутки, из-за чего в камере стоял зловонный запах. В камере отсутствовала раковина, водопровод, в связи с чем, осуществлять гигиенические процедуры не представлялось возможным. В камере не было необходимой мебели, отсутствовали стол, стулья, полки, не было спальных мест на каждого человека. Отсутствовали необходимые условия приватности. В камере постоянно была антисанитария, камеры не проветривались. На прогулку не выводили из-за отсутствия прогулочного дворика. Освещение было тусклым, что вызывало головные боли. Отсутствовал шкаф для хранения продуктов и вещей, бачок для питьевой воды, полка для туалетных принадлежностей, кнопка вызова дежурного, урна для мусора. Стены были отделаны шершавым покрытием типа «шуба». Ранее с жалобами на режим содержания он не обращался так как не был ознакомлен с законодательством и нормативными актами, регулирующими условия содержания в камерах. Всё вышеперечисленное причинило ему нравственные и физические страдания,
Которые он оценивает в 100000 рублей.
Гупалюк Э.А. в судебное заседание не явился, в настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. В судебное заседание не доставлялся, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил, о проведении сеанса видеоконференцсвязи не ходатайствовал, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчиков ИВС УМВД России по г. Калининграду, Министерства финансов РФ, привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков УМВД России по Калининградской области, УФК по Калининградской области в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика МВД РФ Сосина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила суду письменные возражения, в которых указала, что истец не представил доказательств в подтверждение своих доводов по фактам несоответствия требованиям законодательства условий содержания в ИВС. Доказательств того, что истец испытывал нравственные и психологические страдания, суду не представлено. Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбыванием им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. При таких обстоятельствах, само по себе содержание лица под стражей, не порождают у него право на компенсацию морального вреда. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Статьей 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
Согласно ст.9 Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст. 4, 15, 17, 23, 24 Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Подозреваемые и обвиняемые имеют, наряду с другими правами, право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место с постельными принадлежностями. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Статьей 23 названного выше Федерального закона установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (п.1), им предоставляется индивидуальное спальное место (п.2), норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (п.5).
Согласно п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о компенсации морального вреда, Гупалюк Э.А. ссылался на то, что такой вред был причинен ему незаконными действиями администрации изолятора временного содержания, которые выразились в необеспечении его надлежащими условиями содержания в изоляторе в период с < Дата > по < Дата >.
Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела, Гупалюк Э.А. содержался в ИВС УМВД России по г.Калининграду с 12:05 < Дата > (л.д.34).
При поступлении в ИВС Гупалюк Э.А. жалоб не заявлял, в журнале № медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, он собственноручно написал: «Жалоб на здоровье нет, в экстренной медпомощи не нуждаюсь». Также в указанном журнале указано, что при поступлении у заявителя телесных повреждений нет, жалоб нет (л.д.38).
Из представленного суду акта № плановой выездной проверки Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда от < Дата > следует, что с < Дата > по < Дата > ЦГСЭН МСЧ МВД России по Калининградской области были проведены мероприятия по надзору за исполнением санитарного законодательства РФ в ИВС ОМВД России по Центральному р-ну г.Калининграда, в ходе которых установлено, что изолятор временного содержания ОМВД России по Центральному району г. Калининграда (далее - ИВС) занимает приспособленные помещения на втором этаже здания довоенной постройки по адресу: г. Калининград, ул. Генделя, 4. Водоснабжение (холодное и горячее), канализация и отопление ИВС централизованное от городских сетей. Капитальный ремонт помещений проводился в < Дата > году. ИВС не имеет набора помещений, предусмотренных сводом правил СП 12-95 МВД России «Инструкций по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» (далее - СП 12-95 МВД России). Отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, комната < ИЗЪЯТО >, комната хранения одежды наряда, приёма пищи, класс, прогулочный двор, кладовые для отдельного хранения чистого и грязного постельного белья, помещения для хранения постельных принадлежностей, хранения вещей задержанных и другие подсобные помещения. Комнаты подогрева пищи, мытья и хранения посуды совмещены в одном помещении. Дополнительные площади для выделения и оборудования указанных помещений и кабинетов отсутствуют. Для содержания задержанных имеется 12 камер, оборудованных нарами. Площадь на 1 задержанного составляет более 4 кв.м, что соответствует требованиям ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Фактически наполняемость ИВС составляет в среднем 5-7 человек в день. Камеры оборудованы механической вытяжной вентиляцией, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы. По внутренней отделке помещения ИВС соответствуют требованиям СП 12-95 МВД России и приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее - Приказ МВД РФ от 22.11.2005 года № 950), кроме камер, где стены выполнены «под шубу», что является нарушением ст. 18.2 СП 12-95 МВД России. Оснащение и оборудование камер не соответствует требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005г. № 950: отсутствуют стол, скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой бачки для питьевой воды. Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением. Величина оконный проёмов камер составляет 0,68м на 0,57м, что не соответствует требованиям п.17.И СП 12-95 МВД России (1,2м на 0,9м). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п.п.17.12, 17.13 СП 12-95 МВД России. Искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом. Уровни искусственной освещенности составляют от 7 до 10 лк, что не соответствует требованиям п.3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278- 03«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (норматив не менее 150 лк). (Приведение показателей искусственной освещенности в камерах в соответствие санитарным требованиям не представляется возможным в связи с конструктивными и иными особенностями помещений). Температура воздуха в камерах составляет от +20С до +20,7, относительная влажность воздуха — 37,2-41,7%, что соответствует требованиям п.4.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Уровень искусственной освещенности в помещение группы режима и комнате первичного осмотра составляют 210 - 278 лк, что не соответствует требованиям п. 3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (норматив - не менее 300 лк). Температура воздуха составляет от +19,8 °С до +20,3 °С, относительная влажность - 39,1 - 42,5%, что отвечает требованиям п.6.3 СанПиН 2.2.4.548- 96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с ячейками. Чистое постельное белье хранится в отдельном шкафу. Для хранения постельных принадлежностей (матрацы, одеяла, подушки) выделена одна из камер. Стирка белья проводится еженедельно, в соответствии с государственным контрактом с ООО «Химчистка». Вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят помывку под душем, как и предусмотрено п. 47 приказа МВД РФ от 22 ноября 2005г. № 950, в соответствии с которым задержанные имеют возможность помывки в душе 1 раз в неделю. Санузел для задержанных оборудован напольным унитазом, раковиной для мытья рук с подводом холодной и горячей воды, есть душевая кабина. Сантехническое оборудование в рабочем состояние. Санитарное состояние санузла ИВС удовлетворительное. Для задержанных организованно ежедневное 3-х питанием (завтрак, обед и ужин). Приготовление и осуществляет ООО «Каравай». Пища доставляется в одноразовой посуде, хлеб в прозрачной упаковке. На время приема пищи каждому задержанному выдают одноразовую столовую посуду (ложку, вилку, стакан). Кроме того, в ИВС имеется запас столовой металлической посуды (более 30 комплектов). Питьевой режим организован: по просьбе задержанных выдается кипяченая вода, которую кипятят в чайнике на газовой плите в комнате подогрева пищи. Дезкамерная обработка, дератизационные и дезинсекционные мероприятия проводятся, в соответствии с государственным контрактом с ООО «КлинЭксперт». Для мытья столовой посуды в ИВС оборудована комната с тремя моечными ваннами с подводом горячей, холодной воды и канализации в соответствии с требованиями СП 12-95 МВД России; есть шкафы для чистой посуды, для хранения хлеба, холодильник, газовая плита и микроволновая печь. В этом же помещении, в нарушение требований СП 12-95 МВД России, в шкафах хранится верхняя одежда сотрудников ИВС и осуществляется прием пищи. Моющие и чистящие средства и инструкции по их применению в наличии. Уборка помещений проводится ежедневно, уборочный инвентарь в достаточном количестве, хранение организовано в отдельном шкафу в санузле. Для уборки камер, санузла с душевой выделен отдельный промаркированный инвентарь. Санитарное состояние всех помещений ИВС удовлетворительное. В связи с отсутствием прогулочного двора, ежедневные прогулки подозреваемых и обвиняемых не проводятся, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (л.д.41-47).
Как следует из ответа Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от < Дата >, Гупалюк Э.А. с жалобами на условия содержания в ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда в < Дата > года в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области не обращался. Однако, условия содержания в ИВС не соответствуют требованиям Федерального Закона №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: в камерах вместо индивидуальных спальных мест оборудован сплошной дощатый настил, на котором, содержащиеся в ИВС граждане, располагаются в ряд по нескольку человек; канализация, водопровод, туалет с обеспечением приватности в камере отсутствуют, заключенные выводятся в общий туалет, расположенный в коридоре ИВС; в камерах окна очень маленькие и не пропускают дневного света, искусственное освещение не достаточное, естественная вентиляция отсутствует, имеется только принудительная, которая работает не регулярно; камеры не оборудованы необходимой мебелью из-за того, что основную площадь помещения занимает дощатый настил, который используется как спальные места; отсутствуют прогулочные дворы, из-за чего прогулка для спецконтингента не проводится (л.д.23).
Как следует из ответа ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области», по состоянию на начало 2019 года изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Центральному району г. Калининграда (далее - ИВС) не имеет полного набора помещений и оборудования, предусмотренного сводом правил СП 12-95 МВД России «Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» (далее - СП 12-95 МВД России), приказом МВД" РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее - приказ МВД РФ от 22.11.2005 года № 950). В ИВСотсутствует медицинский изолятор, процедурная, санпропускник с дезинфекционной камерой (имеется только душевая), кладовые для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья, и постельных принадлежностей, прогулочный двор, ряд служебных кабинетов. Для размещения задержанных выделено 12 камер общей площадью 59 кв.м. с лимитом наполнения 13 человек. Площадь на 1 задержанного в камере составляет более 4 кв.м, что соответствует требованиям ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Внутренняя отделка помещения ИВС соответствует требованиям СП 12- 95 МВД России и приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950, кроме камер, где стены выполнены «под шубу», что является нарушением ст. 18.2 СП 12-95 МВД России. Освещение камер для задержанных естественное и искусственное. Величина оконных проёмов камер - 0,68м на 0,57м, что не соответствует требованиям п.17.11 СП 12-95 МВД России (1,2м на 0,9м). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п. 17.12 и п. 17.13 СП 12-95 МВД России. Естественное освещение недостаточное: световой коэффициент составляет нормативном значении 1:8 (п. 17.11 СП 12-95 МВД России). Искусственное освещение камер осуществляется лампами накаливания, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом, и составляет 45 лк, что соответствует п.20.2 СП 12-95 МВД России. Камеры оборудованы активной вытяжной вентиляцией, кроме того, есть вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы. Камеры и другие помещения ИВС оборудованы центральным отоплением. Температура воздуха в камерах составляла +19; +20С, что соответствует требованиям п. 19.10 СП 12-95 МВД России. Показатели относительной влажности воздуха в камерах и служебных помещениях ИВС составляли 20-22% и являлись допустимыми согласно п.4.1 СанПиП 2.1.2.2645- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», табл.2 СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». По оснащению и оборудованию камеры не полностью соответствуют требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005г. № 950, а именно: отсутствует стол и скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды. Задержанные в камерах размещаются на общих нарах и обеспечиваются постельными принадлежностями. Кипяченая вода выдается ежедневно по потребности. Для задержанных оборудован санузел (унитаз, раковины, душевая). К душевой подведена холодная и горячая вода, помещение канализовано. Вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые, как и предусмотрено приказом МВД РФ от 22 ноября 20t)5 № 950, проходят помывку под душем. Санитарное состояние санузла и душевой ИВС удовлетворительное. Дезкамерная обработка, дератизационные и дезинсекционные мероприятия проводятся, в соответствии с государственным контрактом. Горячее питание задержанные получают 3 раза в день по нормам, предусмотренным Постановлением Правительства от 11 апреля 2005 года № 205. Во время приёма пищи задержанные обеспечиваются столовой посудой (миской, ложкой, кружкой). Для мытья столовой посуды в ИВC оборудована комната с тремя моечными ваннами с подводом горячей, холодной воды и канализации в соответствии с требованиями СП 12-95 МВД России, шкафчиками для чистой посуды, для хранения хлеба, холодильником, газовой плитой и микроволновой печью. в связи с отсутствием прогулочного двора, ежедневные прогулки подозреваемых и обвиняемых не проводятся, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Для оказания медицинской помощи в ИBC выделен медицинский кабинет. Задержанные при поступлении опрашиваются дежурным на предмет выявления, нуждающихся в оказании неотложной медицинской помощи. Экстренная медицинская помощь задержанным оказывается бригадой скорой медицинской помощи (л.д.19-21).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы Гупалюка Э.А. о том, что администрацией изолятора временного содержания г.Калининграда в нарушение требований Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в период содержания в нем истца (с < Дата > по < Дата >) не был обеспечен режим, соблюдающий права Гупалюка Э.А., а именно, ему не были созданы условия содержания, в полной мере соответствующие требованиям названного закона.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Из приведенных норм материального права вытекает возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного виновного действия или бездействия причинителя вреда, в результате которых были нарушены принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при наличии причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившими последствиями.
При таком положении, установив факт несоответствия условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОМВД России по Центральному р-ну г.Калининграду требованиям Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в тот период времени, когда там содержался истец – с < Дата > по < Дата >, с учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о том, что заявленные Гупалюком Э.А. требования о компенсации морального вреда являются обоснованными.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер и период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, небольшой срок содержания в следственном изоляторе,а также требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым частично удовлетворить заявленные Гупалюк Э.А исковые требования и взыскать в его пользу за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Таким образом, с учетом принципа разумности и справедливости, суд оценивает сумму компенсации морального вреда, подлежащую взысканию в пользу истца в размере 2500 рублей.
Определяя надлежащего ответчика по данному делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, компенсация морального вреда в размере 1000,00 руб., причиненного истцу, подлежит взысканию в его пользу с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гупалюка Э.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Гупалюка Э.А. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Гупалюку Э.А. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 августа 2019 года.
Судья