УИД 65RS0004-01-2021-000301-58

Дело № 2-215/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Долинск 6 сентября 2021 года

Долинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи     О.П. Савиновой

при секретаре                    А.В. Прошко

с участием представителя истца Елизарова В.И., действующего на основании доверенности от 17 мая 2021 года, представителя ответчика Тарасенковой Т.А., действующей на основании доверенности от 25 марта 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области к муниципальному бюджетному учреждению «Управление городским хозяйством» о возложении обязанности организовать и обеспечить приведение лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства путем рекультивации земель в установленном законом порядке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обратилось в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Управление городским хозяйством» (далее МБУ «УГХ», Учреждение) о возложении обязанности организовать и обеспечить приведение лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства путем рекультивации земель в установленном законом порядке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что 9 января 2020 года в ходе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах должностными лицами Долинского лесничества –филиала ГКУ «Сахалинское лесничество» выявлен факт нарушения лесного законодательства, выразившегося в самовольном использовании лесного участка общей площадью 2,65 гектара и складировании на нем отходов производства и потребления без разрешительных документов на пользование лесным участком, в квартале Долинского участкового лесничества часть Долинского лесничества. Самовольное использование и загрязнение указанного лесного участка отходами производства и потребления произошло по причине нарушения установленных границ при эксплуатации земельного участка с кадастровым номером . Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «УГХ» на основании постановления администрации муниципального образования городской округ «Долинский» от 23 декабря 2019 года . 29 января 2020 года ответчику выдано требование № 1 об устранении нарушений природоохранного законодательства с предложением прекратить самовольное использование лесного участка до 29 января 2020 года, а также произвести очистку территории от отходов до 1 июня 2020 года. 10 февраля 2020 года МБУ «УГХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>. 9 июня 2020 года в ходе проведения мероприятий по контролю установлено, что требование № 1 от 29 января 2020 года ответчиком не исполнено. По ходатайству МБУ «УГХ», 19 июня 2020 года Учреждению выдано новое требование № 6 об устранении нарушений требований природоохранного законодательства со сроком исполнения до 31 декабря 2020 года. По состоянию на 11 января 2021 года лесной участок продолжает использоваться, на его территории находятся бытовые отходы, отходы производства и потребления, участок не приведен в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства путем рекультивации.

Определением суда от 25 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация муниципального образования городской округ «Долинский» (далее администрация МО ГО «Долинский»), а определением суда от 6 июля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено ГКУ «Сахалинские лесничества».

25 мая 2021 года МБУ «УГХ» представило отзыв на иск, в котором учреждение просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку требование № 1 от 29 января 2020 года не исполнено, в связи со сменой руководства в марте 2021 года и не передачей документов. В дальнейшем требование не было исполнено, так как для приведения спорного земельного участка в надлежащий вид требуется не только время, но и дополнительное финансирование. В настоящее время МБУ «УГХ» находится в сложной финансовой ситуации (исполнение решения суда от 06.12.2019; оплата административных штрафов), поэтому решается вопрос по изменению границ земельного участка.

Представители третьих лиц администрации МО ГО «Долинский», ГКУ «Сахалинские лесничества» в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истца Елизаров В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что с ходатайством о переводе земель из категории лесного фонда в иную категорию ответчику необходимо обращаться в Федеральное агентство лесного хозяйства, а решение о переводе земель из категории лесного фонда в иную категорию принимается Правительством Российской Федерации. Поскольку спорный земельный участок располагается на землях лесного фонда, а свалка твердых бытовых отходов располагается на землях промышленности, без перевода земель из одной категории в другую, изменить границы невозможно. Лесоустройство Долинского лесничества проведено в 2015 году, границы поставлены на государственный кадастровый учет за реестровым номером , что подтверждается данными с публичной кадастровой карты, таким образом, утверждения ответчика, что границы земельного участка Долинского лесничества не установлены, не соответствует действительности.

Представитель ответчика Тарасенкова Т.А., не оспаривая факта того, что свалка находится на землях лесного фонда, в случае удовлетворения иска просила установить срок исполнения решения суда более 6 месяцев, поскольку Учреждение является муниципальным, его финансирование осуществляется из средств местного бюджета, а мероприятия по рекультивации земельного участка требуют значительных финансовых и временных затрат.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее Закон «Об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу статьи 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статье 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

Статьей 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу части 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Из подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 (далее - Правила), рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Пунктом 6 Правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Согласно пункту 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.

Постановлением администрации муниципального образования городской округ «Долинский» (далее администрация МО ГО «Долинский») № 1622-па от 23 декабря 2019 года МБУ «УГХ» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером , площадью 87 000 квадратных метров, разрешенное использование: специальная деятельность, по адресу: <адрес>

Право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком зарегистрировано за МБУ «УГХ» 23 марта 2020 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13 июля 2021 года.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 9 января 2020 года сотрудниками Долинского лесничества филиала ГКУ «Сахалинское лесничество» при проведении мероприятий по контролю (патрулированию), в квартале выдела Долинского участкового лесничества часть 1, Долинского лесничества, обнаружены бытовые отходы на площади 2,65 га (в выделе -0,05 га, в выделе – 0,9 га, в выделе -1,7 га). Данные лесные участки граничат с полигоном твердых отходов МБУ «УГХ» г. Долинска с территории которого были надвинуты бытовые отходы на земли лесного фонда, правоустанавливающих документов на использование данных лесных участков, а именно под складирование бытовых отходов не выдавалось. Таким образом, МБУ «УГХ» нарушены требования статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации.

Поскольку у ответчика отсутствуют правоустанавливающие документы на использование лесного участка, 29 января 2020 года участковым лесничим Долинского лесничества Гультяевым С.Н. МБУ «УГХ» выдано требование № 1 об устранении нарушений природоохранного законодательства о прекращении самовольного использования лесного участка и очистки территории лесного фонда от бытовых отходов, отходов производства и потребления сроком исполнения до 1 июня 2020 года. Этой же датой в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вступившим в законную силу постановлением Министерства лесного и охотничьего хозяйства от 10 февраля 2020 года МБУ «УГХ» привлечено к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

28 мая 2020 года в Долинское лесничество поступило ходатайство руководителя МБУ «УГХ» Пак А.П. о продлении срока исполнения требования № 1 от 29 января 2020 года до 31 декабря 2020 года, так как загрязнение земельного участка отходами производства и потребления, совершено до 2015 года, а он (Пак А.П.) приступил к исполнению обязанностей руководителя МБУ «УГХ» 24 марта 2020 года. Выполнение мероприятий по рекультивации земельного участка требуют определенного времени и финансовых затрат, а Учреждение не является коммерческой организацией, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий органов местного самоуправления МО ГО «Долинский» в сферах определенных Уставом Учреждения. Финансирование деятельности МБУ «УГХ» осуществляется в виде субсидий из бюджета МО ГО «Долинский». Иных источников финансирования Учреждение не имеет.

19 июня 2020 года участковым лесничим Долинского лесничества Гультяевым С.Н. выдано требование № 6 об устранении нарушений природоохранного законодательства и срок очистки территории лесного фонда от бытовых отходов, отходов производства и потребления продлен МБУ «УГХ» до 31 декабря 2020 года, так как требование № 1 от 29 января 2020 года, со сроком исполнения до 1 июня 2020 года не исполнено.

Согласно выписке из ЕГРН лесной участок, расположенный в квартале выделах относится к границам Долинского лесничества Сахалинской области.

Постановлением директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области № от 14 мая 2020 года, МБУ «УГХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Долинского городского суда от 21 июля 2020 года указанное постановление изменено, из мотивировочной части постановления исключено указание на нарушение МБУ «УГХ» пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года за № 607 «О правилах санитарной безопасности в лесах» в выделе на площади (0,9 га) и в выделе на площади 1,7 га квартала Долинского участкового лесничества часть , Долинского лесничества. В остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба представителя МБУ «УГХ» без удовлетворения.

Согласно приведенному решению, выделы квартала Долинского участкового лесничества, отведены под свалку мусора и производственных отходов. Данных о том что на указанных выше выделах, располагаются леса либо лесные насаждения, материалы дела не содержат. Поскольку ответственность по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за загрязнение лесов, к которым выделы в квартале Долинского участкового лесничества не относятся, указанные выделы подлежат исключению из состава вмененного МБУ «УГХ» правонарушения.

Указанное решение судьи не обжаловалось и вступило в законную силу.

Вместе с тем из пояснений представителя ответчика Тарасенковой Т.А. следует, что она обжаловала постановление директора департамента государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства экологии Сахалинской области № 04/20 от 14 мая 2020 года по основанию, что выделы квартала Долинского участкового лесничества были засорены бытовыми отходами до 2015 года, то есть до создания МБУ «УГХ». При этом представитель ответчика не оспаривала, а напротив признавала, что выделы квартала относятся к землям лесного фонда, правоустанавливающих документов на использование данных земельных участков у МБУ «УГХ» нет.

В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановление суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Поскольку вина МБУ «УГХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9, частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена вступившими в законную силу постановлениями от 10 февраля 2020 года и 14 мая 2020 года, суд, принимая решение по иску, не вправе входить в обсуждение его вины.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава МБУ «УГХ», Учреждение является некоммерческой организацией и создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления МО ГО «Долинский» в сферах: организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организации благоустройства и озеленения территории городского округа; дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, обслуживание электросетей.

С учетом установления факта загрязнения лесного участка в квартале выделах Долинского участкового лесничества часть Долинского лесничества ответчиком МБУ «УГХ» и как следствие причинение им вреда окружающей среде, суд находит требование истца о возложении обязанности организовать и обеспечить приведение лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства путем рекультивации земель в установленном законом порядке обоснованным и подлежащим удовлетворению.

По мнению суда, непринятие ответчиком мер по рекультивации занятого отходами лесного участка, может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно или временно находящихся на указанной территории.

Довод представителя ответчика Тарасенковой Т.А. о том, что в квартале выделах Долинского участкового лесничества часть Долинского лесничества отходы потребления складировались до 2015 года, то есть до создания МБУ «УГХ», несостоятелен, так как с 2019 года земельный участок, на котором располагается полигон бытовых отходов, находится в пользовании Учреждения, следовательно, обязанность по освобождению земель лесного фонда от загрязнения возлагается на ответчика.

Шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для проведения работ по рекультивации земель суд также находит разумным и достаточным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.

Ссылка представителя ответчика Тарасенковой Т.А., что 6 месяцев недостаточно для проведения работ, не может быть принята судом во внимание, поскольку носит предположительный характер, при наличии объективных причин невозможности исполнения решения суда, Учреждение не лишено возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения.

Довод стороны ответчика, что в настоящее время ведутся работы по перераспределению границ земельного участка, суд признает несостоятельным, поскольку указанные работы начались вестись после обращения истца с настоящим иском в суд, на день рассмотрения дела границы земельного участка не перераспределены.

Протоколом осмотра земельного участка от 11 августа 2021 года и актом проверки от 12 августа 2021 года Управления Росреестра по Сахалинской области установлено, что на смежных земельных участках, отнесенных к землям лесного фонда, с южной и северной сторон земельного участка с кадастровым номером , то есть на территории прилегающей к полигону ТБО, происходит несанкционированное складирование отходов. При проведении промеров графическим способом ПКК установлено, что за пределами сформированных границ земельного участка с кадастровым номером с южной стороны ориентировочной площадью самовольного занятия ориентировочно составляет 1717 квадратных метров, с северной стороны — 7492 квадратных метра. В ЕГРН отсутствует информация о регистрации прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, расположенные за пределами сформированных границ земельного участка с кадастровым номером , в пользу МБУ «УГХ».

Таким образом, по состоянию на 11 августа 2021 года ответчик продолжает использовать земли лесного фонда без правоустанавливающих документов, что является недопустимым.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина с зачислением в доход муниципального образования городской округ «Долинский».

На основании пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд, исходя из имущественного положения ответчика, считает нецелесообразным взыскание с МБУ «УГХ» государственной пошлины в доход местного бюджета, поскольку учреждение является бюджетным, его финансирование осуществляется из средств местного бюджета, дополнительных источников дохода не имеет, поэтому полагает необходимым освободить ответчика от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ , ░░░░ , ░░░ ) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.

2-215/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
Ответчики
МБУ "Управление городским хозяйством"
Другие
алминистрация МО ГО Долинский
ГКУ "Сахалинское лесничество"
Суд
Долинский городской суд Сахалинской области
Судья
Савинова Ольга Павловна
Дело на сайте суда
dolinskiy.sah.sudrf.ru
30.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее