Решение по делу № 22-1231/2023 от 30.06.2023

       Судья: Жуковская Е.П.    Дело № 22 – 1231 – 2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Калининград     18 августа 2023 года

Судебная коллегия по уголовным делам Калининградского областного суда

в составе:

    председательствующего Кирмасовой Н.И.,

    судей Арутюняна В.С., Коренькова В.А.,

        с участием прокурора Суховиева В.С.,

        лиц, в отношении которых

        прекращено уголовное дело, Гарбузюк Т., Поповой Т.В.,

        защитников – адвокатов Созвариева А.А., Аскерова Э.Ю., Созвариева А.А.,

        при секретарях Тарановой И.И., Егоровой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя Шредер Ю.Ю. на постановление Ленинградского районного суда г. Калининграда от 4 мая 2023 года, которым на основании ч.2 ст.28 УПК РФ, ч.2 ст.75 УК РФ, примечания к ст.291 УК РФ прекращено уголовное дело и уголовное преследование в отношении

Поповой     Татьяны Федоровны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ года в г. <адрес>, <данные изъяты>, несудимой,

Гарбузюк     Тамилы, родившейся ДД.ММ.ГГГГ года в г<адрес>, <данные изъяты>, несудимой,

с освобождением их от уголовной ответственности по ч.5 ст.291 УК РФ в связи с деятельным раскаянием,

УСТАНОВИЛ:

В апелляционном представлении государственный обвинитель Шредер Ю.Ю. просит отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование приводит следующие доводы. Суд верно установил причастность Поповой Т.В. и Гарбузюк Т. к совершению преступления, предусмотренного ч.5 ст.291 УК РФ.

Учитывая разъяснения в п.29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 №24, предусмотренные примечанием к ст.291 УК РФ основания освобождения Поповой Т.В. и Гарбузюк Т. от уголовной ответственности отсутствовали.

Не оспаривая признание судом активного способствования раскрытию и расследованию преступления, указывает, что второго обязательного условия не имеется.

Сообщение о даче взятки нельзя признать добровольным, поскольку обвиняемые осознавали, что факт дачи ими взятки через посредников ФИО23. и ФИО24. известен сотрудникам правоохранительных органов, присутствовали при задержании ФИО23 и ФИО24. сотрудниками УФСБ. Осведомленность правоохранительных органов о совершении преступления Поповой Т.В. и Гарбузюк Т. до их обращения в установленном законом порядке в СУ СК подтверждается показаниями свидетелей ФИО27. и ФИО28. В материалах ОРМ содержатся сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО23. и ФИО24. сообщали ФИО28., что передают взятку в интересах Поповой Т.В. и Гарбузюк Т.

Согласно видеозаписи от ДД.ММ.ГГГГ в рамках ОРД фиксировалась встреча ФИО23. и ФИО24 с Поповой Т.В. и Гарбузюк Т.

ФИО23. и ФИО24. осуждены за покушение на посредничество во взяточничестве, в связи с чем результаты ОРМ в отношении них имеют отношение и к взяткодателям Поповой Т.В. и Гарбузюк Т.

То, что обвиняемые не были задержаны одновременно с ФИО23. и ФИО24 и в отношении них не было возбуждено уголовное дело ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что правоохранительным органам не была известна их роль в совершении преступления при посредничестве ФИО23. и ФИО24.

Телефонный звонок следователю ФИО40., в котором обвиняемые сообщили о совершенном ими преступлении, не свидетельствует об обращении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, как того требует примечание к ст.291 УК РФ. Попова Т.В. и Гарбузюк Т. после звонка не прекратили преступную деятельность, передали посредникам еще 2000 долларов США как вознаграждение за посреднические услуги в даче взятки, то есть не перестали быть общественно опасными.

В порядке, установленном уголовно-процессуальным законом и Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом СК России от 11.10.2012 N 72, обвиняемые с явкой с повинной до задержания посредников во взятке не обращались.

Кроме того, суд в постановлении ошибочно указал фамилии государственного обвинителя и посредника.

В возражениях на апелляционное представление Гарбузюк Т., Попова Т.Ф. и ее адвокат Созвариев А.А. считают прекращение уголовного дела правомерным, а доводы государственного обвинителя несостоятельными. Просят постановление оставить без изменения, апелляционное представление оставить без удовлетворения.

        Заслушав выступление прокурора Суховиева В.С., поддержавшего доводы апелляционного представления, мнение Гарбузюк Т., Поповой Т.Ф., защитников – адвокатов Созвариева А.А., Аскерова Э.Ю., Созвариева А.А. об оставлении постановления без изменения, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое постановление законным и обоснованным.

Органом предварительного следствия Попова Т.Ф. и Гарбузюк Т. обвинялись в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 291 УК РФ, в даче взятки в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, через посредников ФИО24. и ФИО23 неустановленным должностным лицам из числа сотрудников правоохранительных органов, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ года Гарбузюк Т. в присутствии Поповой Т.Ф. передала ФИО23. и ФИО24. 1 000 000 рублей и 5 500 долларов США, а всего согласно курсу валют Центрального банка России 1 406 189,30 рублей, часть из которых в размере 500 000 рублей и 2 500 долларов США предназначалась для последующей передачи в качестве взятки неустановленным должностным лицам из числа сотрудников правоохранительных органов за общее покровительство предпринимательской деятельности Поповой Т.Ф., Гарбузюк Т. и ООО «<данные изъяты>» и попустительство по службе со стороны правоохранительных органов Калининградской области, а часть в размере 500 000 рублей и 3 000 долларов США - в качестве вознаграждения ФИО24. и ФИО23. за посреднические услуги.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО23. и ФИО24. передали сотруднику УФСБ России по Калининградской области ФИО28. денежные средства в размере 500 000 рублей и 2 500 долларов США для их последующей передачи в качестве взятки неустановленным должностным лицам из числа сотрудников правоохранительных органов Калининградской области за общее покровительство предпринимательской деятельности Поповой Т.Ф., Гарбузюк Т. и ООО «<данные изъяты>» и попустительство по службе со стороны правоохранительных органов Калининградской области за февраль-март 2021 года.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО23. и ФИО24. сообщили Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т. о необходимости передать им еще денежные средства в размере 2 000 долларов США в качестве вознаграждения за их посреднические услуги, на что Попова Т.Ф. и Гарбузюк Т. ответили согласием, после чего Попова Т.Ф. в присутствии Гарбузюк Т. передала ФИО24 и ФИО23. 2 000 долларов США, что согласно курсу валют Центрального банка России составляет 147 515,80 рублей, в качестве вознаграждения за их посреднические услуги в даче взятки неустановленным должностным лицам из числа сотрудников правоохранительных органов.

Частью второй статьи 28 УПК РФ, частью 2 статьи 75 УК РФ предусмотрено, что прекращение уголовного преследования и освобождение от уголовной ответственности лица по уголовному делу о преступлении иной категории, чем небольшой и средней тяжести, при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Из разъяснений в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» следует, что для освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки требуется установить активное способствование раскрытию и (или) расследованию (пресечению) преступления, а также добровольное сообщение о совершенном преступлении либо вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа.

Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления.

Активное способствование раскрытию и расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др.

Вопреки доводам автора апелляционного представления данные требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ судом выполнены в полном объеме, вывод о наличии предусмотренных примечанием к ст. 291 УК РФ оснований для освобождения Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т. от уголовной ответственности судом мотивирован и является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, подтверждается достаточной совокупностью допустимых доказательств, исследованных в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, подробно изложенных в постановлении и получивших надлежащую оценку суда в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.

Попова Т.Ф. и Гарбузюк Т. пояснили суду, что после передачи денежных средств ФИО24 и ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ года при указанных в предъявленном обвинении обстоятельствах они раскаялись в содеянном и ДД.ММ.ГГГГ года по телефону сообщили следователю по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) СУ СК России по Калининградской области ФИО40. о факте дачи ими взятки, после чего в тот же день в назначенное им ФИО40. время добровольно явились в следственный орган, где оформили явки с повинной и дали подробные объяснения об обстоятельствах совершенного преступления.

Показания Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т. подтверждаются показаниями ФИО40. в суде, протоколами явок с повинной и объяснениями Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т. от ДД.ММ.ГГГГ года.

То, что следователь не оформил сразу же данное устное заявление о преступлении в виде рапорта или протокола принятия устного заявления, не ставит под сомнение добровольное сообщение Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т. должностному лицу, имеющему право возбудить уголовное дело, о совершенном ими преступлении, было связано с занятостью следователя, т.е. с обстоятельствами, которые от обвиняемых не зависели.

Довод апелляционного представления о том, что данные действия Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т. не могут считаться добровольными и не должны учитываться, не основан на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ года к следователю органа предварительного расследования Попова Т.Ф. и Гарбузюк Т. не были задержаны, их уголовное преследование не осуществлялось, уголовное дело в отношении них было возбуждено только 09 июня 2021 года, что в апелляционном представлении не оспаривается.

Согласно представленным органу предварительного расследования материалам проведенных оперативно-розыскных мероприятий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года была задокументирована причастность к совершению преступления только ФИО24. и ФИО23.

Показания свидетелей ФИО27. и ФИО28., материалы ОРМ, на которые ссылается государственный обвинитель, не свидетельствуют о том, что на момент явок Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т. с повинной ДД.ММ.ГГГГ в отношении них осуществлялись оперативно-розыскные либо иные проверочные мероприятия.

Довод апелляционного представления о том, что Попова Т.Ф. и Гарбузюк Т. явились с повинной в связи с задержанием ФИО24. и ФИО23., является голословным и никакими доказательствами не подтвержден.

Показания Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т. о том, что при обращении к следователю ФИО40. они не знали о проведении ОРМ в отношении ФИО24. и ФИО23., признались в даче взятки добровольно в связи с раскаянием в содеянном, ничем не опровергнуты.

Довод государственного обвинителя о том, что Попова Т.Ф. и Гарбузюк Т. передали ФИО24. и ФИО23. денежные средства после звонка следователю, не препятствует применению примечания к ст.291 УК РФ, поскольку в предъявленном обвинении органом предварительного расследования указано, что данные денежные средства не предназначались для дачи взятки, были переданы по требованию посредников, а не по инициативе обвиняемых.

Проанализировав исследованные доказательства, суд также пришел к правильному выводу о том, что Попова Т.Ф. и Гарбузюк Т. неоднократно давали подробные показания об обстоятельствах совершенного ими при посредничестве ФИО23. и ФИО24. преступления, участвовали в проверках показаний, чем активно способствовали раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников, что в апелляционном представлении не оспаривается.

Более того, следователем в обвинительном заключении, утвержденном прокурором, также было указано о явке Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т. с повинной, их активном способствовании раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также согласие обвиняемых с прекращением уголовного преследования по данному нереабилитирующему основанию, суд пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных ч.2 ст.28 УПК РФ, ч.2 ст.75 УК РФ, примечания к ст.291 УК РФ оснований для прекращения уголовного дела, уголовного преследования Поповой Т.Ф. и Гарбузюк Т., их освобождения от уголовной ответственности по ч.5 ст.291 УК РФ в связи с деятельным раскаянием.

Обжалуемое постановление принято в строгом соответствии с требованиями закона после разъяснения сторонам характера и последствий прекращения уголовного преследования, выслушивания мнения сторон.

Решение о конфискации денежных средств, указанных в предъявленном обвинении, соответствует положениям п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ и п. 4.1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ и сторонами не оспаривается.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не допущено.

Допущенные судом ошибки в написании фамилий государственного обвинителя и посредника: «ФИО72» вместо «ФИО73, «ФИО74» вместо «ФИО23», не влекут отмену постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Постановление Ленинградского районного суда г.Калининграда от 4 мая 2023 года о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Поповой Татьяны Федоровны и Гарбузюк Тамилы, их освобождении от уголовной ответственности оставить без изменения, апелляционное представление прокурора оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, в судебную коллегию по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента его провозглашения.

Кассационные представление, представление подаются через суд первой инстанции. Лица, в отношении которых уголовное дело прекращено, вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

22-1231/2023

Категория:
Уголовные
Истцы
Шредер Юлия Юрьевна
Другие
Гарбузюк Тамила
Попова Татьяна Федоровна
Созвариев Алексей Александрович
Созвариев Алексей Алексеевич
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Кирмасова Наталья Ивановна
Статьи

291

Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
18.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее