Дело № 2-459/2023
УИД: 21RS0003-01-2023-000416-25
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года с. Батырево
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., при секретаре судебного заседания Якушевой А.М., с участием представителя истца – прокурора Батыревского района Чувашской Республики Афанасьева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Батыревского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики об обязании произвести ремонт очистных сооружений,
установил:
прокурор Батыревского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики об обязании произвести ремонт очистных сооружений в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Батыревского муниципального округа требований жилищно-коммунального законодательства.
Проверка показала, что износ очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> настоящее время составляет более 80%. Очистные сооружения функционируют с перебоями, не обеспечивают очистку стоков до допустимых показателей. Аварийное состояние очистных сооружений <адрес> создает угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Батыревского района Чувашской Республики поддержал исковые требования, просил обязать ответчика устранить нарушения жилищно-коммунального законодательства.
Ответчик – администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительности причины не явки суду не сообщил.
Согласно ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, изучив и проанализировав их в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих права, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Прокурор Батыревского района обратился с указанным иском в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Требования прокурора Батыревского района Чувашской Республики заявлены в защиту прав неопределенного круга лиц в связи с тем, что выявленные нарушения посягают на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статьей 18 Закона № 52-ФЗ установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Статьей 35 Водного кодекса РФ установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В силу ч.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч.1 ст. 10 Федерального закона №416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленных на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижении риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно подп. «г» п.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 года № 168.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Батыревского района Чувашской Республики установлено, что износ очистных сооружений, расположенных по <адрес> в настоящее время составляет более 80%. Очистные сооружения функционируют с перебоями, не обеспечивают очистку стоков до допустимых показателей.
Указанные нарушения противоречат установленным частью 2 статьи 3 Закона № 416-ФЗ общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения, приоритетности обеспечения населения питьевой водой, обеспечения технологического и организационного единства и целостности централизованных систем холодного водоснабжения, посягают на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, поскольку администрация Батыревского муниципального округа Чувашской Республики не соблюдает санитарные правила, не принимает меры по проведению капитального ремонта очистных сооружений, что ставит под угрозу экологическую безопасность, законные интересы неопределенного круга лиц на качественное и своевременное оказание жилищной коммунальной услуги и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
Право собственности на очистные сооружения, находящиеся по адресу: Чувашская Республика, <адрес> принадлежит администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности, выданных ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, объем работ, которые необходимо выполнить, суд полагает правильным определить срок исполнения обязательств ответчиком по проведению капитального ремонта очистных сооружений, находящихся по адресу: Чувашская Республика, <адрес> течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу, как того просит истец.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики, законны и обоснованны, следовательно, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Батыревского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Батыревского муниципального округа Чувашской Республики об обязании произвести ремонт очистных сооружений - удовлетворить.
Обязать администрацию Батыревского муниципального округа Чувашской Республики произвести капитальный ремонт очистных сооружений, расположенных по адресу: Чувашская Республика, <адрес> течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Т.Г. Чукмаева
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2023 года.