Дело № 2-865/2024
УИД № 91RS0002-01-2023-004656-61
Решение
именем Российской Федерации
28 февраля 2024 года город Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Микитюка А.Ю.,
при помощнике - Нуфтулаевой Х.Н.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Симферополя Республики Крым, третье лицо: МКУ Департамент Жилищной политики Администрации г. Симферополя Республики Крым, ФГУП «Крымская железная дорога» о признании права,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском, к Администрации города Симферополя Республики Крым в котором просит:
- установить факт признания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года в установленном порядке в понимании положений статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» с 01.10.1991 года;
- признать за истцом право нахождения с 01.10.1991 на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым и вставших на учет до 1 января 2005 года;
- возложить на администрацию города Симферополя Республики Крым обязанность поставить истца на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым, с 01.10.1991 года.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что Истец является инвалидом войны и Ветераном боевых действий в Афганистане, не имеет в собственности жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ как участник боевых действий в Афганистане принят на квартирный учет по месту работы в ГП «Приднепровская железная дорога», в котором состоял в общей очереди под № 66, как молодой специалист под №11, как Участник боевых действий в Афганистане под № 2. С указанного учета по каким-либо основаниям не снимался. На учет поставлен в соответствии с Правилами Учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденными постановлением Совета министров Украинской ССР и Украинским республиканским советом профессиональных союзов от 11 декабря 1984 года № 470к. В 2014 году в связи с вхождением Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации создано предприятие ФГУП «Крымская железная дорога». Которое не является правопреемником ГП «Приднепровская железная дорога». С 1991 года по 2014 года осуществлял трудовую деятельность в ГП «Приднепровская железная дорога», с 2014 года и по настоящее время трудоустроен в ФГУП «Крымская железная дорога». В 2018 году стало известно, что в администрации города Симферополя и в ФГУП «Крымская железная дорога» на учете в качестве нуждающегося в помещении не состоит.
В связи с изложенным я обратился в администрацию с заявлением о принятии на соответствующий учет, однако получил отказ в связи с непредставлением документов, подтверждающих то, что являюсь малоимущим.
С решением администрации не согласился, в связи с чем обжаловал его.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Симферополя от 26.06.2019 по делу № 2-1390/2019, оставленным без изменения определениями Верховного Суда Республики Крым от 27.11.2019 № 33- 10570/2019, Судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2020 № № 88-15162/2020, мне отказано в удовлетворении исковых заявлений в признании незаконным решения Администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ №№ в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении на Администрацию города Симферополя обязанности поставить меня на такой учет.
Решения мотивированы тем, что истцом не представлены доказательства тому, что ФИО1 органом местного самоуправления признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и встал на соответствующий учет до 01 января 2005 года в органе местного самоуправления.
Таким образом судом признан законным отказ в постановке на учет ввиду отсутствия документов, подтверждающих нахождение на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий именно до 01 января 2005 года в органе местного самоуправления.
В судебное заседание истец исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по зарегистрированному месту жительства, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного разбирательства по делу не поступало.
Руководствуясь статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Согласно Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (статья 17, часть 1), право частной собственности охраняется законом (статья 35, часть 1), гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1), каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1), государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - Федеральный закон "О ветеранах").
Подпунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) отнесены военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в данном законе.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, предоставляется инвалидам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Из анализа положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 6 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 года с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2014 года N 236-О, поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Предоставление права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года, - притом, что ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях - осуществлено в пределах полномочий федерального законодателя по определению механизма реализации социальной поддержки ветеранов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2018 года N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Как указано в ч. 4 ст. 5 ЖК РФ акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 согласно удостоверения серии БК №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны РФ имеет права и льготы, установленным пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с удостоверением серии И №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения Севастополя, ФИО1 является инвалидом третьей группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательств для инвалидов Отечественной войны, ст. 14.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.06.2019 года установлено, что ФИО1 не имеет зарегистрированных прав в отношении объектов недвижимого имущества В пользовании у ФИО1 имеется жилое помещение – жилой дом, в котором он зарегистрирован, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Ответом Управления жилищной политики от ДД.ММ.ГГГГ № К-1059 ФИО1 разъяснено, что заявителем представлен не полный пакет документов для оказания муниципальной услуги.
Из ответа представленного ГУ «КЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №/№, следует, что ФИО1 на квартирный учет был принят согласно правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР и состоял на квартирном учете по Симферопольскому железнодорожному узлу с ДД.ММ.ГГГГ. А именно: в общей очереди под №; - в списке лиц, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений под № (как молодой специалист); - в списке участников ВОВ и ДРА под № (как участник боевых действий в Афганистане) (л.д. 51).
В соответствии со ст. 37 ЖК УССР от 30.06.1983 г. учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними берутся на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с выходом на пенсию.
На основании ст. 39 ЖК УССР граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий:
- по месту жительства - исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете;
- по месту работы - совместным решением администрации предприятия, учреждения, организации или органа кооперативной или другой общественной организации и соответствующего профсоюзного комитета. При этом принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Решение о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы утверждается исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В силу статьи 41 ЖК УССР контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и соответствующими органами профессиональных союзов
Что также предусмотрено статьями: 37, 39 и 41 Жилищный кодекс Украины от 30 июня 1983 года № 5464-X (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, в силу действующего на ДД.ММ.ГГГГ законодательства ФИО1 встал на учет по месту работы в ГП «Приднепровская железная дорога» как нуждающийся улучшении жилищных условий, где находился до 2014 года, о чем свидетельствует ответ ГУП «Крымская железная дорога» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статьи 1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в состав Российской Федерации с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республики Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - 18 марта 2014 года.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 г. предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Учитывая изложенное выше, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения искового заявления ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-
решил:
исковое заявление ФИО1 к Администрации г. Симферополя Республики Крым, третье лицо: МКУ Департамент Жилищной политики Администрации г. Симферополя Республики Крым, ФГУП «Крымская железная дорога» о признании права – удовлетворить частично.
Признать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ серия № №) нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий, вставшего на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию город Симферополя Республики Крым включить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ серия № №) в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.Ю. Микитюк
Мотивированное решение изготовлено 6 марта 2024 года.
Судья А.Ю. Микитюк